БАЛЛАДА
БАЛЛАДА
(франц. ballade, от лат. ballo, танцую), фольклорный жанр у народов Европы, первоначально - хороводная песня с рефреном (у романских народов) или лироэпическая песня с хоровым рефреном (у германских народов).
Источник: Словарь этнографических терминов
Баллада
лат. bаllo – танцую) – первоначально у романских народов одноголосная танцевальная песня, ведущая происхождение от народных хоровых песен. Один из важнейших музыкально-поэтических жанров искусства трубадуров и труверов. В XIX в. вокальная Б. связана с австрийской и немецкой поэзией, с творчеством композитора Ф. Шуберта, русская Б. – с творчеством А. Верстовского, М. Глинки.
Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010
Баллада
от позднелат. ballo — танцую) — наиболее популярный жанр народной поэзии; начал складываться почти одновременно во многих странах Зап. Европы с XIII в., но первые записи были осуществлены только спустя почти два столетия. Все это время б. существовала в устной традиции. Первоначально термин означал плясовую песню. Отличительная черта балладного жанра — краткость и драматичность, даже трагичность сюжета, но главное — реальность, жизненность. Объектом б. являлась психологическая коллизия, связанная с семейной или социальной проблемой. Герой б. — всегда активная, деятельная личность, которая пытается бороться против существующих несправедливых порядков. Ранняя народная б. связана с сюжетами героич. эпоса, многие б. имеют ист. источники. К лучшим образцам народной поэзии относятся англ. баллады, посвященные Робин Гуду.
Лит.: Английская и шотландская народная баллада. М., 1988.
Лит.: Английская и шотландская народная баллада. М., 1988.
Источник: Средневековый мир в терминах, именах и названиях. 1999
БАЛЛАДА
франц. ballade, от прованского ballar – плясать), лирический жанр в литературе Средневековья. «Балада» (прованс. balada) – песня, состоящая из неопределенного числа куплетов, перемежавшихся с постоянным припевом; один из жанров поэзии трубадуров 13 в. Она была генетически связана с ритуальными плясовыми песнями древних галльских племен, посвященными приходу весны. Из них к кон. 13 в. развилась итальянская «баллата» (итал. ballata), в которой одна малая строфа предваряла несколько больших (как правило, от трех до пяти), и один-два финальных стиха каждой большой строфы рифмовались с таким же количеством концевых стихов строфы малой. К этой форме прибегали такие поэты, как Данте, Ф. Петрарка и Дж. Боккаччо. Баллада стала одним из основных жанров сентиментализма и романтизма (Р. Бернс, Ф.Шиллер, И. В. Гете, В. А. Жуковский), обрела новые черты – сюжет, построенный на фантастическом, фольклорном, легендарно-историческом материале, мрачный, таинственный колорит.
Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006
БАЛЛАДА
(фр. Ballade — танцую) — наименование нескольких различных поэтических и музыкальных жанров: 1) в провансальской поэзии — песня, сопровождаемая танцем; 2) во французской и итальянской поэзии — стихотворная форма из трех-четырех строф с определенной системой рифмовки; 3) остросюжет-ный стихотворный рассказ, часто легендарного, героического или исторического содержания. Создателями баллад были трубадуры и труверы, а исполнителями - менестрели и жонглеры.
Первоначально возникла у романских народов средневековья как лирическая хоровая песня с обязательным рефреном. К XIII в. в качестве обязательного жанра во-шла в поэзию трубадуров и труверов, представляла собой бессюжетное лирическое стихотворение из трех строф. Особенное распространение получила в XVIII–XIX вв. в поэзии сентиментализма и романтизма (Р. Бернс, С. Колридж, У. Блейк, Ф. Шиллер, Г. Гейне, В. А. Жуковский, А. С. Пушкин, М. Ю. Лер-монтов и др.). Вокальная баллада также связана с роман-тическими идеям и в музыке и представлена в творчестве Ф. Шуберта, Р. Шумана, И. Брамса, А. Н. Верстовского, А. Е. Варламова. Инструментальные баллады писали Ф. Лист, Э. Григ и Ф. Шопен.
Первоначально возникла у романских народов средневековья как лирическая хоровая песня с обязательным рефреном. К XIII в. в качестве обязательного жанра во-шла в поэзию трубадуров и труверов, представляла собой бессюжетное лирическое стихотворение из трех строф. Особенное распространение получила в XVIII–XIX вв. в поэзии сентиментализма и романтизма (Р. Бернс, С. Колридж, У. Блейк, Ф. Шиллер, Г. Гейне, В. А. Жуковский, А. С. Пушкин, М. Ю. Лер-монтов и др.). Вокальная баллада также связана с роман-тическими идеям и в музыке и представлена в творчестве Ф. Шуберта, Р. Шумана, И. Брамса, А. Н. Верстовского, А. Е. Варламова. Инструментальные баллады писали Ф. Лист, Э. Григ и Ф. Шопен.
Баллада
нар. повествовательная песня драматического характера, широко бытующая среди рус. нас. У. Как жанр возникла на почве былинного эпоса. Время наиболее активного сюжетосложения Б. - XVI-XVIII вв. По сравнению с былинами Б. отражает иной тип ист. сознания народа. В ней действует не вымышленный эпический герой, воплощающий представления народа об идеале ("масса-герой"), а лицо вполне реальное - либо ист. (Иван Грозный, кн.Волконский и др.), либо собирательное, связанное с трагическими и драматическими обстоятельствами воинского, гор. и дер. быта. На У. бытовали и бытуют Б., как занесенные сюда из ц. регионов России, так и возникшие здесь; последние характерны более всего для казачьей и горнозаводской среды. Впервые ур. Б. были опубликованы в "Сборнике Кирши Данилова". Содержащаяся в сб. Б. "Князь Роман жену терял" является классической для этого жанра. Характерные для среды ур. казачества сюжеты Б.: 1) Казак, ушедший "в набег" на лев. сторону Яика, вернувшись, видит на месте родного дома пепелище, убитых родителей, детей, узнает также, что жену взяли "в полон"; 2) Жена хивинца, русская полонянка, узнает, что рабыня, пригнанная из-за У., ее родная мать; 3) Казаку, вернувшемуся в родную станицу после долгой "царской службы", рассказывают об измене жены, и он убивает ее и т.п. В горнозаводской среде Б. повествуют о мытарствах "работных людей", крест. разных губ. России, приписанных к ур. з-дам, на много недель, месяцев оторванных от родного дома, от близких людей, что порождало немало житейских драм ("Мы в посылке долго жили" и пр.). Лит.: Железнов И.И. Уральцы. В 3 т. СПб., 1898; Мякушин Н.Г. Сборник уральских казачьих песен. СПб., 1890; Мякушин А.И.Песни оренбургских казаков. В 4 т. СПб., 1904-1910; Шишонко В.Н. Труды по истории Пермского края. Записи фольклора. Рукописное отд. Гос. публ. библ. СПб. Ф. 864. Ед. хр. 3. Лазарев А.И.