Балет

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Балет
лат. ballо – танцую) – вид сценического искусства, содержание которого воплощается в музыкально-хореографических образах. Соединяет в себе музыку, хореографию, литературную основу, изобразительное искусство (декорации, костюмы, освещение). Возник в Италии в конце XV в., но как самостоятельный жанр сформировался к 70-м гг. XVIII в.

Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010

БАЛЕТ
(фр. Ballet — танцевать) — вид сценического искусства, содержание которого раскрывается в танцевально-музыкальных образах. Принадлежит к синтетическим, пространственновременным видам искусства. Ба-лет является результатом слияния в одном театральном зрелище многих искусств: драматургии, музыки, изобразительного искусства, танца, пантомимы. Возник в Евро-пе в XVI в. на базе придворно-бального и бытового тан-ца. Термин «балет» возник в Италии в конце XVI в. и означал танцевальные эпизоды, которые должны были подчеркнуть эмоциональное состояние героев. Первым балетом принято считать балетный спектакль «Комедий-ный балет королевы», поставленный итальянцем Б. Бальтазарини в 1851 г. во Франции. Искусство балета сегодня часто называют хореографическим.

Источник: Мировая художественная культура. Словарь. 2012

БАЛЕТ
франц. ballet, от итал. balletto), вид сценического искусства: музыкально-хореографическое театральное представление, в котором все события, характеры и чувства персонажей передаются с помощью танца. Балетный спектакль создается совместными усилиями композитора и балетмейстера, разрабатывающего хореографию и продумывающего движения каждого актера. Балет начал формироваться в Европе в 16 в. Его предшественниками были театрализованные праздничные шествия и танцы на придворных балах и рыцарских турнирах. В эпоху Возрождения были популярны музыкальные спектакли, куда включались пантомимы, вокальные и танцевальные номера. Балетные номера вставляли в первые оперные спектакли. Как самостоятельный вид сценического искусства сложился во второй пол. 18 в.; пережил расцвет в эпоху романтизма («Жизель», 1841, и «Корсар», 1856, А. Адана; «Дон Кихот» Л. Минкуса, 1869; балетмейстеры Ф. Тальони, Ж. Перро и др.).
В 19 в. русский балет выдвинулся на первое место в мире, чему способствовали музыка П. И. Чайковского, высокий уровень преподавания в балетных школах, талант и виртуозное мастерство балетмейстеров (Ш. Л. Дидло, М. И. Петипа, Л. И. Иванова) и танцовщиц (А. И. Истоминой, Е. И. Андреяновой, Е. А. Санковской, М. Ф. Кшесинской, О. О. Преображенской и др.). Постановки Петипа на музыку Чайковского стали классическими образцами балетных спектаклей для следующих поколений. На рубеже 19–20 вв. важным событием художественной жизни стали дягилевские «Русские сезоны» в Париже. В 20 в. Россия сохранила за собой ведущую роль в области балетного искусства (балеты «Ромео и Джульетта», 1936, и «Золушка», 1944, С. С. Прокофьева; «Золотой век» Д. Д. Шостаковича, 1930; «Гаянэ», 1942, и «Спартак», 1954, А. И. Хачатуряна; танцовщики В. В. Васильев, М. Р. Э. Лиепа, Р. Х. Нуреев, М. Н. Барышников; балерины О. В. Лепешинская, Г. С. Уланова, М. М. Плисецкая, М. Т. Семенова, Н. И. Бессмертнова, Е. С. Максимова, Н. В. Павлова и др.). Выдающимися хореографами 20 в. были французы М. Бежар и Р. Пети, выходцы из России С. Лифарь (во Франции) и Дж. Баланчин (в Америке).

Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах. 2007

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

Балет «Красный мак» («Красный цветок») в контексте советско-китайских политических и культурных связ

Чжэн Юй
В статье рассматривается влияние политической конъюнктуры на сценическую жизнь балета «Красный мак», раскрываются причины переименования этого балета в «Красный цветок».
Читать PDF
0.00 байт

Балет как вид искусства и феномен культуры: сущностные характеристики и подходы к определению

Терентьева Наталья Алексеевна
В статье раскрываются основные сущностные характеристики балета как феномена культуры, анализируются ведущие культурологические подходы, необходимые для раскрытия сущности балетного искусства определяется специфика культурологичес
Читать PDF
0.00 байт

Балет Диониса. Рецензия на книгу: Маликова Е. В. Миф и танец. Опыт занимательной герменевтики: научн

Татаринов А. В.
В монографии на основании анализа принципов формирования социума под влиянием мифопоэтического восприятия жизни описывается взаимодействие танца и окружающего мира в терминах гуманитарных наук от лингвистики до философии с привлеч
Читать PDF
0.00 байт

Балет Кара Караева «Семь красавиц». Проблема традиций и обновления

Медведев Василий Михайлович
В статье поднимается насущный вопрос о современном восприятии классических произведений в балете.
Читать PDF
0.00 байт

Балет К. Ф. Боярского «Классическая симфония»

Клирова Ксения Петровна
В статье рассказывается об истории создания и сценической судьбе балета «Классическая симфония» на музыку С.С. Прокофьева, поставленного балетмейстером К.Ф.
Читать PDF
0.00 байт

Танец, балет, пантомима на страницах журнала «Аполлон» (1909-1917)

Дмитриев Павел Вячеславович
Читать PDF
0.00 байт

Н. М. Петипа в Казани: открытие школы хореографии и первый балет (1912-1913 гг. ). . .

Демидов Евгений Александрович
Читать PDF
0.00 байт

Второй национальный Карельский балет «Кижская легенда»

Гальцина Наталия Васильевна
Читать PDF
0.00 байт

Первый якутский балет «Сир симэгэ» - «Полевой цветок»

Борисова Ирина Иннокентьевна
Эта статья рассказывает о первом якутском балете «Сир симэгэ» («Полевой цветок»), поставленном в 1947 г. в Якутском музыкально-драматическом театре.
Читать PDF
0.00 байт

Танец, балет, пантомима на страницах журнала «Аполлон» (1909-1917)

Дмитриев Павел Вячеславович
Читать PDF
0.00 байт

К вопросу истории Башкирского балетного театра. Балет «Тщетная предосторожность» в постановке Юрия г

Вильданова Олия Галеевна
Статья посвящена деятельности выдающегося балетмейстера ХХ в. Юрия Николаевича Григоровича в музыкальном театре Башкортостана. До настоящего времени эта проблема не была подробно изучена.
Читать PDF
0.00 байт

Балет К. Ф. Боярского «Франческа да Римини»

Клирова Ксения Петровна
В статье рассказывается об истории создания и сценической судьбе балета «Франческа да Римини» на музыку П.И. Чайковского, поставленного балетмейстером К.Ф.
Читать PDF
0.00 байт

Первый национальный балет Башкирии. Методы его создания

Вильданова Олия Галеевна
В статье впервые рассмотрено сочетание академического классического танца и национальных элементов на примере исполнительского мастерства солистов и кордебалета первого национального балета Башкирии «Журавлиная песнь» («Сынграу То
Читать PDF
0.00 байт

К проблеме развития хореографии в Корее. Балет «Свадебка» И. Стравинского в постановке Кима Гын Су и

Цай Надежда Александровна
Читать PDF
0.00 байт

Мариинский балет: «Чужое» и «Своё»

Гаевский Вадим Моисеевич, Гершензон Павел Давидович