БАКСТ Лев Самойлович
Источник: История России. Словарь-справочник. 2015
— современный живописец и рисовальщик; род. в С.-Петербурге в 1867 г., где и получил образование в 6-й гимназии. Поступив в 1886 г. в Академию художеств, еще при старом академическом режиме, он пробыл в ней три с половиной года, пока и с ним не случилось то, чем пестрит летопись господства этого режима, — столкновение окаменелых школьных традиций с кипучей молодой индивидуальностью. Б. отправился в Париж, к центру современного искусства. Тут он встретился с группой молодых русских талантов во главе с K. A. Сомовым и Александром Бенуа, которым суждено было сыграть столь крупную роль в перевороте, совершившимся в русском искусстве. Видное место в этой группе занял и Б., но он нашел себя и свою настоящую дорогу далеко не сразу. В Париже его привлекло сперва новое красочно-пространственное воззрение на природу в духе импрессионистского реализма, покорившее себе к тому времени почти весь художественный мир. Дань этому увлечению была неизбежна и вполне законна, но чисто живописный принцип, выдвигавшийся этим направлением, не вполне отвечал природному дарованию Б.: его сила лежала не в колорите, а в чувстве формы и линии; пока это стало ясно ему самому, его произведения не могли достигнуть высоты, отвечавшей его таланту. Первое пребывание в Париже было лишь коротким; в мастерской испанца Гарридо он скоро усвоил себе несколько поверхностную виртуозность, а материальное положение заставило вернуться в С.-Петербург и утилизировать свое умение в писании светских портретов акварелью. В 1894 г. Б. получил заказ на картину, изображающую въезд адмирала Авелана в Париж, что дало ему возможность вновь прожить там несколько лет. На этот раз Бакст основательно поработал в мастерских Эдельфельда и Бенжамен-Констана и под конец совершил обычное художественное путешествие в Тунис и Алжир, откуда вывез, между прочим, поступивший в Третьяковскую галерею пейзаж "Аин-Сефра". В 1898 г. Бакст вернулся в Петербург, как раз в то время, когда С. П. Дягилев основал свой журнал "Мир искусства", предназначенный для завоевания в России места новому искусству; с необыкновенным чутьем момента Дягилев привлек к делу, с одной стороны, крупных представителей нового идеалистического течения русской мысли, а с другой — те молодые силы среди художников, которые совершенно одиноко, наперекор всем препятствиям, потянулись одним своим неодолимым инстинктом к настоящему искусству. Среди них был и Б., принимавший участие в журнале от подготовительных совещаний до закрытия. "Мир искусства" помог ему определить себя и найти свое призвание. Новое искусство Европы, как известно, пошло одновременно по двум параллельным путям. Оно воспитало, с одной стороны, глубокое красочное созерцание действительности, с другой — небывалое утончение линейного элемента. Последнее вело к идеализации изображения и в то же время открывало новые горизонты в декоративном украшении обстановки в самом обширном смысле этого слова. На первых порах воскресло утраченное искусство декорации в книжном деле: графические работы для печати, иллюстрации, рамки, виньетки, инициалы, концовки оказались первыми стилистически правильными произведениями нового искусства. К этому-то делу Дягилев, впервые разгадавший Бакста, и направил его. И действительно, на страницах "Мира искусства" русская графическая декорация достигла громадных успехов. Б. занимал среди участвовавших в нем художников одно из первых мест благодаря своему личному стилю, отличавшемуся мужественной твердостью рисунка и тонким чувством линий. Прекрасный, основательный, идеализированный рисунок Б. постоянно сближает его с античным созерцанием; среди его портретов лучше всего рисованные и лишь слегка тронутые акварелью; в портретах собратьев и людей пера и мысли большая свобода в отношениях к модели позволяет ему порой достигать замечательных результатов в психологической суггестивности (портреты Левитана, Розанова, А. Белого, г-жи З. Гиппиус). За пределами графики Б. пока еще не удается найти подходящее поле деятельности, а следовательно, и для условия создания вполне выношенных произведений. Мерило тому, что Б. может создать на этом поприще, дал выставленный им в 1904 году круглый будуар и в особенности устройство бесподобной выставки русского портрета в 1905 г., а позже выставки русского искусства в Париже; очень хороши были также его театральные постановки, в особенности балета "Фея кукол" в театре Эрмитаж, а также занавес "Элизиум" для театра Комиссаржевской в СПб. В Париже на устроенной им с обстановочной стороны выставке он был представлен также декоративным панно "Vision antique", соединяющим все преимущества его карандаша. Выставленная в петербургском Салоне 1909 г. большая картина "Terror antiquus" страдает некоторой искусственностью замысла: Б. ставит символ античного мира, простую архаическую греческую статую — в небывало высокую перспективу, не лишенную, правда, мрачного таинственного настроения. Дань своему еврейству Б. отдает несколько мечтательными "поисками еврейского стиля".
