Балтийский флот

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

БАЛТИЙСКИЙ ФЛОТ
составная часть военно-морского флота России. Создан на Балтийском море по замыслу Петра I в ходе Северной войны 1700–1721 гг. Главная база флота – Кронштадт, позднее Гельсингфорс и Ревель. С начала XVIII в. Б.ф. участвовал почти во всех войнах России.

Источник: Российская государственность в терминах. IX – начало XX века. 2011

БАЛТИЙСКИЙ ФЛОТ
создан в начале 18 в. Петром I. Во время Северной войны 1700-21 одержал победы над шведским флотом при Гангуте, Гренгаме и др. В 18-19 вв. главная база - Кронштадт, затем Гельсингфорс и Ревель. Эскадры Б. ф. участвовали в Архипелагских экспедициях русского флота, в русско-шведских войнах 18 в., в морских походах 1813-14. Во 2-й половине 19 в. Б.ф. оснащен броненосными кораблями, многие из которых погибли в составе 2-й Тихоокеанской эскадры во время русско-японской войны 1904-05. Во 2-й половине 1900-х - начале 1910-х гг. Б.ф. возрожден и оснащен современными кораблями. Матросы Б. ф. участвовали в революционных событиях 1905-07 и 1917, сражались на фронтах Гражданской войны. Антибольшевистское восстание в Кронштадте 1921 стало одной из причин отказа от политики "военного коммунизма". В 1920-30-х гг. Б.ф. восстановлен. В Великую Отечественную войну оборонял Моонзундские острова, Таллин и полуостров Ханко, участвовал в обороне Ленинграда (1941-44), поддерживал наступление сухопутных войск в Прибалтике, Восточной Пруссии и Восточной Померании (1944-45).

Источник: История отечества. Энциклопедический словарь. 1999

БАЛТИЙСКИЙ ФЛОТ
К началу Вел. Отеч. войны в состав Б. ф. входили 2 линкора, 2 крейсера, 2 лидера, 19 эсминцев, 48 торпедных катеров, 69 ПЛ, 656 самолетов; соединения береговой обороны, ПВО. Основные силы флота базировались на Таллин и Ригу. С началом войны Б. ф. оборонял передовые базы, проводил активные действия на морских сообщениях в Балтийском море. ВВС флота в августе 1941 нанесли первые удары по Берлину. За счет сил Б. ф. были сформированы Чудская, Ладожская, Онежская военные флотилии. В сложных условиях проведены операции по прорыву флота из Таллина в Кронштадт (август 1941), эвакуация ВМБ Ханко. Б. ф. непосредственно оборонял Ленинград, его артиллерия вела контрбатарейную борьбу с артиллерией противника. Б. ф. участвовал в операции по прорыву и полному снятию блокады Ленинграда, в Выборгской, Свирско-Петрозаводской, Таллинской, Моонзундской десантных операциях 1944. Действия флота на морских сообщениях способствовали разгрому немецко-фашистских войск в Прибалтике, Восточной Пруссии и Восточной Померании. Силами Б. ф. за годы войны потоплено св. 580 кораблей и вспомогательных судов противника, 624 транспорта общим водоизмещением 1,6 млн т. За боевые заслуги 22 корабля и части Б. ф. были удостоены гвардейского звания, 58 награждены орденами. Более 100 тыс. балтийцев получили правительственные награды, 137 — присвоено звание Героя Сов. Союза. За выдающиеся заслуги перед Родиной, массовый героизм и мужество и в ознаменование 20-летия Победы советского народа в Вел. Отеч. войне Указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 мая 1965 Б. ф. вторично награжден орденом Красного Знамени. В феврале 1946 Б. ф. был разделен на два самостоятельных оперативных объединения — 4-й и 8-й ВМФ, а в декабре 1955 восстановлен в прежней организации. Командующий В. Ф. Трибуц.

Источник: Великая Отечественная война. 1941 —1945. Словарь-справочник. 1988 г.

