БАЛЛА
БАЛЛА
страх, робость, по Гезению же, скромность; Быт 29:29) — служанка Рахили и мать Дана и Неффалима, наложница Иакова (30:3-8, 35:28). Рувим, первенец Иакова, совершил с нею грех прелюбодеяния и был за это лишен своим отцом права первородства (49:4).
Источник: Библейская Энциклопедия. Труд и издание Архимандрита Никифора. 1990
Балла
, Джакомо (Balla, Giacomo) 1871, Турин — 1958, Рим. Итальянский живописец, скульптор, дизайнер. Представитель футуризма. Учился в Академии Альбертина в Турине. В 1895 переехал в Рим, где регулярно участвовал в выставках Общества любителей и почитателей искусств. При посещении Парижа в 1900 ознакомился с импрессионизмом и дивизионизмом, увлекся проблемами света и цвета в живописи. Вернувшись в Рим, открыл собственную учебную студию, которую посещали Боччони, Северини, Сирони. В период 1900-х писал реалистические картины с социальным содержанием. В 1910 вместе с У. Боччони, Дж. Северини, К. Карра, Л. Руссоло подписал "Манифест художников-футуристов", ознаменовавший создание нового направления. Одна из первых футуристических картин Балла Уличный фонарь (1910, Нью-Йорк, Музей современного искусства) иллюстрирует манифест Маринетти Убьем лунный свет!: густая сетка сверкающих спектральных линий, расходящихся волнами от электролампы, заглушает слабое свечение лунного серпа. Футуристический принцип симультанности Балла стремился реализовать приемами, характерными для хронофотографии и фотодинамики, т. е. путем совмещения на плоскости разных фаз движения объекта (Руки скрипача, 1912, Лондон, галерея Тейт; Динамизм собаки на поводке, 1912, Буффало, галерея Олбрайт-Нокс; Девочка, бегающая по балкону, 1912, Милан, Галерея современного искусства). Работая в Риме, в отрыве от основной группы футуристов, пребывавших в Милане, Балла скоро расстался с фигуративной симультанностью и обратился к абстракции, чему способствовало его увлечение теософскими и герметическими учениями. Принцип динамики — программное требование футуристической эстетики — Балла стремился осуществить через движение отвлеченных траекторий, а не путем дробления фигур. В таких композициях, как Пластичность света + скорость (1913, частное собрание), Линии в движении + динамические последовательности. Полет ласточек (1913, Нью-Йорк, Музей современного искусства), упругие пересечения дуг и углов создают сильный эффект многократно преломленных световых лучей. Ромбовидно расходящиеся и собирающиеся цвета Радужного взаимопроникновения № 7 (1913—1914, частное собрание) образуют спектральные последовательности, символизирующие гармонию мира. Несколько версий Прохода Меркурия перед солнцем (1914), соотносясь с известным астрономическим событием, символизируют представление о тотальности Вселенной и пронизывающих ее токах "интеллектуальной энергии". Пространственные композиции Балла, будучи промежуточной формой между живописью и скульптурой, также строятся на динамике диагональных пересечений и лучеобразно расходящихся линий (Скульптура из дерева, картона и веревок, 1914, реконструкция, Рим, галерея Обелиск). В период 1912—1930 Балла проектировал интерьеры, создавал мебель в стиле ар нуво. Реминисценции этого стиля проявились и в его абстрактной живописи — в обтекаемых формах пластичных "волют", "раковин", в плавных изгибах застывших волн (Формы кричат: "Да здравствует Италия!", 1915, частное собрание). В конце 1910—1920-х Балла сблизился с группой молодых последователей футуризма (Э. Прамполини, Ф. Деперо, Дж. Доттори, Дж. Брагалья). Поддерживая их концепцию "аэроживописи", продолжал поиски абстрактной динамики (Трансформация духовных форм, 1918, частное собрание). В 1933 обратился к традиционным формам фигуративного искусства, однако с 1950 вернулся к эстетическим принципам футуризма.
Лит.: Balla. Коллекция Бьяджотти-Чинья: Каталог выставки. Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. М., 1996; Crispolti E. Giacomo Balla. Torino, 1963; Dorazio V. D. (ed.). Giacomo Balla. An Album of His Life and Work. Venice, 1970.
В. Крючкова
Лит.: Balla. Коллекция Бьяджотти-Чинья: Каталог выставки. Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. М., 1996; Crispolti E. Giacomo Balla. Torino, 1963; Dorazio V. D. (ed.). Giacomo Balla. An Album of His Life and Work. Venice, 1970.
В. Крючкова
Источник: Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. 2006