Бальсис, Эдуардас Косто
род. 20 дек. 1919 в Николаеве. Композитор. Нар. арт. ЛитССР (1965). В 1950 окончил Каунасскую конс. по кл. композиции А. Ра-чюнаса, в 1953 аспирантуру в Ленингр. конс. (рук. В. В. Волошинов). С 1953 преподаватель Литов. конс. (кл. композиции, теоретич. предметов), с 1959 зав. кафедрой композиции, с 1969 профессор. С 1954 отв. секретарь, в 1962—1971 пред. правления Союза композиторов ЛитССР. Гос. премии ЛитССР (1958, 1960, 1967, 1969, 1974).
Соч.: балет — Эгле — королева ужей (Вильнюс, 1960); для солистов, хора и оpк. — Сюита (сл. лит. поэтов, 1952), кантата Песнь моей земле (1962), оратория Несущий солнце (1972), оратория Не тронь голубой глобус (сл. В. Пальчинскайте, 1969); для оpк. — Танцевальная сюита (1957), 2 поэмы: Вильнюс (по поэме А. Венцловы "Вечный город", 1950), Героическая (1951), сюита из балета Эгле — королева ужей (изд. 1962); для скр., ф-п. и оpк. — Драматические фрески (1965); для скр. с оркестром — 2 концерта (1954, 1958); для мал. симф. оpк. — Парафраза на литовскую нар. песню (1963); для оpк. лит. нар. инстр. — Парафраза (1967), Концертная полька (1968); струн. квартет (1952); для ф-п. — соната (1947), Вариации (1948), и др.; для англ. рожка с ф-п. — Пьеса (1948); песни; музыка к спектаклям и фильмам; обр. лит. нар. песен; ред. симф. поэмы М. Чюрлениса "Море" (1955).
Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008
БАЛЬСИС Эдуардас Косто
(20 XII 1919, Николаев - 3 XI 1984, Вильнюс)
Э. Бальсис принадлежит к числу наиболее выдающихся музыкантов Советской Литвы. Его деятельность как композитора, педагога, музыкально-общественного деятеля и публициста неотделима от расцвета литовской композиторской школы в послевоенный период. Начиная с конца 50-х гг. он - один из ведущих ее мастеров.
Творческий путь композитора сложен. Его детство связано с украинским городом Николаевой, потом семья переезжает в Клайпеду. В эти годы общение с музыкой было случайным. В юности Бальсис смочил много занятий - учительствовал, увлекался спортом и лишь в 1945 г. поступил в Каунасскую консерваторию в класс профессора А. Рачюнаса. Навсегда остались в памяти композитора годы учебы в Ленинградской консерватории, где он прошел курс аспирантуры у профессора В. Волошинова. В 1948 г. началась педагогическая деятельность Бальсиса в Вильнюсской консерватории, где с 1960 г. он возглавил кафедру композиции. Среди его учеников такие известные композиторы, как А. Бражинскас, Г. Купрявичюс, Б. Горбульскис и др. Искусство Бальсиса-драматически конфликтное, философски наполненное, обращенное к духовному миру нашего современника, тяготеет к большим масштабным полотнам - инструментальным, кантатно-ораториальным, опере, балету. Меньше внимания композитор уделял камерным жанрам - к ним он обращался в начале творческого пути (струнный Квартет, фортепианная Соната и др.). Наряду с классическими жанрами в наследии Бальсиса широко представлены эстрадные сочинения, массовые песни, музыка для театра и кино, где он сотрудничал с ведущими литовскими режиссерами. В постоянном взаимодействии развлекательных и серьезных жанров композитор видел пути их взаимного обогащения.
Творческой личности Бальсиса было свойственно постоянное горение, поиск новых средств - необычных инструментальных составов, сложной техники музыкального языка или оригинальных композиционных структур. При этом он всегда оставался истинно литовским музыкантом, ярким мелодистом. Одна из важнейших граней музыки Бальсиса - ее связь с фольклором, глубоким знатоком которого он был. Об этом свидетельствуют его многочисленные обработки народных песен. Композитор считал, что синтез народности и новаторства «будет и в дальнейшем открывать новые интересные пути развития нашей музыки».
Основные творческие достижения Бальсиса связаны с симфонизмом - в этом его отличие от традиционной для национальной культуры хоровой ориентации и наиболее глубокое воздействие на молодое поколение литовских композиторов. Однако воплощением его симфонических идей становится не симфония (к ней он не обращался), а жанр концерта, опера, балет. В них композитор выступает как мастер симфонического развития формы, темброво чуткой, колористичной оркестровки.
Крупнейшим событием музыкальной Литвы стал балет «Эгле - королева ужей» (1960, либр. собств.), на его основе был сделан первый в республике фильм-балет. Это поэтическая народная сказка о верности и любви, побеждающих зло и вероломство. Красочные морские картины, яркие народно-жанровые сцены, одухотворенные лирические эпизоды балета принадлежат к лучшим страницам литовской музыки. Тема моря - одна из любимых в творчестве Бальсиса (в 50-е гг. он сделал новую редакцию симфонической поэмы М. К. Чюрлениса «Море», а в конце жизни написал поэму для струнных «Блики моря»). В 1980 г. композитор вновь обращается к морской тематике. На этот раз в трагедийном плане - в опере «Путешествие в Тильзит» (по одноим. новелле немецкого писателя X. Зудермана «Литовские рассказы», либр. собств.). Здесь Бальсяс выступил как создатель нового для литовской оперы жанра - симфонизированной психологической музыкальной драмы, наследующей традиции «Воццека» А. Берга.
Гражданственность, интерес к животрепещущим проблемам современности с особой силой отразились в хоровых сочинениях Бальсиса, написанных в сотрудничестве с крупнейшими поэтами Литвы - Э. Межелайтисом и Э. Матузявичюсом (кантаты «Солнце несущий» и «Ленину - слава!») и особенно - в оратории на стихи поэтессы В. Пальчинокайте «Не троньте синий глобус», (1969). Именно с этим произведением, впервые прозвучавшим на Вроцлавском музыкальном фестивале в 1969 г., творчество Бальсиса приобрело всенародное признание, вышло на мировую арену. Еще в 1953 г. первым в литовской музыке композитор обратился к теме борьбы за мир в Героической поэме, развив ее в «Драматических фресках» для фортепиано, скрипки и оркестра (1965). Оратория раскрывает лик войны в самом страшном ее аспекте - как убийцы детства. В 1970 г., выступая на международной конференции ISME (международной Ассоциации детского музыкального воспитания) после исполнения оратории «Не троньте синий глобус», Д. Кабалевский сказал: «Оратория Эдуардаса Бальсиса - яркое трагедийное произведение, которое оставляет неизгладимое впечатление глубиной мысли, силой чувства, внутренним напряжением. Гуманистический пафос творчества Бальсиса, его чуткость к печалям и радостям человечества всегда будут близки нашему современнику, гражданину XX столетия». /Г. Жданова/
Источник: Энциклопедия композиторов. Москва. Изд-во Музыка 1990 г.