БАЛТИЙСКИЙ ФЛОТ
старейший флот России (см. Русский военно-морской флот), созданный Петром I в ходе Северной войны 1700-1721. Начало флоту положили боевые корабли, построенные на верфи на реке Сясь, впадающей в Ладожское озеро, и Олонецкой верфи (Лодейное Поле) на реке Свирь. Первенцем флота считается 28-пушечный фрегат «Штандарт», спущенный на воду 22 августа (2 сентября) 1703. Первая победа в «морском» бою одержана 7(18) мая 1703 в устье реки Нева, когда были взяты на абордаж и захвачены два шведских корабля — «Гедан» и «Астрильд». На медалях, которых удостоились все участники этого боя, выбиты слова: «Небываемое бывает». Затем заложены Петропавловская крепость, положившая начало Санкт-Петербургу, и форт Кроншлот — впоследствии началось сооружение Адмиралтейской верфи, ставшей центром кораблестроения в России (см. «Адмиралтейские верфи»). Комплектование флота осуществлялось на основе рекрутских наборов. Подготовка офицерских кадров началась в 1701 в Москве в Школе математических и навигацких наук, с 1715 по 1752 — в Санкт-Петербурге в Академии морской гвардии, затем в Морском корпусе. Строительство флота велось в условиях непрекращающихся военных действий. Его корабли содействовали русской армии в овладении крепостью Выборг, портами Ревель (Таллин), Рига, Пернов (Пярну), а также Моонзундскими островами. На море флот одержал победы в Гангутском сражении 1714, Эзельском морском бою 1719, у Гренгама (1720). Это позволило России утвердиться на Балтийском море и стать крупной морской державой. В 1722 в составе Балтийского флота имелось 130 парусных кораблей (в том числе 32 линейных и 16 фрегатов) и до 350 гребных судов. Управление флотом осуществлялось Адмиралтейств-коллегией. Командующий флотом назначался только на время кампании. В Семилетнюю войну 1756-1763 Балтийский флот решал задачи по недопущению английского флота в Балтийское море, осуществлял морские перевозки, участвовал во взятии городов Мемель (Клайпеда) и Кольберг (Колобжег). В ходе русскошведской войны 1788-1790 Балтийский флот отразил все попытки шведского флота захватить Кронштадт и Санкт-Петербург, одержал победы в Гогландском сражении 1788, при Роченсальме (1789), в Ревельском, Красногорском и Выборгском сражениях 1790. Во второй половине XVIII — начале XIX вв. Балтийский флот сформировал несколько эскадр под командованием Г. А. Спиридова, С. К Грейга, Д. Н. Синявина для борьбы с турецким флотом и поддержки борьбы греков и других балканских народов против турецкой оккупации (см. Архипелагские экспедиции русского флота). Были одержаны крупные победы в Чесменском морском бою 1770, Афонском сражении 1807 и Наваринском сражении 1827. В 1817 на Балтийском флоте появилось первое паровое судно «Скорый», в 1826 — первый пароход с артиллерийским вооружением «Ижора», а в 1848 — первый винтовой фрегат «Архимед». В период Крымской войны 1853-1856 Балтийский флот (26 парусных линейных кораблей, 9 фрегатов, 9 пароходов-фрегатов, 9 корветов и бригов, около 160 других кораблей) отразил попытки англофранцузского флота уничтожить Балтийский флот, захватить Кронштадт, Свеаборг (Суоменлинна), Гельфингфорс (Хельсинки) и блокировать Санкт-Петербург. В ходе боевых действий впервые в мировой практике применялись созданные на русском флоте мины (см. Морская мина). После Крымской войны развернулось строительство паровых броненосных кораблей (см. Броненосный флот). В 1861- 1863 вошли в строй первые броненосные корабли — «Опыт» и «Первенец» (с железным корпусом). Впервые в 1864 на Балтийском флоте сформирована Практическая эскадра броненосных кораблей контрадмирала И. Ф. Лихачева, на которой отрабатывалась тактика броненосного флота. К концу XIX в. Балтийский флот имел 19 броненосцев, 4 броненосца береговой обороны, 4 