Бакиллани Мухаммад
Бакиллани Мухаммад
ум. в 403/1013)–выдающийся мусульманский ученый и каламист. Представитель ашаритской школы калама (См. Ашаризм). Настоящее имя Мухаммад ибн Таййиб ибн Мухаммад ибн Джафар. Его называли Бакиллани аль–Ашари. Родом из Басры, однако, большую часть своей жизни провел в Багдаде, где был кадием (судьей). Научный путь Бакиллани начался с Басры. Он проявил особый интерес к ашаритскому каламу и обучался этой науке у Ибн Муджахида атТаи и Абу аль–Хасана аль–Бахили, которые были учениками Абу аль–Хасана аль–Ашари. Объектом изучения Мухаммада Бакиллани стала и правовая наука (фикх), которой он обучался у Ибн Абу Зейда аль–Кайравани и Абу Бакра аль–Абхара. После переезда в Багдад, Бакиллани продолжил свое обучение в Багдаде, который был одним из основных культурных и научных центров мира. Там он обучался хадисам у Абу Бакра ибн Малика аль–Кати, Абу Мухаммада ибн Маси, Даракутни, Абу Ахмада Хусайна ибн Али Нисабури. Затем Бакиллани вернулся в Басру и начал преподавательскую деятельность в мечети, где он развивал теоретические основы ортодоксального суннитского мировоззрения на основе ашаризма (См. Ашаризм). Здесь же, в Басре, он вступил в полемику с шиитами и успешно отстаивал положения ортодоксального Ислама. В дальнейшем Бакиллани продолжил апологетическую деятельность. В период правления бувайхидского (буидского) правителя Адуд адДаулы, он защищал положения суннизма от нападок шиитов и мутазилитов в Ширазе. Причем сделал это на таком высоком уровне, что заслужил уважение Адуд адДаулы, который поручил ему обучение своего сына Симнан адДаулы, несмотря на то, что в целом Бувайхиды исповедовали шиизм. Кроме того, по поручению Адуд адДаулы, Бакиллани отправился в качестве посла к византийскому императору. После смерти Адуд адДаулы, Бакиллани отправился в Багдад и преподавал там, в мечети Мансура. На его занятия приходили слушатели со всего Ирака, а также из Хорасана, Испании и других регионов мусульманского мира. Он воспитал сотнями учеников, которые впоследствии стали известными суннитскими теоретиками. В их числе были Абу Джафар ас–Симнани, Али ибн Мухаммад аль–Харби, Абу Абдулла аль–Йазди, Абу Абд арРахман ас–Сулами, Абу аль–Касим ас–Сайрафи, Абу Зарр аль–Хирави, Абу Хатим аль–Казвини. Развивая теоретические и философские основы правоверного суннитского Ислама на основе ашаритского калама, Бакиллани последовательно отстаивал его положения не только в полемике с шиизмом и мутазилизмом, но и с джахмизмом, хариджизмом и другими несуннитскими учениями. Таким образом, он способствовал еще большей популяризации положений суннитского Ислама. По этой причине его даже называли муджаддидом (обновителем веры) своей эпохи. Способности Бакиллани были высоко оценены различными мусульманскими правителями, которые поддерживали его. Он был автором большого количества теоретических трудов, таких как «Иджаз аль–Куран», «Тамхид аль–Аваил ва Тальхис адДалаиль», «Манакиб аль–Аимма» на которые ссылались и ссылаются многие поколения ученых.