БАКЛАНОВ Георгий Андреевич

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Бакланов, Георгий Андреевич

(наст. фам., имя и отчество Баккис Альфонс-Георг Андреасович) [23,12.1880 (4.1.1881), Петербург (в нек-рых источ. Рига) — 6.7.1938, Базель] — арт. оперы (баритон) и камерный певец. С детских лет после смерти родителей воспитывался у родственников матери в Киеве. Окончив в 1900 Киево-Печерскую гимназию, год учился на юридич. ф-те Киев. ун-та, в 1901 перевелся в Петерб. ун-т, к-рый не окончил. Пению обучался с 1900 в Киеве у М. Петца, с 1901 и в 1904 брал уроки у И. Прянишникова в Петербурге, в 1902—04 и позднее совершенствовался в Милане у дирижера т-ра "Ла Скала" B. Ванцо. На оперной сцене дебютировал в 1904 в Киеве в партии Амонасро (подготовленной под рук. В. Лосского), затем гастролировал с частной оперной труппой в Каменец-Подольске и Житомире, в апр. 1905 дебютировал в партии Демона ("Демон" А. Рубинштейна) в моск. Опере C. Зимина. В 1905—09 и 1912 (гастроли) солист моск. Большого т-ра. После 1909 гастролировал также в петерб. Мариинском т-ре и Нар. доме (1913), в 1915 — в Киев. опере. С большим успехом выступал (вместе с Л. Липковской) в США (Бостон, Чикаго, Нью-Йорк, 1909), Лондоне (т-р "Ковент-Гарден", 1910), Вене (в операх "Отелло" Дж. Верди, "Лакме", "Дон Жуан", 1910), Гамбурге, Франкфурте-на-Майне, Кельне, Лейпциге, Дрездене, Нюрнберге, Берлине (т-р "Комише опер", в партиях Риголетто и Скарпиа, 1911), Буэнос-Айресе (т-р "Колон", 1911), Милане (т-р "Ла Скала", в партии Демона, п/у А. Тосканини), Праге (1912, здесь его слушал В. И. Ленин; 1924), Париже (т-р "Гранд-Опера", 1913), Монте-Карло (1914, в операх "Тоска" с М. Кузнецовой, "Риголетто" с Л. Липковской и Э. Карузо, "Девушка с Запада" с Дж. Мартинелли). В 1911 — 14 солист Бостонской оперы, в 1915—30 (в нек-рых источ. 1917—26) — Чикагской гор. оперы. Гастролировал также в др. городах США, Европы (Варшава, Париж, Белград; Берлин — 1923, в опере "Снегурочка"). С 1930 жил в Германии: в 1930—33 — в Берлине, в 1933—38 — в имении около Базеля. Обладал голосом феноменальной красоты, необыкновенной силы и широкого диапазона (две с половиной октавы), природной музыкальностью, драм. талантом, имел яркую сцен. внешность. В совершенстве владел мимикой и пластикой. Созданные им образы отличались индивидуальным решением вокально-сцен. рисунка, выразительностью. Иногда критиковался за нек-рую аффектацию. Современники называли певца "русским Баттистини". В нач. сцен. деят-сти пел преимущественно партии лирич. баритона, позднее — драм. партии, выступал также в басовом репертуаре. На конц. эстраде исп. теноровую партию Германа ("Пиковая дама").


1-й исп. партий: Ланчотто ("Франческа да Римини" С. Рахманинова), Барона ("Скупой рыцарь"; исп. этой партии, подготовленной под рук. арт. Малого т-ра А. Ленского, был удовлетворен автор оперы С. Рахманинов), Матео Фальконе ("Матео Фальконе"); в Большом т-ре — Поярка ("Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии"), Виндекса ("Нерон"); в Берлине — Грязного ("Царская невеста", 24 марта 1923); 17 марта 1914 в Монте-Карло участвовал в премьере оперы "Валенсианские мавры" А. Понкьелли. Лучшие партии: Риголетто, Яго, Скарпиа, Гамлет, Мефистофель ("Фауст"), Тонио, Эскамилио, Борис Годунов, Онегин, Демон ("Демон" A. Рубинштейна). "Зрители видели в исполнении Бакланова врубелевского Демона с огненными глазами и прекрасным одухотворенным лицом. Он пел Демона без пошлых крыльев. Его Демон был духом отрицания и зла... Он не был на сцене однообразным "вечным красавцем" во всех ролях, хотя в жизни Бакланов был очень красив" (С. Бронштейн)*.