броненосных крейсера, 39 миноносцев и другие корабли. Во время гражданской войны в США (1861-1865) для возможного воздействия на коммуникации Великобритании в Атлантическом океане, в связи с обострением русско-английских отношений, из состава Балтийского флота направлена эскадра контр-адмирала С. С. Лесовского (см. Экспедиция русского флота в Северную Америку 1863-1864). С конца 60-х годов XIX в. корабли Балтийского флота регулярно направлялись на Дальний Восток, где из них было сформировано постоянное соединение — эскадра Тихого океана. В ходе русско-японской войны 1904-1905 из состава Балтийского флота сформированы 2-я и 3-я Тихоокеанские эскадры (см. Тихоокеанские эскадры 1904-1905). После войны флот восстановлен и пополнен новыми кораблями. В 1908 все корабельные силы объединены в Соединенные отряды (с 1909 — Действующий флот, с 1911 Морские силы) Балтийского моря. С 1(14) июня 1908 учреждена должность начальника (с 27 мая (9 июня) 1911 — командующий) Балтийского флота, сформированы однородные корабельные соединения (бригада линкоров, бригада крейсеров, Минная дивизия и др.). К началу первой мировой войны Балтийский флот (командующий адмирал Н. О. Эссен) имел 5 линкоров (додредноутного типа), 6 броненосных и 4 легких крейсера, 49 эсминцев, 23 миноносца, 6 минных заградителей, 6 канонерских лодок, 13 подводных лодок. С 1914 Балтийский флот именовался Флотом Балтийского моря. В дальнейшем он усилился за счет вступления в строй 4 новых линкоров типа «Севастополь», эсминцев типа «Новик», подводных лодок типа «Барс» и других кораблей. Деятелъность сил флота обеспечивали порты военные: Кронштадт, Санкт-Петербург, Свеаборг, Гельсингфорс, Императора Петра Великого (Ревель), Императора Александра III (Либава). Главной базой являлся Гельсингфорс. В ходе войны флот оперативно подчинен командующему 6-й армией, проводил миннозаградительные операции (поставлено 35 тысяч мин), действовал на коммуникациях германского флота, препятствовал его прорыву в Финский и Рижский заливы (см. Готландский бой 1915, Ирбенская операция 1915), содействовал сухопутным войскам, оборонял Аландские острова, защищал Петроград с моря. В сентябре-октябре 1917 флот отражал удары германского флота в Моонзундской операции 1917. В 1917 в составе Балтийского флота числилось 302 боевых корабля и 270 вспомогательных судов, а также флотилия ВМС Великобритании и 8 подводных лодок. В подчинении командующего флотом находились и сухопутные силы (3 пехотные и кавалерийская дивизии, 2 пехотные и кавалерийская бригады). Сформирована воздушная дивизия (98 самолетов). Береговая оборона включала 59 береговых батарей (262 орудия калибра 76-356 мм). Моряки Балтийского флота внесли весомый вклад в развитие отечественной и мировой науки. Важное место занимали кругосветные и дальние плавания с научными целями (экспедиции И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Аисянского, Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Аазарева, О. Е, Коцебу, Ф. П. Литке, Г. И. Невельского и др. ). В период революции 1905-1907 произошли вооруженные выступления моряков в Либаве (Лиепая, 1905), Кронштадтские восстания 1905, 1906, Свеаборгское восстание (1906), восстание на крейсере «Память Азова» (1906). Командующие Балтийским флотом (до 1908 существовала должность Главного командира флота и портов и начальника морской обороны Балтийского моря) — контр-адмирал, вице-адмирал, с 14 апреля 1913 адмирал Н. О. Эссен (ноябрь 1908 — май 1915), вице-адмирал, с 10 апреля 1916 адмирал В. А. Канин (май 1915 — сентябрь 1916), вице-адмирал А. И. Непенин (сентябрь 1916 — февраль 1917), вице-адмирал А. С. Максимов (март-июнь 1917), контр-адмирал Д. Н. Вердеревский (июнь-июль 1917), контрадмирал А. В. Развозов (июль-декабрь 1917).