М. Сыркин.
{Евр. энц.}
Бакст, Лев Самойлович
(1866—1924) — живописец, декоратор, график. Художественное образование получил в Петербургской академии художеств (которой не кончил), а затем в Париже. Один из крупнейших художников группы "Мир Искусства", сыгравшей руководящую роль в русском искусстве, первого десятилетия 20 в. Хотя в 1900—10 гг. Б. занимался по преимуществу портретом и графикой, его театрально-декорационные работы этого периода ("Ипполит", 1902, "Фея кукол", 1903, "Эдип в Колоне", 1904) уже свидетельствуют, что именно тут заложена главная сила дарования Б. В 1909 Б. был выселен из Петербурга, как не имеющий права жительства еврей. Примкнув к балетной труппе С. П. Дягилева, Б. переехал в Париж и целиком отдался театру. Его дарование художника-декоратора развернулось в постановках "Русского Балета" с огромной силой. Мировой успех этих спектаклей принес мировую славу и Б. Им в сезоны 1910—1912 гг. были поставлены: "Шехерезада", "Жар-Птица", "Клеопатра", "Нарцисс", "Голубой бог", "Мучение св. Себастиана", "Дафнис и Хлоя" и др. Декоративный стиль Б. сложился из компоновок больших красочных масс, доведенных в своей цветовой силе до наибольшего напряжения и ритмически развертываемых в пространстве. Особенно велико было уменье Б. дать движение и жизнь сценическому костюму, в котором он с большим искусством располагал ряды типических для каждого костюма, ритмически повторяющихся цветовых узоров, характеризующих сценический образ и подчеркивающих динамику пляски и жестов актера. Это влекло Б., естественно, к экзотическим, в частности — восточным мотивам и сюжетам. Костюм Б. стал своего рода формулой, определившей на десятилетие 1910—1920 основные тенденции балетно-оперной костюмировки. Б. был создан ряд эскизов дамских нарядов, осуществленных центральными парижскими фирмами мод, использовавшими европейскую популярность художника.
Б. умер при вполне обозначившейся, со стороны молодого художественного поколения, реакции против созданного им стиля. Произведения Б. имеются: в Третьяковской галерее ("Вечер в Алжире", "Элизиум", "Эскиз занавеса для театра Коммисаржевской", "Эскизы костюмов"); в Русском музее в Ленинграде (портреты А. Бенуа, Нувеля, эскизы костюмов) и в театральных музеях Москвы и Ленинграда.
Лит.
: Журн. "Золотое Руно", № 4, 1906 (номер, посвященный Б.); Arsène Alexandre et Jean Cocto, L´art décoratif de Léon Bakst, P., 1913; André Lewinson, Léon Bakst, В., 1923; о влиянии русских сезонов Б. на западную сцену см. L. Moussinac, La décoration théâtrale, Paris, 1922.A. Эфрос.
