(Розенберг). Род. 1866, ум. 1924. Известный живописец, участник объединения художников "Мир искусства", график, знаменитый театральный художник. С 1909 в Париже, сотрудничал с Дягилевым в проведении Русских сезонов (декоратор).
Бакст Лев Самуилович
Бакст Лев Самуилович - живописец. Родился в Гродно в 1866 году, учился в гимназии, был вольнослушателем в Академии Художеств; довершил свое художественное образование за границей. В первых своих работах Б. не свободен от подражательности; сначала он работает в духе Влад. Маковского , затем увлекается Фортуни и Менцелем, современными англичанами и французами и, наконец, принимается за строгое изучение форм старых мастеров. В начале художественной деятельности, в девяностых годах, Б. несколько лет подряд выставлял в ""Обществе Акварелистов"" небольшие головки и пейзажи. Первой крупной и серьезной его работой, не без влияния Менцеля, является картина: ""Адмирал Авелан в Париже"" (1894). С середины девяностых годов Б. примыкает к кружку художников и писателей, объединившихся вокруг С.П. Дягилева и Александра Бенуа . В 1898 году Б. выставляет на первой выставке русских и финляндских художников, устроенной С.П. Дягилевым, а с 1899 года принимает постоянное и деятельное участие в выставках ""Мир Искусства""; до 1910 года участвует в выставках ""Союза русских художников""; в 1909 году выставляет свою картину ""Terror Antiquus"" в ""Салоне"". В 1906 году Б. участвует в организации русской художественной выставки (Exposition de l´art russe) в Париже и декорирует выставочные залы по своим рисункам; с того же года состоит членом выставок ""Salon d´Automne"" в Париже. Еще ранее, с 1899 года, Б. принимает участие в выставках ""Secession"" в Мюнхене, выставляет в Праге и в Вене, в Берлине и Венеции, в 1910 году на международной выставке в Брюсселе и в галерее Bernheim в Париже, в 1911 году на международной выставке в Риме. Талант Б. чрезвычайно разносторонен. По словам М. Волошина, Б. ""с одинаковым искусством пишет портрет светской дамы в современном платье, рисует декоративную обложку для книги со всем четким изяществом восемнадцатого века, воссоздает в балете петербургские костюмы николаевского времени, компонирует декорации к ""Ипполиту"" и в широкой панораме изображает гибель Атлантиды. И всегда он остается блестящим живописцем, сквозь вещи и искусство эпохи видящим внешние формы и лики жизни"". У Б. есть хорошие итальянские и английские пейзажи, виды Лидо, Версаля, Финляндии: в книжной иллюстрации он достиг виртуозной техники, его обложки и виньетки в журналах: ""Мир Искусства"", ""Золотое Руно"", ""Аполлон"" и в других изданиях по художественной форме и благородству линий являются образцами современной графики; Б. не чужд и сатиры: он дает меткие и остроумные карикатуры в журналах ""Жупел"", ""Адская почта"" и ""Сатирикон"". Написал много разнообразных по технике и богатых внутренним содержанием портретов: Вел. кн. Елены Владимировны и Вел. кн. Кирилла, Бориса и Андрея Владимировичей, И. Левитана , Александра Бенуа, графини Келлер, В. Розанова , Андрея Белого , г-жи Коровиной, С.П. Дягилева, Зинаиды Гиппиус , К. Сомова , Е.И. Набоковой и автопортрет. Прелестны его акварели-миниатюры, иллюстрирующие русский быт начала XIX века. Выдаются также его ""Императрица Елизавета Петровна на охоте"" (1903), ""Коппелиус"" (1909), очень интересно написанный ""Ужин"" (1903) и два панно: ""Осень"" (1906) и ""Элизиум"", эскиз занавеса (1906). Ярче всего выразился талант Б. в его театральных постановках; они поражают богатством и силой колористической фантазии, разнообразием и изысканностью костюмов; он обдумывает каждую деталь и руководит всем ensemble´ем, он делает самые серьезные археологические изыскания, но не губит при этом непосредственного настроения, поэзии драмы (Александр Бенуа). В театральных постановках Б. чрезвычайно разнообразен: строги и стильны его античные трагедии: ""Ипполит"" (1902) и ""Эдип в Колоне"" (1904), изящны его балеты ""Фея Кукол"" (1903) и ""Карнавал"" (1911), живописны ""Саломея"" (1909) и ""Вакханалия"" (1909). Наибольшей красоты и силы Б. достиг в своих театральных постановках в Париже, где, по предложению С.П. Дягилева, ставил в 1909 году в театре Chatelet балет ""Клеопатру"", в 1910 году в Большой Опере балеты ""Карнавал"" и ""Шехеразаду"", в 1911 году снова в Chatelet балет ""Нарцисс"". Эти постановки вызвали восторженные отзывы парижской театральной и художественной критики своей сказочной роскошью, утонченной изысканностью костюмов, новыми и смелыми сочетаниями красок. В 1911 году Б. поставил в Париже ""Le martyre de St. Sebastien"", мистерию Габриель Д´Аннунцио. В композициях Б. часто видны греческие мотивы, например в ""Vision Antique"" (1906), ""Креон"" (1906) и ""Антигона"" (1904). Он много занимается архаикой. В 1907 году он посещает Грецию и Крит и привозит оттуда огромный художественный материал; в 1909 году выставляет свою громадную картину ""Terror Antiquus"" с архаической Афродитой на первом плане, а в 1910 году - ""Дорогу в Аид"". Свои взгляды на взаимоотношения современного искусства и древности Б. высказал в статье: ""Пути классицизма в искусстве"" (""Аполлон"", 1909 год, № 2 и 3). Большая часть произведений Б. находится в частных коллекциях в России и за границей; в Третьяковской галерее в Москве имеются его пейзаж ""Вечер в Алжире, ""Элизиум"", эскиз занавеса для театра Коммиссаржевской, портреты В. Розанова, Балакирева и Ляпунова ; в музее императора Александра III в Петербурге - портрет Александра Бенуа, несколько головок и портрет В. Нувеля. - См. М. Волошин ""Архаизм в русской живописи"" (""Аполлон"", 1909 год, № 1); Вячеслав Иванов ""Древний ужас"" (""Золотое Руно"", 1909 год, № 4), 33 снимка с произведений Л.С. Бакста (""Золотое Руно"", 1906 год, № 4); С. Маковский ""Страницы художественной критики"", т. II; Александр Бенуа ""История русской живописи в XIX веке""; его же ""Русская школа живописи"" (1904). С. Ростовцева.
Источник: Биографический словарь. 2008