Источник: Русский военно-исторический словарь 2002

БАЛТИЙСКИЙ ФЛОТ
К началу ВОВ 1941–1945 Б.ф. имел в своем составе эскадру надводных кораблей, морской оборонительный район, Главную военно‑морскую базу Таллин (с 30 августа 1941 Кронштадт), Кольбергскую, Кронштадтскую, Ленинградскую, Лужскую, Островную, Прибалтийскую и другие военно‑морские базы, отряд легких сил, отряд шхерных кораблей, 3 бригады и отдельный дивизион подводных лодок, 2 бригады торпедных катеров, группу надводных заградителей, 3 авиационные бригады и 11 отдельных авиационных эскадрилий, 6 укрепленных секторов береговой обороны, отдельный дивизион ПВО, бригаду и отдельный батальон морской пехоты, 2 отдельных пулеметных батальона, части специального и тылового обеспечения. Всего Б.ф. насчитывал 140 боевых кораблей различных классов, в том числе: 2 линкора, 2 крейсера, 2 лидера эсминцев, 19 эсминцев, 7 сторожевых кораблей, 2 канонерские лодки, 34 тральщика, 4 минных заградителя, 68 подводных лодок и 95 катеров. В боевом составе военно‑воздушных сил флота насчитывалось 595 боевых самолетов, в том числе 157 бомбардировщиков (торпедоносцев); в береговой обороне – 1528 орудий калибра 45‑356 мм.
Продвижение войск противника в глубь территории страны нарушило систему базирования Б.ф. и резко сократило его возможности Флоту пришлось действовать на нескольких разобщенных направлениях в условиях господства авиации противника и постоянно наращиваемой минной опасности. Обороняя передовые базы и проводя активные боевые действия на морских сообщениях в Балтийском море, флот был вынужден в то же время обеспечивать чрезвычайно уязвимую, находившуюся под фланговыми ударами противника на всем протяжении коммуникацию Кронштадт – Таллин – Ханко – Моонзундские острова. Одновременно флот выделил силы и средства для обороны Ленинграда. За счет сил флота были сформированы Чудская, Ладожская, Онежская озерные военные флотилии и Ильменский отряд кораблей. Упорной обороной военно‑морских баз Лиепаи, Ханко, Таллина, островов Моонзундского архипелага Б. ф. на длительное время приковал к себе крупные силы противника, что ослабило его натиск на Ленинград. В августе 1941 с аэродромов острова Эзель (Сааремаа) дальние бомбардировщики ВВС Б.ф. нанесли первые удары по Берлину.
Только в 1941 корабли и самолеты Б.ф. поставили 12047 мин.
В исключительно сложной обстановке и с большими потерями в конце августа 1941 проведена операция по прорыву сил Б.ф. из Таллина в Кронштадт. К месту назначения прибыло 112 боевых кораблей, 23 транспортных и вспомогательных судна. До 1944 силы Б.ф. базировались в Ленинградской и Кронштадтской военно‑морских базах (с января 1943 – Кронштадтский морской оборонительный район), где вошли в единую систему обороны Ленинграда. Балтийский флот оказал помощь войскам 8‑й армии Ленинградского фронта при создании и удержании ораниенбаумского плацдарма (сентябрь‑октябрь 1941), надежно прикрывал морские подступы к Ленинграду. На сухопутные участки обороны направлено около 90 тыс. моряков. Морская авиация в этот период действовала главным образом на сухопутном направлении. Флот обеспечивал перегруппировки войск фронта, высаживал на фланги и в тыл противника тактические десанты. В битве за Ленинград корабли и береговая артиллерия Б.ф. выполняли задачи по контрбатарейной борьбе с артиллерией противника и по усилению ПВО Ленинграда. В апреле 1942 был сорван замысел противника уничтожить ударами авиации корабли Б.ф., стоявшие на скованной льдом Неве. Входившая в состав флота Ладожская военная флотилия обеспечивала транспортные перевозки для блокированного с суши Ленинграда по Ладожскому озеру. В 1942 важное значение имели действия подводных лодок флота на коммуникациях противника в Балтийском море, которые умело, хотя и с большими потерями, преодолевали мощные минные и противолодочные заграждения в Финском заливе.
В январе 1943 Б.ф. содействовал войскам Ленинградского и Волховского фронтов в прорыве сухопутной блокады Ленинграда. С 1943 на морских коммуникациях противника активно действовала авиация флота.
В январе 1944 силы Б.ф. (2 линкора, 2 крейсера, лидер, 7 эсминцев, 4 канонерские лодки, 316 самолетов, 117 орудий береговой артиллерии) приняли участие в операции по разгрому противника под Ленинградом. В период подготовки Красносельско‑Ропшинской операции флот в тяжелых ледовых условиях осуществил перевозку на ораниенбаумский плацдарм войск и военной техники 2‑й ударной армии. Это позволило командованию фронта создать сильную группировку войск для удара по противнику. В ходе операции флот участвовал в артиллерийском (200 орудий крупного и среднего калибра) и в авиационном наступлениях в составе минно‑торпедных, штурмовых и истребительных авиадивизий и отдельного разведывательного авиаполка. В Выборгской и Выборгско‑Петрозаводской операциях артиллерия флота участвовала в прорыве обороны противника на Карельском перешейке, в артиллерийской поддержке и артиллерийском сопровождении войск. Морские десанты Б.ф. овладели островами Бьеркского архипелага и Выборгского залива, надводные силы нарушали снабжение и эвакуацию войск противника морем. В Свирско‑Петрозаводской операции Ладожская военная флотилия Б.ф. содействовала сухопутным войскам в прорыве обороны противника и провела Тулоксинскую десантную операцию. При подготовке Таллинской операции флот обеспечивал перегруппировку войск 2‑й ударной армии с нарвского на тартуский участок фронта, высаживал тактические десанты в гавани и порты на побережье и на острова Финского залива. В Моонзундской десантной операции на острова Моонзундского архипелага высажены 2 стрелковых корпуса 8‑й армии и бригада морской пехоты общей численностью более 60 тыс. человек. Для авиационной поддержки привлекалась авиация флота. Действия Б.ф. на морских сообщениях способствовали успешному разгрому войск противника в Прибалтийской, Восточно‑Прусской и Восточно‑Померанской стратегических операциях.
За годы войны на Балтийском море противник потерял 280 боевых кораблей и 624 транспорта общим водоизмещением около 1,6 млн. тонн, в том числе 2 линкора, 3 крейсера, 16 эсминцев, 18 сторожевых кораблей, 59 тральщиков и 16 подводных лодок. Флот высадил 1 оперативный, 16 тактических и 7 разведывательных десантов. ВВС флота произвели более 158 тыс. самолето‑вылетов.