Источник: Художники русского зарубежья 1917-1939. Биографический словарь. 1999
В 1890 сблизился с кружком А.Бенуа. В 1891 путешествовал по Германии, Испании, Италии, Швейцарии. С 1893 по 1897 жил подолгу в столице Франции, работал над картиной «Встреча адмирала Авелана в Париже» (закончена в 1900); совершенствовал рисунок в студии Ж.-Л.Жерома, а живопись в академии Р.Жулиана и на занятиях с финским художником А.Эдельфельтом. В 1896 ездил в Мадрид, в 1897-в Алжир и Тунис.
Выполненные маслом и акварелью пейзажи и портреты Б. (в числе последних портреты-типы: «Испанец», 1891, акварель; «Молодой дагомеец», 1895, акварель и др.) экспонировались на выставках: Академических (1890, 1896, 1897), рисунков русских художников «Blanc et noir» (1890), Общества русских акварелистов (1891-97), Международных в Дрездене (1892) и Берлине (1896) и др.
К концу 1890-х Б. стал горячим энтузиастом объединения молодых художественных сил России. Ему принадлежала идея «Выставки русских и финляндских художников», устроенной С.Дягилевым в начале 1898 в Петербурге и затем показанной в Мюнхене, Дюссельдорфе, Кельне и Берлине. В дальнейшем Б. активно сотрудничал с Дягилевым и Бенуа в издании журнала «Мир искусства» (1898/991904), участвовал в выставках того же названия (1899-1903, 1906, 1913), в выставке «Современное искусство» (1903), ретроспективных выставках русского искусства в Париже и Берлине (1906), в Международной художественной выставке в Венеции (1907), выставках Союза русских художников (190310) и др.
Особое место среди работ Б. 2-й половины 1890-х - 1900-х занимали портреты деятелей культуры Серебряного века: В.Нувеля, акварель, 1895; Д.Философова, пастель, 1897: А.Бенуа, акварель, пастель, 1898; И.Левитана; Ф.Малявина (оба литогр., 1899); В.Розанова, пастель, гуашь, 1901; З.Гиппаус, черный карандаш, мел, сангина, 1906: С.Дягилева, масло, 1906; А.Павловой, итальянский карандаш, 1908 и др.
Развиваясь в русле мировых художественных процессов, творчество Б.
обнаружило в начале ХХв. характерные признаки стиля модерн с его метафоричностью образов и декоративностью изобразительных приемов, особенно заметных в тяготеющей к орнаменту и силуэту журнальной, книжной и прикладной графике (рисунки для журналов «Мир искусства» 1902-4, «Золотое руно», 1906) и в таких станковых работах как «Ужин» (масло, 1902), «Ливень» (гуашь, тушь, 1906), «Ваза» (гуашь, акварель, 1906). В последней, запечатлев себя и свою жену бредущими по двум тропинкам, огибающим большую садовую вазу, Б. отразил перипетии личной жизни. В 1903 он женился на Любови Павловне Гриценко - дочери П.Третьякова, вдове художника Н.Гриценко; для совершения религиозного обряда перешел из иудаизма в лютеранство. В 1907 у Б. родился сын Андрей (1907-1972), в будущем художник театра и кино. Брак оказался непрочным, в 1910 супруги развелись, и Б. вернулся к религии предков; однако сохранил с женой и сыном дружеские отношения, поддерживал их материально.
В 1900-е Б. неоднократно совершал поездки в Западную Европу, в память о чем остались пейзажи, свидетельствующие о возросшем живописном мастерстве, об умении запечатлеть природу в обобщенных выразительных формах: «Пристань в Ментоне» (масло, 1903), «Оливковая роща в горах» (масло, 1903-4), «Море» (масло, 1908). В 1907 Б. вместе с В.Серовым побывал в Греции, завершил панно «Древний ужас» («Terror Antiquus», масло, 1908). В этот период Б. был увлечен идеей неоклассицизма, что проявилось в его публицистических выступлениях, педагогической деятельности в студии Е.Званцевой (1906-10) и лишь отчасти в собственном творчестве, до конца остававшемся неотрывным от модерна.
