БАЛЛАДА

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

БАЛЛАДА

(франц. ballade, от лат. ballo, танцую), фольклорный жанр у народов Европы, первоначально - хороводная песня с рефреном (у романских народов) или лироэпическая песня с хоровым рефреном (у германских народов).

Источник: Словарь этнографических терминов

Баллада
лат. bаllo – танцую) – первоначально у романских народов одноголосная танцевальная песня, ведущая происхождение от народных хоровых песен. Один из важнейших музыкально-поэтических жанров искусства трубадуров и труверов. В XIX в. вокальная Б. связана с австрийской и немецкой поэзией, с творчеством композитора Ф. Шуберта, русская Б. – с творчеством А. Верстовского, М. Глинки.

Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010

Баллада
от позднелат. ballo — танцую) — наиболее популярный жанр народной поэзии; начал складываться почти одновременно во многих странах Зап. Европы с XIII в., но первые записи были осуществлены только спустя почти два столетия. Все это время б. существовала в устной традиции. Первоначально термин означал плясовую песню. Отличительная черта балладного жанра — краткость и драматичность, даже трагичность сюжета, но главное — реальность, жизненность. Объектом б. являлась психологическая коллизия, связанная с семейной или социальной проблемой. Герой б. — всегда активная, деятельная личность, которая пытается бороться против существующих несправедливых порядков. Ранняя народная б. связана с сюжетами героич. эпоса, многие б. имеют ист. источники. К лучшим образцам народной поэзии относятся англ. баллады, посвященные Робин Гуду.
Лит.: Английская и шотландская народная баллада. М., 1988.

Источник: Средневековый мир в терминах, именах и названиях. 1999

БАЛЛАДА
франц. ballade, от прованского ballar – плясать), лирический жанр в литературе Средневековья. «Балада» (прованс. balada) – песня, состоящая из неопределенного числа куплетов, перемежавшихся с постоянным припевом; один из жанров поэзии трубадуров 13 в. Она была генетически связана с ритуальными плясовыми песнями древних галльских племен, посвященными приходу весны. Из них к кон. 13 в. развилась итальянская «баллата» (итал. ballata), в которой одна малая строфа предваряла несколько больших (как правило, от трех до пяти), и один-два финальных стиха каждой большой строфы рифмовались с таким же количеством концевых стихов строфы малой. К этой форме прибегали такие поэты, как Данте, Ф. Петрарка и Дж. Боккаччо. Баллада стала одним из основных жанров сентиментализма и романтизма (Р. Бернс, Ф.Шиллер, И. В. Гете, В. А. Жуковский), обрела новые черты – сюжет, построенный на фантастическом, фольклорном, легендарно-историческом материале, мрачный, таинственный колорит.

Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006

БАЛЛАДА
(фр. Ballade — танцую) — наименование нескольких различных поэтических и музыкальных жанров: 1) в провансальской поэзии — песня, сопровождаемая танцем; 2) во французской и итальянской поэзии — стихотворная форма из трех-четырех строф с определенной системой рифмовки; 3) остросюжет-ный стихотворный рассказ, часто легендарного, героического или исторического содержания. Создателями баллад были трубадуры и труверы, а исполнителями - менестрели и жонглеры.
Первоначально возникла у романских народов средневековья как лирическая хоровая песня с обязательным рефреном. К XIII в. в качестве обязательного жанра во-шла в поэзию трубадуров и труверов, представляла собой бессюжетное лирическое стихотворение из трех строф. Особенное распространение получила в XVIII–XIX вв. в поэзии сентиментализма и романтизма (Р. Бернс, С. Колридж, У. Блейк, Ф. Шиллер, Г. Гейне, В. А. Жуковский, А. С. Пушкин, М. Ю. Лер-монтов и др.). Вокальная баллада также связана с роман-тическими идеям и в музыке и представлена в творчестве Ф. Шуберта, Р. Шумана, И. Брамса, А. Н. Верстовского, А. Е. Варламова. Инструментальные баллады писали Ф. Лист, Э. Григ и Ф. Шопен.

Источник: Мировая художественная культура. Словарь. 2012

Баллада
нар. повествовательная песня драматического характера, широко бытующая среди рус. нас. У. Как жанр возникла на почве былинного эпоса. Время наиболее активного сюжетосложения Б. - XVI-XVIII вв. По сравнению с былинами Б. отражает иной тип ист. сознания народа. В ней действует не вымышленный эпический герой, воплощающий представления народа об идеале ("масса-герой"), а лицо вполне реальное - либо ист. (Иван Грозный, кн.Волконский и др.), либо собирательное, связанное с трагическими и драматическими обстоятельствами воинского, гор. и дер. быта. На У. бытовали и бытуют Б., как занесенные сюда из ц. регионов России, так и возникшие здесь; последние характерны более всего для казачьей и горнозаводской среды.    Впервые ур. Б. были опубликованы в "Сборнике Кирши Данилова". Содержащаяся в сб. Б. "Князь Роман жену терял" является классической для этого жанра. Характерные для среды ур. казачества сюжеты Б.: 1) Казак, ушедший "в набег" на лев. сторону Яика, вернувшись, видит на месте родного дома пепелище, убитых родителей, детей, узнает также, что жену взяли "в полон"; 2) Жена хивинца, русская полонянка, узнает, что рабыня, пригнанная из-за У., ее родная мать; 3) Казаку, вернувшемуся в родную станицу после долгой "царской службы", рассказывают об измене жены, и он убивает ее и т.п. В горнозаводской среде Б. повествуют о мытарствах "работных людей", крест. разных губ. России, приписанных к ур. з-дам, на много недель, месяцев оторванных от родного дома, от близких людей, что порождало немало житейских драм ("Мы в посылке долго жили" и пр.).    Лит.: Железнов И.И. Уральцы. В 3 т. СПб., 1898; Мякушин Н.Г. Сборник уральских казачьих песен. СПб., 1890; Мякушин А.И.Песни оренбургских казаков. В 4 т. СПб., 1904-1910; Шишонко В.Н. Труды по истории Пермского края. Записи фольклора. Рукописное отд. Гос. публ. библ. СПб. Ф. 864. Ед. хр. 3.    Лазарев А.И.