Линкор «Октябрьская революция»
Свыше 100 тыс. балтийцев были награждены орденами и медалями; 137 человек удостоены звания Героя Советского Союза, а летчикам А.Е. Мазуренко, В.И. Ракову, Н.Г. Степаняну, Н.В. Челнокову это звание присвоено дважды. За успешное выполнение боевых задач 22 корабля и части Б.ф. стали гвардейскими, 58 – награждены орденами, 15 соединениям и частям присвоены почетные наименования. Среди них 1‑я бригада траления, 1‑я бригада торпедных катеров, бригада подводных лодок, линкор «Октябрьская революция», крейсера «Киров» и «Максим Горький», подводные лодки «Щ‑303», «ГЦ‑307», «Щ‑309», «Щ‑310», «Щ‑320», «Щ‑323», «К‑52», «Л‑3», «С‑13», Красносельская морская железнодорожная артиллерийская бригада, 1‑я истребительная, 8‑я минно‑торпедная, 9‑я штурмовая авиационные дивизии и другие соединения и части.
Командующий вице‑адмирал, с мая 1943 г. адмирал Трибуц В.Ф. (июнь 1941 г. – до конца войны).
Члены Военного совета: дивизионный комиссар Яковенко М.Г. (июнь‑июль 1941 г.); дивизионный комиссар, корпусной комиссар, с декабря 1942 г. контр‑адмирал, с мая 1944 г. вице‑адмирал Смирнов Н.К. (июль 1941 г. – до конца войны); бригадный комиссар, дивизионный комиссар, с декабря 1942 г. генерал‑майор береговой службы Вербицкий А.Д. (июль 1941 г. – до конца войны).
Начальники штаба: контр‑адмирал Пантелеев Ю.А. (июнь‑сентябрь 1941 г.); вице‑адмирал Ралль Ю.Ф. (сентябрь 1941 г. – февраль 1943 г.); капитан 1 ранга, с января 1944 г. контр‑адмирал Петров А.Н. (февраль‑ март 1943 г., октябрь‑декабрь 1943 г., врид, и декабрь 1943 г. – апрель 1945 г.); контр‑адмирал Арапов А.М. (март‑октябрь 1943 г.); контр‑адмирал Александров А.П. (апрель 1945 г. – до конца войны).

Источник: Великая Отечественная война 1941–1945 гг. Энциклопедический словарь.