Наиболее полно Б. реализовал себя в театре. В 1901 с группой коллег по «Миру искусства» работал над эскизами декораций и костюмов к неосуществленной постановке в Мариинском театре балета Л.Делиба «Сильвия». В последующие годы в оформлении Б. были поставлены пантомима «Сердце маркизы» (1902) в Эрмитажном театре, балет И.Байера «Фея кукол» (1903) в Эрмитажном и Мариинском театрах, трагедии Еврипида «Ипполит» (1902) и Софокла «Эдил в Колоне» (1904) в Александрийском театре, трагедия Софокла «Антагона» (1904, частный спектакль И. Рубинштейн). В 1907 началось сотрудничество Б. с балетмейстером-реформатором М. Фокиным (эскизы костюмов для танцевальных номеров: «Лебедь» в исполнении А.Павловой и др.), С 1909 работал в антрепризе С.Дягилева, с 1911 ее художественный директор.
Отказ от канонов классического балета, слияние танца и пантомимы, изобразительность хореографии, стремление к стилистическому соответствию выразительных средств представляемой эпохе повышали роль художника, делая его соавтором балетмейстера.Б. стал одной из центральных фигур Русских сезонов, выполнив эскизы декораций и костюмов к балетам, слагающимся в несколько тематических циклов.
Первый из них - ориентальный («Клеопатра» на муз.А.Аренского, С.Танеева, М.Глинки и др., 1909; «Шехеразада» Н.Римского-Корсакова, 1910; «Жар-птица» И.Стравинского, 1910; «Синий бог» Р.Гана и «Тамара» М.Балакирева, 1912), окрашенный, по словам одного из критиков, «в цвета страсти и сказки». Второй европейский («Карнавал» Р.Шумана, 1910; «Призрак розы» КМ.Вебера), обращенный к эпохе романтизма и стилю бидермайер. Третий - античный («Нарцисс» Н.Черепнина, 1911; «Дафнис и Хлоя», М.Равеля, 1912; «Послеполуденный отдых фавна» К.Дебюсси, 1912), где проявилось увлечение художника греческой архаикой и Эгейской культурой. В работе для сцены раскрылась способность Б., разделяя мирискусническую влюбленность в искусство прошлого, смело переосмысливать его мотивы, подчинять их вкусам, настроениям, ритмам своей эпохи. Отразив тенденцию времени к синтезу искусств, спектакли, оформленные Б., становились движущейся живописью или зримой музыкой: танцующие фигуры, приводя в движение яркие пятна одежд, покрывал, шарфов, образовывали новые и новые гармонии. Созданные им эскизы костюмов оказывались проектами будущего сценического образа, помогавшими М.Фокину, В.Нижанскому и др.
балетмейстерам и танцовщикам найти соответствующее хореографическое решение.Б. во многом определил то воздействие, которое Русские сезоны оказали на мировой балет и декорационное искусство.
Конец 1900-х - начало 1910-х - самый плодотворный период в творчестве Б. Он работал также над эскизами костюмов и декораций для антрепризы И.Рубинштейн (мистерии Г.ДАннунцио «Мученичество Святого Себастьяна» и «Пизанелла», 1911 и 1913: драма О.Уайльда «Саломея», 1912; трагедия Э.Верхарна «Елена Спартанская», 1912), для труппы А.Павловой (балет на муз. «Восточная фантазия» М.Ипполитова-Иванова и М.Мусоргского, 1913; балет П.Чайковского «Спящая красавица», 1916), для парижских и лондонских театров. Влияние Б. перешагнуло границы рампы, сказалось в оформлении интерьера и в светской одежде.
Крупнейшие парижские модельеры Пуаре, Пакен, Борт, Куртизье создавали модели, навеянные бакстовскими спектаклями, и сам художник приходил к сотрудничеству со знаменитыми фирмами, принося в костюм яркую театральность.
Обосновавшись в 1910 в Париже, Б. после этого лишь несколько раз побывал в России. Приезды осложнялись из-за распространявшегося на него закона о черте оседлости. Только после избрания в 1914 действительным членом Академии художеств Б. получил право на проживание в Петербурге, но началась 1-я мировая война, и ему больше не суждено было попасть на родину. Не осуществилась и постановка в Мариинском театре мимодрамы-балета Ж.Роже-Дюкаса «Орфей», над эскизами декораций и костюмов к которому Б. работал в 1914-15 в Швейцарии и в Париже.