Др. партии: Руслан, Князь Игорь, Дон Жуан ("Дон Жуан"), Фигаро ("Севильский цирюльник" Дж. Россини), Валентин ("Фауст"), Жермон, Ренато, Амонасро, Нилаканта, Зурга, Барнаба, Тельрамунд. Партнеры: Е. Азерская, Л. Балановская, А. Галли-Курчи, И. Грызунов, М. Дейша-Сионицкая, В. Лосский, А. Нежданова, B. Петров, Н. Салина, Т. Скипа, Д. Смирнов, Л. Собинов, Ф. Шаляпин. Пел п/у У. Авранека, Э. Купера, А. Никиша (1908 и 1911, Большой т-р), В. Сука, С. Рахманинова, Н. Федорова.


Выступал в концертах, в т. ч. в Москве и Петербурге (совместно с С. Рахманиновым), позднее — в США и Европе.


Записывался на грампластинки в Москве ("Граммофон", 1907), Нью-Йорке ("Колумбия", 1911), Вене ("Граммофон", 1913), Киеве ("Артистотипия", 1913), Милане (1913), Берлине ("Вокс", 1924); нек-рые архив. записи — в ЦГАЗ СССР и ГЦММК.


Лит.: С. В. Рахманинов и русская опера: Сб. статей / Под ред. И. Бэлзы. — М., 1947. С. 137, 141, 144; Владимир Аполлонович Лосский: Мемуары. Статьи и речи. Воспоминания о Лосском. — М., 1959. С. 179; Левик С. Ю. Записки оперного певца. — 2-е изд. — М., 1962. С. 339—341; Бронштейн С.* Герои одного мгновения: Воспоминания зрителя. — М., 1964. С. 32; Квалиашвили М. По трудному пути. Воспоминания. — Тбилиси, 1969. С. 23—25; Энгель Ю. Д. Глазами современника: Избр. статьи о русской музыке. 1898—1918. — М., 1971. C. 159, 161; Воспоминания о С. В. Рахманинове. В 2 т. / Сост., ред., коммент. и предисл. З. Апетян. — М., 1974. Т. 1. С. 326; Гозенпуд А. А. Русский оперный театр между двух революций 1905—1917. — Л., 1975. С. 75—76; Железный А. Этикетка раскрывает свою тайну // Муз. жизнь. 1980. № 24. С. 20—21; Зарубин В. Георгий Андреевич Бакланов // Сов. артист. 1981. 30 янв.; Яковлев Вас. Избранные труды о музыке. Т. 3: Музыкальная культура Москвы. — М., 1983. С. 350—352, 360, 362, 368; Mapков П. А. Книга воспоминаний. — М., 1983. С. 521, 542.