БАЛТИЙСКИЙ ФЛОТ
составная часть Военно-Морского Флота СССР. В России регулярный флот на Балт. м. создан по замыслу и под рук. Петра I в ходе Сев. войны 1700-21. Первые корабли для Б. ф. начали строиться в 1702 в устье р. Сясь на Ладожском озере и на р. Свири и появились на Неве 11 октября 1702, участвуя во взятии крепости Нотебург. Первой эскадрой Б. ф. командовал вице-адм. Корнелий Крюйс, а всеми силами Б. ф. (1723-26) - ген.-адм. Ф. М. Апраксин. Первые кораблестроители Б. ф. (Скляев и 9 др. мастеров) прошли спец. подготовку вместе с Петром I за границей. Осенью 1703 была заложена крепость Кроншлот - будущая база Б. ф. Кронштадт. Война вынудила строить большой флот и готовить для него свои нац. кадры. В Москве в 1701 была учреждена Навигацкая школа, а в 1715 в Петербурге - Академия мор. гвардии (с 1752 - мор. кадетский корпус). В 1710 Б. ф. имел 150 судов, в т. ч. 50-пушечные корабли "Выборг", "Пернов", "Рига", а в 1712 - построенный замечат. мастером Ф. М. Скляевым 54-пушечный корабль "Полтава". В 1710-13 при содействии Б. ф. были взяты крепость Выборг, порты Ревель, Пернов, Рига, Гельсингфорс, Або, а также Моонзундские о-ва. Корабли Б. ф. неоднократно подходили к берегам Швеции, даже к Стокгольму, и высаживали войска на вост. побережье Швеции. В результате побед рус. армии и флота в Сев. войне Россия утвердилась на побережье Финского зал. и Балт. м., стала крупной морской державой (см. Гангутское сражение 1714, Гренгамский бой 1720). С 1717 гл. кораблестроителем и нач. всего судостроения был адм. И. М. Головин. Б. ф. в 1722 имел 130 парусных кораблей, вооруж. каждый 18-100 орудиями, и 396 гребных судов. Б. ф. комплектовался рекрутскими наборами с пожизненным сроком службы. Вначале допускался наем иностр. офицеров, унтер-офицеров и даже матросов. К 1715 матросы и унтер-офицеры Б. ф. уже полностью были из русских. Управление Б. ф. осуществлялось адмиралтейств-коллегией. Командующий флотом (эскадрой) назначался только на время кампании. После смерти Петра I и до 60-х гг. 18 в. Б. ф. был в запущенном состоянии, новых кораблей строилось мало и те были плохого качества. В Семилетней войне 1756-63 соединенная эскадра Б. ф. (адм. З. Д. Мишуков) крейсировала на прус. коммуникациях, не допускала англ. флот в Балт. м. Войны 2-й пол. 18 в. и нач. 19 в. и напряженная политич. обстановка в Европе потребовали усиленного строительства Б. ф. В 1775-1800 было построено: 50 лин. кораблей, 31 фрегат, 168 бомбардирских и вспомогат. судов, 362 гребных. Б. ф. представлял осн. силу среди др. флотов России, к-рая к этому времени занимала 3-е место в мире, после Англии и Франции, по количеству кораблей.

Б. ф. участвовал в войнах 18-19 вв. против Турции за безопасность юж. границ России и за выход в Черное м. и оказывал помощь грекам и слав. народам в их освободит. борьбе (см. Архипелагские экспедиции русского флота, Чесменский бой 1770, Дарданелльское сражение 1807, Афонское сражение 1807, Наваринское сражение 1827). Победы в этих войнах связаны с боевой деятельностью рус. флотоводцев: адм. Г. А. Спиридова, адм. Д. Н. Сенявина, контр-адм. С. К. Грейга.

В рус.-швед. войнах 1741-43, 1788-90, 1808-09 Б. ф. оборонял балт. побережье и подступы к Кронштадту (см. Гогландское сражение 1788). В этот период комплектование Б. ф. осуществлялось еще по устар. рекрутской системе, со сроком службы (с 1793) до 25 лет. В результате недооценки значения флота царским пр-вом в 1-й четв. 19 в. к началу Крымской войны 1853-56 Б. ф. имел всего 26 линейных парусных кораблей, 9 фрегатов, 8 корветов и бригов, 10 транспортов, 146 мелких судов и только 9 пароходо-фрегатов. Англ. и франц. флоты имели в то же время большое число колесных пароходов и винтовых кораблей. Опыт войны заставил уже в 1861 начать строительство и вводить в строй паровые броненосные корабли, и во 2-й пол. 19 в. в Б. ф. было уже более 200 таких кораблей, в т. ч. 19 броненосцев, 4 броненосца береговой обороны, 4 броненосных крейсера, 39 миноносцев и др. В 1867-77 первой броненосной эскадрой Б. ф. командовал адм. Г. И. Бутаков. Вместе с сокращением срока службы на флоте по реформе 1874 до 10 лет (7 лет действит. службы и 3 года в запасе) во флот стали призываться более квалифицир. контингенты из фаб.-зав. рабочих, открыты новые спец. морские воен. уч-ща и в 1877 - Морская академия. Совершенствовалась организация Б. ф.: в 1860 воен. порты разделены на главные - Кронштадт, Петербург, и 2-го разряда - Ревель, Свеаборг; в марте 1891 экипаж Б. ф. был разделен на две дивизии. Вскоре введена штатная должность гл. командира флота и портов и нач. морской обороны Балт. м., с сер. 1908 - нач. морских сил Балт. м., а с конца 1909 - нач. действующего флота Балт. м. (с дек. 1909 на эту должность назначен контр-адм. Н. О. Эссен, командовавший флотом до мая 1915).

