Баланчивадзе, Мелитон Антонович

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

БАЛАНЧИВАДЗЕ Мелитон Антонович
(1862–1937), советский композитор и музыкально‑общественный деятель. Народный артист Грузинской ССР.
Собиратель грузинского музыкального фольклора и один из создателей грузинской профессиональной музыки. Теорию композиции изучал у Н.А.Римского‑Корсакова в Петербургской консерватории, финансировал издание писем М.И.Глинки. Автор национальной оперы «Дареджан коварная» по драматической поэме А.Р.Церетели «Тамара коварная».
Во время приезда в июне 1926 в Тифлис И.В.Сталин побывал на спектакле Тифлисского театра государственной оперы «Дареджан Коварная» М.А.Баланчивадзе. В беседе с композитором по поводу его оперы и грузинской оперной музыки И.В.Сталин отметил влияние на грузинскую музыку произведений русских композиторов, особенно музыкального творчества П.И.Чайковского.

Источник: Иосиф Виссарионович Сталин. Энциклопедия.

Баланчивадзе, Мелитон Антонович

род. 12 (24) дек. 1862 в д. Баноджа близ Кутаиси, ум. 21 ноября 1937 в Кутаиси. Композитор. Нар. арт. ГССР (1933). В 1877—1879 обучался музыке в Тифлисской духовной семинарии и у хормейстера В. Аушева, затем в Петерб. конс., с 1889 по кл. пения В. М. Самуся, в 1890—1895 по кл. практич. сочинения и инструментовки Н. А. Римского-Корсакова. В 1918 основал муз. училище в Кутаиси (ныне им. Баланчивадзе). В 1921—1924 зав. муз. отделом Наркомпроса ГССР. В 1929—1931 директор Батумского, с 1935 Кутаисского муз. училища.


Соч.: опера — Дареджан цбиери (Коварная Дареджан, по драм. поэме "Коварная Тамара" А. Р. Церетели, Тифлис, 1926), кантата — Слава Загэсу (сл. Ш. Навтучели, 1927); для 4-голосного хора — Песня студентов (1928); романею: Когда смотрю я на тебя (сл. Г. Абашидзе, 1889), К тебе стремлюсь я вечно (сл. Г. Вольского, 1889), Колыбельная (сл. И. Чавчавадзе, 1889); дуэт Весна (сл. И. Чавчавадзе, 1889); 6 массовых песен для 3 голосов (1922) и др.





Баланчивадзе, Мелитон Антонович


(род. 24.XII.1862 в д. Баноджа, близ Цхалтубо, ум. 21.XI.1937 в Кутаиси) — сов. композитор, муз.-обществ. деятель. Первоначальное муз. образование получил в Тифлисской семинарии (1877—79), учился пению под рук. хорового дирижера В. Аушева; с 1880 артист оперного театра; усердно занимался собиранием и обработкой народных песен, в 1882 организовал этнографич. хор. С 1889 учился в Петерб. консерватории, где его наставниками были В. Самусь (пение), Н. Римский-Корсаков (композиция), Ю. Иогансен (гармония). В 1895—1917 устраивал "Грузинские концерты" в Петербурге (Петрограде), центр. городах России, Польши, Прибалтики, Грузии, которые сыграли важную роль в пропаганде груз. нар. творчества. После Октябрьской революции всецело посвятил себя муз.-обществ. деятельности в Грузии. В 1918 создал муз. училище в Кутаиси (ныне его имени), заведовал Муз. отделом наркомпроса Груз. ССР; в 1923 был избран почетным чл. Об-ва груз. музыкантов, в 1928 — пред. правления Муз. об-ва Грузии, почетным чл. худож. совета консерватории, пред. комиссии по изучению груз. нар. музыки. Б. обогатил сокровищницу национальной муз. культуры прекрасными произведениями; он автор первых грузинских романсов, в которых светлая любовная лирика сочетается с глубокими патриотическими и философскими идеями; он создал первую грузинскую оперу, воспевающую самоотверженную борьбу народа за свободу и счастье. Вместе с З. Палиашвили и Д. Аракишвили он заложил основу классического муз. искусства Грузии. Большие заслуги Б. перед национальной муз. культурой отмечены присвоением ему, одному из первых, почетного звания нар. арт. Груз. ССР (1933).