Источник: Уральская историческая энциклопедия. 2000

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

Площадная баллада как источник по истории ментальности позднетюдоровской Англии

Карначук Наталья Викторовна
Статья фокусирует внимание на английской площадной балладе XVI в. как историческом источнике, показывает специфику жанра и его потенциальные возможности для исследования повседневной и общественной жизни позднетюдоровской Англии.
Читать PDF
0.00 байт

Баллада № 4 Ф. Шопена в интерпретации Фу Цонга

Чжан Чуньцзяцзы
Данная статья посвящена анализу интерпретаций Баллады Ф. Шопена № 4 тремя выдающимися пианистами ХХ в.: Фу Цонгом, А. Рубинштейном и К. Циммерманом.
Читать PDF
0.00 байт

Прокофьев. Баллада для виолончели и фортепиано

Козева Галина Сергеевна
Читать PDF
0.00 байт

РОМАНТИЧЕСКАЯ БАЛЛАДА В РУССКОМ МУЗЫКАЛЬНОМ ИСКУССТВЕ XIX - XX ВВ.: ЖАНРОВЫЙ ОБЗОР

Бегичева Ольга Викторовна
На материале русской музыки XIX-XX веков рассматриваются ведущие тенденции развития романтической баллады, представлена динамика двух ее ведущих музыкальных моделей табуированной (баллады «ужаса») и национально-исторической (балла
Читать PDF
0.00 байт

Повесть А. С. Пушкина «Метель» и баллада В. А. Жуковского «Светлана» (проблема предметного мира в ре

Низовцева Мария Борисовна
В статье ставится актуальная проблема современного литературоведения предметный мир художественного произведения. Анализируется вещесфера повести А. С. Пушкина и баллады В. А.
Читать PDF
0.00 байт

Пастернаковская «Баллада» 1916 года: импровизация в поисках подходящей формы

Фэвр-дюпэгр Анна
Предметом исследования служит стихотворение Б.Пастернака под названием «Баллада» (1916 г.
Читать PDF
0.00 байт

Баллада Оливера Голдсмита «Эдвин и Анжелина» в творческой интерпретации В. А. Жуковского

Жаткин Дмитрий Николаевич, Яшина Татьяна Анатольевна
В статье выявлена специфика творческого осмысления баллады английского писателя О. Голдсмита «Эдвин и Анжелина» («Edwin and Angelina», 1762) выдающимся русским поэтом В. А.
Читать PDF
0.00 байт

Баллада Г. Р. Державина «Новогородский волхв Злогор» (к истории текста)

Морозова Е. В.
Выявлены и проанализированы черновые рукописи баллады Г.Р.Державина «Новогородский волхв Злогор», показавшие, что поэт работал над ним в течение двух лет.
Читать PDF
0.00 байт

Баллада «Выбор креста» А. Шамиссо в русских переводах ХIХ в

Бурова Е. Г.
В статье рассматривается восприятие поэзии А. Шамиссо в России в ХIХ в. и проводится сопоставительный анализ двух переводов баллады «Выбор креста», выполненных В. Жуковским и Ф. Миллером. Перевод В.
Читать PDF
0.00 байт

Мотив и хронотоп в повести А. Кекилбаева «Баллада забытых лет»

Ананьева С. В.
Читать PDF
0.00 байт

К проблеме реализма в творчестве А. Дросте-Хюльсхоф (баллада «Сестры»)

Чернова Е. А.
Читать PDF
0.00 байт

Баллада А. Фета «Змей» и народные мифологические рассказы о змее-любовнике

Козлова Н. К.
В ходе сравнительного анализа мотивов восточнославянских мифологических рассказов о змее-любовнике (на материале Омского Прииртышья) и содержания литературной баллады А. А.
Читать PDF
0.00 байт

Баллада П. Катенина «Убийца» как литературный источник «Повести непогашенной луны» Б. Пильняка

Саломатин Алексей Владимирович
В статье посредством историко-литературного и интертекстуального анализа текста выявляется основной литературный источник «Повести непогашенной луны» Б. Пильняка и предлагается качественно новая интерпретация идеи произведения
Читать PDF
0.00 байт

Филологический анализ стихотворения Евгения Евтушенко «Зиминская баллада»

Мочалова Юлия Сергеевна
Содержание статьи составляет комплексный филологический анализ стихотворения Е.Евтушенко «Зиминская баллада».
Читать PDF
0.00 байт

Якутская баллада «Саатырь» А. А. Бестужева-Марлинского в культурологическом контексте

Дишкант Елена Валерьевна
Творчество декабриста-романтика А. А. Бестужева-Марлинского в период якутской ссылки все еще остается одной из малоизученных тем в отечественном литературоведении.