Важное место в истории Б. ф. занимают дальние и кругосветные плавания, научные открытия и изобретения. В 1-й пол. 19 в. было совершено св. 40 таких плаваний (экспедиции И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского, Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева, О. Е. Коцебу, Ф. П. Литке, Г. И. Невельского и др.). Ряд дальних плаваний совершили корабли Б. ф. во 2-й пол. 19 в., а в 1900-14 таких плаваний было св. 30. На Б. ф. начали свою деятельность рус. ученые-кораблестроители: адм. А. А. Попов, П. А. Титов, адм. С. О. Макаров, акад. А. Н. Крылов, создатель первого в мире самолета А. Ф. Можайский, создатели подводных лодок С. К. Джевецкий, И. Г. Бубнов, И. Н. Беклемишев, первый изобретатель радио А. С. Попов и др.

В 19 в. на Б. ф. зарождается революц. движение (см. Декабристы). В 1902-03 под влиянием ленинской "Искры" на Б. ф. появляются первые с.-д. кружки (на эскадр. броненосце "Александр II", канонерской лодке "Грозящий", в учебно-артил. отряде и др.). Балтийцы приняли активное участие в революции 1905-07. В базах флота и на кораблях произошел ряд вооруж. восстаний: в Либаве (1905), Кронштадте (1905 и 1906), Свеаборге (1906), на крейсере "Память Азова" и др.

Во время русско-япон. войны 1904-05 из разнотипных, в т. ч. устар., кораблей Б. ф. была наспех сформирована слабо подготовленная 2-я Тихоокеанская эскадра. Эта эскадра совершила беспримерный в истории плавания броненосных кораблей переход из Балт. м. в Тихий ок. в особо сложных условиях, но была разгромлена 14-15 мая в Цусимском сражении 1905 япон. флотом.

К нач. 1-й мировой войны Б. ф. имел в своем составе 4 линейных корабля додредноутного типа, 5 броненосных крейсеров, 4 крейсера, св. 50 эскадр. миноносцев и миноносцев, 13 подводных лодок, позднее пополнился 4 дредноутами, неск. новейшими эскадр. миноносцами и др. Б. ф. активно участвовал в 1-й мировой войне, выполняя важные оборонит. задачи. С начала войны до Окт. революции в различное время флотом командовали: адм. Н. О. Эссен, вице-адм. В. А. Канин, вице-адм. А. И. Непенин, вице-адм. А. С. Максимов, контр-адм. Д. Н. Вердеревский, контр-адм. А. В. Развозов.

В годы войны (в 1915) в Кронштадте был создан центр большевистских орг-ций Б. ф. - Гл. судовой коллектив РСДРП(б) под рук. И. Д. Сладкова, Т. И. Ульянцева, Н. А. Ховрина. В дни Февр. революции 1917 моряки Б. ф., в первую очередь матросы крейсера "Аврора", Гвардейского и 2-го Балт. экипажей, перешли на сторону восставшего народа и участвовали в свержении самодержавия. В марте-апр. 1917 начали легальную деятельность большевистские парт. орг-ции в Кронштадте, Свеаборге, Гельсингфорсе и др. базах флота, стали выходить газеты парт. комитетов ("Голос правды" - Кронштадт, "Волна" - Свеаборг, Гельсингфорс). К VI съезду РСДРП(б) на Б. ф. было св. 12 тыс. большевиков. 30 апр. был создан Центр. комитет Б. ф. - Центробалт. В подавлении мятежа ген. Корнилова участвовал 3-тыс. отряд моряков.

Героически отстоял Петроград Б. ф. в Моонзундской операции 1917 против нем. флота 29 сент. (12 окт.) - 6(19) окт. Моряки Б. ф. вместе с рабочими-красногвардейцами составляли решающую ударную силу Окт. вооруж. восстания в Петрограде.

После победы восстания балтийцы участвовали в борьбе с контрреволюцией и помогали устанавливать Сов. власть в различных р-нах страны. 29 янв.(11 февр.) 1918 В. И. Ленин подписал декрет о создании на началах добровольчества Рабоче-Крестьянского Красного Флота (РККФ). Героической страницей истории является Ледовый поход Балтийского флота 1918. 22 февраля - 22 апреля через льды Финского залива были успешно проведены из Ревеля и Гельсингфорса в Кронштадт 240 кораблей и транспортов и сохранена основа Советского ВМФ. В годы гражд. войны корабли, авиация и отряды моряков Б. ф. обороняли совм. с сухопутными войсками Петроград в 1919 (командующий флотом А. П. Зеленой, члены РВС А. В. Баранов, В. И. Зоф, Ф. С. Аверичкин). Б. ф. был базой для создания речных и озерных флотилий, комплектования арт. частей, бронепоездов. Экспедиц. отряды моряков- балтийцев (до 20 тыс. чел.) сражались на всех фронтах гражд. войны. Среди героев гражд. войны - моряки Б. ф. П. Е. Дыбенко, Т. И. Ульянцев, И. Д. Сладков, П. Д. Хохряков, Н. Г. Маркин, А. Г. Железняков, Э. А. Берг, Н. А. Пожаров, В. Т. Флягин и мн. др.