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

БАКЛАНОВ Георгий Андреевич
наст. фам., имя Баккис Альфонс-Георг) (23.12.1880, Петербург -6.7.1938, Базель) - артист оперы и концертный певец (баритон). Латыш по отцу, русский по матери, рано осиротел, воспитывался в Киеве у родственников матери. Окончил Киево-Печерскую гимназию и поступил на юридический факультет Свято-Владимирского университета. Еще будучи гимназистом, под впечатлением от прослушанного в Киевской опере «Демона» А-Рубинштейна Б. увлекся оперой и неожиданно обнаружил у себя сильный голос. Вскоре он начал занятия у профессора Киевской консерватории Мартина Петца, воспитавшего многих видных певцов России и Польши. В 1901 Б.
перевелся в Петербургский универститет (который так и не окончил).
Здесь, в столице, он был прослушан педагогом и знаменитым в прошлом баритоном И.Прянишниковым, который настолько увлекся редкостным дарованием нового ученика, что взял его с собой в путешествие по Италии. В Милане Прянишников представил Б. профессору Витторио Вандзо. У него консультировались, проходили новые партии, совершенствовали вокальную технику известные русские артисты (в том- числе Л.Лашовская и Д.Смирнов). У Вандзо Б, занимался вплоть до возвращения на родину в конце 1903, Его первое выступление на сцене состоялось в январе 1904 в Киеве в партии Амонасро в опере Дж.Верди «Алда». Эту роль Б. готовил под руководством В.Лосского, известного оперного режиссера и певца. Несмотря на тщательную подготовку, дебют не обошелся без курьеза. В своих мемуарах Лосский рассказывает, что перед выходом на сцену Б. забыл завершить гримировку и «черный эфиопский царь появился с белой шеей и белыми руками!.. В публике раздался смех. Но как только дебютант открыл рот и дал первую ноту, публика замерла: это был из ряда вон выходящий голос. Звук лился, звенел, чаровал тембром, потрясал мощью. Успех был решительный».
Окрыленный, Б. отправился в Петербург на пробу в Мариинский театр (февр. 1904). Несмотря на высокую оценку его таланта авторитетными артистами, включая Л.Собинова, Б. не получил приглашения в первый театр России и был вынужден подписать контракт с частной антрепризой на выступления в Житомире и Каменец-Подольске. В Ригу, куда отправилась труппа после Украины, его не взяли, т. к, посчитали слишком молодым, чтобы «петь в таком большом и музыкальном городе».
Б, возвратился к Прянишникову в Петербург, продолжил у него занятия, а затем переехал Москву и с блеском выступил в театре С.Зимина в своей «коронной» партии - в рубинштейновском «Демоне» (15.4.1905). На спектакле присутствовал директор императорских театров В.Теляковский, год назад отказавший ему в поступлении в Мариинский театр. На этот раз Теляковский пожелал во что бы то ни стало заполучить молодого артиста. Б, не поверил его посулам и заключил контракт на следующий сезон с Зиминым, но Теляковский добился своего - заплатил Зимину неустойку, и уже 20 апреля новый баритон появился впервые на сцене Большого театра.
В своем первом сезоне в Большом театре Б. исполнял партии Валентина в «Фаусте» Ш.Гуно, Амонасро в «Аиде» Дж.Верди, Эскамильо в «Кармен» Ж.Бизе. Но особенно прославился артист в роли Демона. Трактованный им в соответствии с врубелевским образом, «без пошлых крыльев, с огнеными глазами... его Демон был духом отрицания и зла». Вскоре судьба свела Б. с С.Рахманиновым.Ф.Шаляпин отказался от участия в премьерах его опер «Франческа да Римини» и «Скупой рыцарь», и молодому артисту поручили первое исполнение главных партий - Ланчотто и Барона. Впервые Б. довелось осваивать роли, не имеющие никаких исполнительских традиций. Опираясь на авторские пожелания и помощь известного артиста Малого театра А.Ленского, Б. создал впечатляющие образы, оказавшись на высоте требований, предъявляемых музыкой Рахманинова. Его выступление на премьере 11.1.1906 полностью удовлетворило автора. Партнерша Б. в тот вечер, ведущая солистка Большого театра Н.Салина, так пишет о нем в своей книге «Жизнь и судьба»: «Юный, высокий, стройный красавец с баритоном необычайной красоты и силы. Он только начинал свою карьеру, но уже чувствовалось, что далеко пойдет. Действительно, пробыв недолго в Москве, он уехал за границу, и скоро зарубежная пресса стала приносить нам известия о его колоссальном успехе». За рубеж Б. отправился в 1909, а до того успел выступить в Большом театре в 14 операх. Он исполнил Руслана Глинки и Князя Игоря А.Бородина, партии Виндекса в «Нероне» А.Рубинштейна и Поярка в «Сказании о невидимом граде Китеже» Н.Римского-Корсакова, спел вердиевских Риголетто и Тельрамунда («Лоэнгрин»), Зургу в «Искателях жемчуга» Ж.Бизе репертуар разнообразный и неординарный (от лирической партии Онегина до басовой Руслана).
