[1885—] — беллетрист. Родился в гор. Землянске, Воронежской губ. С 19 лет принимает участие в революционном движении и выступает в периодической печати. Подвергался непрерывным административным преследованиям. В Сибири, в глухие годы реакции, вступил в ряды РСДРП(б). В Новониколаевске (на Оби) сотрудничал в ряде журналов и газет окраины. Редактировал соц.-дем. газ. "Сибирская новь". Революция 1917 застала Б. в Зап. Сибири. Он активно участвует в работе Томской организации большевиков — член комитета, редактор парторгана "Сибирский рабочий". После захвата Сибири чехо-словацкими бандами Б. работает в городах Евр. России, гл. обр. по редактированию органов печати. В большой печати беллетристом Б. впервые выступил в 1914. Широкую известность Б. приобретает после выхода в свет его романа "Преступление Мартына" (Альманах ЗИФа, № 1). Роман является новым этапом в творческих исканиях в области поведения человека. В этом романе он от "чисто" биологического объяснения поведения человека приходит к социально-биологическому. На отдельных случаях художественного показа Б. сталкивает "биологический" и "классовый" моменты человеческого поведения. В романе сложно переплетаются личные и социальные (классовые) мотивы поведения. Тема романа — конкретное, революционное поведение, которое может быть верным и ложным, искренним и фальшивым. Самое преступление Мартына дано в плане крайне сложной и полной противоречий обстановки. Эта сложность обстановки и противоречивость мотивов поведения героя вызвали в критической литературе различные толкования и оценки "преступления" его. Все произведения Б., в особенности роман "Преступление Мартына", дают возможность сделать ряд обобщений о восприятии Б. человеческих поступков. Для Б. человек есть не только человек класса с совокупностью классовых мотивов поведения, но и "биологический" человек с совокупностью индивидуальных мотивов, определяемых "безусловными" (врожденными) рефлексами. Во всяком "человеке класса" он четко видит и различает "биологического человека", который или мешает, или содействует росту "человека класса". Не только социальные, но, по его мнению, даже индивидуальные, личные мотивы могут направить поведение трудового человека безошибочно и бесповоротно по классово-пролетарской линии. Напр. любовь к сыну у кузнеца ("Кандальник"), "жалость" к товарищу по фронту, приговоренному к расстрелу ("Рассказ инвалида"), "жалость" к товарищу по работе ("Железная трава"). По мнению автора, врожденные классовые инстинкты противоречат и мешают благоприобретенным мотивам поведения (размагниченность барского интеллигента Ворошилина в рассказе "Конец Ворошилина", крайний индивидуализм Мартына, — сына крестьянина и помещицы, борьба "приказчика" и "собственника" в душе бакалейщика в рассказе "Прах"). Однако это противоречит марксистской теории, т. к. нормы человеческого поведения.
имеющие социальный смысл, не могут воплощаться в наследственно классовый инстинкт, а являются всегда благоприобретенными в зависимости от социальной среды. Такие выражения, как "испорченная барская кровь" (Ворошилин), "древняя кержацкая кровь" (Мартын), нарушающие в общем правильный подход автора к объяснению характера и природы человеческого поведения, дают повод обвинить Б. в преувеличении роли "бессознательной" силы. Но тем не менее биологический фактор Б. свободен от мистики и идеализации. Человек для Б. — носитель морально-волевых "рефлексов", отвечающих на те или иные внешние "раздражители", сложный механизм бессознательного или сознательного поведения. При этом он берет не исключительного, из ряда вон выходящего человека, а заурядного, "среднего", скорее даже примитивного. Если же иногда его герой кажется исключительным (как например Мартын), то только потому, что его индивидуальные черты слишком подчеркнуты в ущерб типичным.
Б. посвятил целый ряд произведений крестьянской жизни, четко вскрыл в них противоречия крестьянской собственнической психики ("На земле"). Б. видит выход из этих противоречий ("Машина") — в технической революции сельского хозяйства. Его пьеса "Липатовы" дает ряд интересных персонажей и характерна для его творчества в идеологическом отношении. Художественные средства Б. весьма значительны: он умеет строить фабулу, давать живые лица. Яз. его произведении отличается меткостью, колоритностью и лексическим разнообразием. Эпитеты и образы Б. свежи и оригинальны. С 1923 Б. — член Всероссийского общества пролетарских писателей "Кузница".
Библиография
: I. Произведения, которые в свое время печатались в журналах и газетах, в значительном большинстве вошли в собр. сочин. Б., изданное ЗИФом.II. Якубовский Г., Лит-ые портреты, М. — Л., 1926; Зонин А., В. Б., "На литературном посту", № 13, 1927; Вешнев В., Преступление В. Б., "Октябрь", № 3, 1928; Тарасов-Родионов А., Надуманное преступление, "На литературном посту", № 10, 1928; Фриче В., Заметки о современной литературе, М., 1928.
В. Вешнев.
{Лит. энц.}
Бахметьев,
Владимир МатвеевичРод. 1885, ум. 1963. Писатель, с 1923 г. участник литературного объединения "Кузница". Автор книг: "Преступление Мартына" (роман, 1928), "На земле" (1924), "Наступление" (1938) и др.