С дягилевской антрепризой Б. продолжал сотрудничать и тогда, когда Фокина и мирискусников сменили балетмейстеры и художники следующих поколений: эскизы декораций и костюмов к мимодраме-балету «Шутницы» Д.Скарлатти (1917), к балету П.Чайковского «Спящая красавица» (1921) и др. В последние годы жизни он выполнял также эскизы для парижских театров «GrandОрбга», «Theatre Jumnase», «F6mina», «de la Renaissanse». Б. был отзывчив на художественные искания более молодых мастеров: в его работах можно увидеть соприкосновения и с фовизмом, и с кубизмом. Однако с годами Б. становился все более одинок, его мучило сознание, что основные его достижения позади. Оформляя «Спящую красавицу», он словно грезил о первых дягилевских сезонах, о своих былых триумфах. Все тяжелее становился отрыв от родины. «Каждый день растет в его мастерской количество русских образов группы, фигуры.
Они русские не только по костюмам, но и по жестам. Зачем они? Художник сам не знает», - писал один из критиков. Эти образы легли в основу постановок в 1922 в театре «Femina» по сценарию самого Б.
мимодрамы «Подлость» и водевиля «Старая Москва». Диссонансы между традиционными национальными мотивами и жесткими геометризованными формами выражали и ностальгию мастера, и неприятие им многого в современной действительности. Таким образом, в поздних созданиях Б.
проявились черты, становящиеся характерными для художественной культуры русской эмиграции.
В 1910-е - начале 1920-х Б. не оставлял работы над портретами (в числе его моделей Ж. Кокто, 1911; Л.Мясш, 1914; В.Цукки, 1917: И.Рубинштейн, 1921; И.Бунин, 1921), выполнил ряд декоративных панно, среди которых семь на сюжет сказки Ш.Перро «Спящая красавица» для особняка Д.Ротшильда в Лондоне (1914-22). Занимался литературной работой, публиковал статьи, выступал с лекциями о современном искусстве и одежде. Много раз выезжал в различные города Западной Европы, в начале 1924 побывал в США - в Вашингтоне и Нью-Йорке.
Летом 1924 во время репетиции труппой Рубинштейн в парижском «Grand-Opera» балета «Истар» на музыку В.дЭнди по сценарию Б. и в его оформлении с художником случился нервный припадок. В конце года он скончался в клинике Руаль-Мальмезена и был похоронен на кладбище Батиньоль.
В зарубежный период своей жизни Б. участвовал во многих международных выставках. В 1910 на выставке в Брюсселе был награжден Большой золотой медалью, в 1911 был избран вице-президентом жюри Общества декоративных искусств во Франции; стал членом Осеннего салона в Париже и Брюссельской Королевской академии. Персональные выставки Б.
при его жизни и после его смерти прошли в Париже (1957), в Лондоне (1912, 1913, 1917, 1976), в Брюсселе, в Нью-Йорке, Бостоне, Филадельфии, в Чикаго и в др. городах Европы и Америки. В 1992 выставка произведений Б. из петербургских собраний состоялась в Русском музее.
Произведения Б. хранятся в Третьяковской галерее, в Музее изобразительных искусств им. Пушкина, в Театральном музее им.А.Бахрушина в Москве, в Русском музее, и Музее театрального и музыкального искусства в Петербурге, в Музее декоративных искусств в Париже, в Музее Виктории и Альберта в Лондоне, в Музее Эшмолиана в Оксфорде, в Метрополитен-музее в Нью-Йорке и в др. отечественных и зарубежных собраниях. Архив Б. - в отделе рукописей Третьяковской галереи.
Соч.: Пути классицизма в искусстве // Аполлон, 1909, № 2-3; Серов и я в Греции: Дорожные записки. Берлин, 1924.
Источник: Энциклопедия Русской эмиграции