Соч.: опера "Дареджан Цбиери" ("Коварная Дареджан") по драм. поэме А. Церетели (1-е исп. в отрывках — 1897, Петербург; I д. с участием сол., хора, орк. — 1912, там же; 2 ред. 1926 — Груз. т-р оперы и балета в Тб., 3 ред. 1937 — Груз. т-р оперы и балета в Москве); кантата "Слава Загесу" (1927); груз. национальн. Марш (1928); романсы, вок. ансамбли, хоры, в т. ч. революционные песни; обработки груз. нар. песен и др. соч.

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

БАЛАНЧИВАДЗЕ Мелитон Антонович
(24 XII 1862, дер. Баноджа, ныне Цхалтубского р-на - 21 XI 1937, Кутаиси)
М. Баланчивадзе вошел в историю музыкальной культуры как один из основоположников грузинской композиторской школы. Активный общественный деятель, яркий и энергичный пропагандист народной грузинской музыки, Баланчивадзе всю свою жизнь посвятил созданию национального искусства.
У будущего композитора рано обнаружился хороший голос, и с детских лет он начинает петь в различных хорах сначала в Кутаиси, а затем в Тбилисской духовной семинарии, куда был определен в 1877 г. Однако карьера в духовной области не привлекала молодого музыканта и уже в 1880 г. он поступил в певческую труппу Тбилисского оперного театра. В этот период Баланчивадзе уже увлечен грузинским музыкальным фольклором, с целью его пропаганды он организует этнографический хор. Работа в хоре была связана с обработками народных напевов, требовала владения композиторской техникой. В 1889 г. Баланчивадзе поступает в Петербургскую консерваторию, где его учителями становятся Н. Римский-Корсаков (композиция), В. Самусь (пение), Ю. Иогансон (гармония).
Жизнь и учеба в Петербурге сыграли огромную роль в становлении творческого облика композитора. Занятия с Римским-Корсаковым, дружба с А. Лядовым и Н. Финдейзеном помогли утвердить в сознании грузинского музыканта собственную творческую позицию. В ее основе было убеждение о необходимости органичной взаимосвязи грузинской народной песенности со средствами выразительности, откристаллизовавшимися в общеевропейской музыкальной практике. В Петербурге Баланчивадзе продолжает работать над оперой «Дареджан Коварная» (ее фрагменты были исполнены еще в 1897 г. в Тбилиси). В основу оперы положена поэма классика грузинской литературы А. Церетели «Тамара Коварная». Сочинение оперы затянулось, и она увидела свет рампы лишь в 1926 г. в Грузинском театре оперы и балета. Появление «Дареджан Коварной» стало рождением грузинской национальной оперы.
После Октябрьской революции Баланчивадзе живет и работает в Грузии. Здесь в полной мере воплотились его способности как организатора музыкальной жизни, общественного деятеля и педагога. В 1918г. он основал музыкальное училище в Кутаиси, а с 1921 г. возглавил музыкальный отдел Наркомпроса Грузии. В творчество композитора вошли новые темы: хоровые обработки революционных песен, кантата «Слава ЗАГЭСу». Для декады литературы и искусства Грузии в Москве (1936) была сделана новая редакция оперы «Дареджан Коварная». Немногочисленные произведения Баланчивадзе оказали огромное влияние на последующее поколение грузинских композиторов. Ведущие жанры его музыки - опера и романсы. Лучшие образцы камерно-вокальной лирики композитора отличаются пластичностью мелодики, в которой ощущается органичное единство интонаций грузинской бытовой песенности и русского классического романса («Когда я смотрю на тебя, К тебе стремлюсь я вечно, Не жалей меня», популярный дуэт «Весна» и др.).
Особое место в творчестве Баланчивадзе занимает лирико-эпическая опера «Дареджан Коварная», отличающаяся яркой напевностью, самобытностью речитативов, богатством мелоса, интересными ладогармоническими находками. Композитор не только использует подлинные грузинские народные песни, но в своих мелодиях опирается на характерные закономерности грузинского фольклора; это придает опере свежесть и неповторимость музыкальных красок. Достаточно искусно разработанное сценическое действие способствует органичной целостности спектакля, не утерявшего значения и в наши дни. /Л. Рапацкая/

Источник: Энциклопедия композиторов. Москва. Изд-во Музыка 1990 г.