В 1909 Б. начал серию блистательных выступлений на сценах США. Он участвовал в открытии и в первом сезоне оперы в Бостоне (совм. с Л.Липковской и Е.Бронской), пел в Чикаго, в Нью-Йорке. В 1910 выступил в Венской придворной опере: Яго в «Отелло» Дж.Верди, моцартовский Дон Жуан, басовая партия Нилаканты в «Лакме» Л.Делиба. В 1911 русский баритон имел сенсационный успех в Германии, выступив в Гамбурге, Кельне, Лейпциге, Дрездене, Берлине, где пел Риголетто и Скарпиа в «Тоске» Дж.Пуччини. В том же году он пересек Атлантику и появился на сцене крупнейшего театра Южной Америки «Colon» в Буэнос-Айресе, а в «La Scala» пел Демона по приглашению великого дирижера А.Тосканини. В 1912 пел в Праге, в 1913-в парижской «Grand-Opera», весной 1914 -в Монте-Карло, в театре «Casino», собиравшем в то время (как «Metropolitan Opera» в Нью-Йорке) лучшие исполнительские силы мировой оперы. Здесь Б. вместе с Э.Карузо и Липковской выступил в «Риголетто», с М.Кузнецовой-Бенуа в «Тоске», с Дж.Мартинелли в «Девушке с Запада» Дж.Пуччини, с Липковской в премьере оперы А.Понкьели «Валенсианские мавры». Это лишь некоторые из зарубежных гастролей великого артиста.
Будучи солистом Бостонской оперы (191114), Б. в каждом сезоне возвращался и выступал на родине. В Большом театре ему довелось участвовать в знаменитой постановке вагнеровского «Лоэнгрина» в 1911 с участием Л.Собинова, А.Неждановой, И.Петрова, Л.Балановской, под управлением прославленного немецкого дирижера А.Никиша. В Петербурге артист пел на сценах Мариинского театра и Народного дома (1913). В 1915 серию спектаклей с участием Б. дала Киевская опера. С этого года Б. подписал контракт с оперным театром в Чикаго, вторым по значению театром США, собиравшем труппу, способную соперничать с «Metropolitan Opera» - Р.Страччари, АТалли-Курчи, Т.Скипа.Б. покинул родину, как он полагал, на время, но оказалось - навсегда.
В Чикагской опере Б. являлся первым баритоном (до 1930). После окончания 1-й мировой войны Б. снова появился в Европе, гастролировал в Варшаве, Париже, Белграде, Берлине. В столице Германии он был первым исполнителем партии Грозного в европейской премьере «Царской невесты» Римского-Корсакова, пел Мизгиря в «Снегурочке» (1923). По завершении работы в Чикагской опере она 1930 перебрался в Германию, приобрел дом в предместье Берлина.Б. занял значительное положение в артистическом мире германской столицы. Он сыграл решающую роль в выборе творческого пути юной М.Чеботаревой, определив ее будущее оперной певицы - вскоре она стала знаменитой Марией Чеботари, примадонной опер Вены, Берлина и Дрездена. После прихода к власти нацистов Б. переехал в Швейцарию и уединился в имении близ Базеля, где он и окончил свои дни.
Несмотря на недолгую жизнь, Б. успел пережить свой голос и свою славу. Об этом свидетельствуют его последние записи, произведенные в Берлине в начале 1930-х. Артист тогда только что перешагнул 50-летний рубеж, возраст для баритона некритический, а уже слышны (сравнительно с ранними записями) значительные потери в голосе. Очевидно, сказалась безостановочная, в буквальном смысле слова, «на износ», работа на протяжении 25 лет. Но и эти поздние записи Б. производят большое впечатление. Ощущается высокий класс настоящего мастера, не знающего вокально-технических проблем, не щадящего ни свой голос, ни свои силы.Б. записывался довольно много, но не всегда удачно. Первые записи 1907 в Москве он был вынужден сделать с аккомпаниментом фортепиано, а не оркестра, поэтому в ариях имеются значительные купюры. Пластинки 1907, выпущенные компанией «Gramophone», быстро «уценились» и перешли в разряд более дешевых с маркой «Zonophone». В 1911 в США Б. записывал пластинки для компании «Columbia» и продолжил с нею сотрудничество в 1918. Компания «Gramophone», лидер граммофонной индустрии в Европе, произвела (в Милане или в Вене) сеанс записей великого русского баритона в 1913, В числе этих фонограмм имеются и лучшие в его звуковом наследии.Б. ошибочно приписывают несколько пластинок, выпущенных киевской компанией «Экстрафон» под маркой «Артистотипия» в 1914-15. В 1919 голос артиста записывала в США компания «Victor». Матрицы были переданы компании «Gramophone» для выпуска пластинок в Европе. Эти диски (с маркой «His Masters Voice») входили в серию пластинок ведущих артистов мира, представленных компанией. В 1923 (или 1924) несколько пластинок Б.
записал в Берлине для «Vox», радио и граммофонного предприятия. Все это были т.н. акустические записи (осуществлены при помощи рупора). К микрофону Б. встал, когда его голос уже утрачивал свои исключительные качества. Репертуар пластинок артиста состоит почти полностью из оперных арий, некоторые исполнены на итальянском и французском языках. Два дуэта (в 1911 и 1913) записаны в ансамбле с Липковской.
Лучшие записи Б. полностью подтверждают его высочайшую художественную репутацию. Он ни в чем не уступает своим современникам-итальянцам в «их» репертуаре. Но некоторые записи неудачны - Мефистофель и Борис Годунов. Слишком сильны впечатления от созданных Шаляпиным шедевров, в сравнении с которыми Б. явно проигрывает. Зато к числу бесспорных удач относятся замечательные исполнения фрагментов из «Демона», относящиеся к разным годам. Даже поздняя запись «Клятвы» свидетельствует, что восторги тех, кто слышал и видел Б. в этой роли, не преувеличены. Великолепен Б. в ролях «злодеев», его Яго, Барнаба в «Джоконде» А.Понкьели исполнены на уровне мировых образцов.
Искусство великого русского артиста никогда не забывалось ни на Западе, ни на родине. В Австрии в 1970-х «Preiser» выпустил пластинку Б. в серии выдающихся певцов 1920-30-х. Фирма «Мелодия» выпускала монографические пластинки певца в 1977 и 1987.

Источник: Энциклопедия Русской эмиграции