23 окт. 1920 Совет труда и обороны принял постановление о восстановлении и дальнейшем укреплении Б. ф. По решению ЦК РКП(б) на Б. ф. были возвращены более 700 старых моряков-коммунистов. В 1922 5-й съезд РКСМ принял решение о шефстве комсомола над ВМФ. В февр. 1928 за активное участие в революц. борьбе против самодержавия и в гражд. воине Б. ф. был награжден орденом Красного Знамени. В течение предвоен. пятилеток Б. ф. технически перевооружился, пополнился новыми кораблями, в т. ч. крейсерами, подводными лодками, торпедными катерами, авиацией. В 1932-35 Б. ф. явился базой создания Северного и Тихоокеанского флотов Сов. Союза. В 1922-41 Б. ф. командовали И. К. Кожанов, М. Б. Викторов, Б. М. Вексман, Л. М. Галлер, A. К. Сивков, И. С. Исаков (ныне адмирал флота), Г. И. Левченко (ныне адмирал), В. Ф. Трибуц (ныне адмирал), членами РВС Б. ф. были Ф. С. Аверичкин, П. И. Курков, К. С. Еремеев, Г. П. Киреев, А. А. Булыжкин, С. Д. Морозов, М. Г. Яковенко.

С первых дней Вел. Отечеств. войны 1941-45 Б. ф. вел активные боевые действия (командующий адмирал В. Ф. Трибуц, члены Воен. совета флота - Н. К. Смирнов и А. Д. Вербицкий) и вместе с Сов. Армией самоотверженно защищал Ленинград в течение почти 900 дней его героич. обороны. В 1944-45 Б. ф. участвовал в разгроме оккупантов под Ленинградом, на Карельском перешейке, в Прибалтике. Всего за время войны мор. силами Балт. м. были потоплены и повреждены сотни вражеских кораблей и транспортов. Более 20 кораблей и частей флота были преобразованы в гвардейские, а 58 - награждены орденами СССР. Орденами и медалями награждены св. 100 тыс. моряков Б. ф., 137 чел. удостоены звания Героя Сов. Союза. 17 мая 1954 была награждена орденом Красного Знамени Кронштадтская воен.-мор. крепость.

После войны Б. ф. командовали адмиралы Г. И. Левченко, В. А. Андреев, А. Г. Головко, Ф. В. Зозуля, H. M. Харламов, В. А. Касатонов, вице-адмирал А. Е. Орел (с 1959). С 1953 корабли Б. ф. совершили неск. дальних заграничных походов, в т. ч. в 1956 в Англию (крейсер "Орджоникидзе", эсминцы "Смотрящий" и "Совершенный") с правительств. делегацией СССР.

По истории рус. Б. ф. имеется обширная лит-ра. Дореволюц издания излагают историю Б. ф. по периодам царствования монархов, без показа зависимости воен.-мор. истории от экономич. и политич. развития страны, без освещения революц. движения на флоте. Эти издания, однако, содержат богатый фактич. материал для изучения истории Б. ф. Работы сов. историков в значит. мере устранили указанные недостатки. В них наряду с боевой деятельностью флота большое внимание уделено революц. движению на флоте, подчеркивается важная роль Б. ф. в Вел. Окт. социалистич. революции.

Лит.: Ленин В. И., Соч., 4 изд., т. 26, с. 47-51, 52-62, 151-59, 232-34, 306-11; его же, Военная переписка (1917-20), М., 1956; КПСС о Вооруж. Силах Советского Союза. Сб. док-тов, M., 1958; Мат-лы для истории рус. флота (извлечения из журналов Петра Великого...), СПБ, 1866; Мат-лы для истории Рус. флота, ч. 1-5, 7-14, 16-17, СПБ, 1865-1904; Обзор заграничных плаваний судов рус. воен. флота с 1850 по 1868 гг., т. 1, СПБ, 1871; Первое продолжение обзора заграничных плаваний судов рус. воен. флота. 1868-1877 гг., т. 1, СПБ, 1878; Веселаго Ф., Список рус. воен. судов с 1668 по 1860 гг., СПБ, 1872; его же, Очерки рус. морской истории, ч. 1, СПБ, 1875; Воен. действия рус. флота в Архипелаге во время войны с Турцией в 1770-74 гг. (таблицы и списки), Кронштадт, 1889; Кротков А., Рус. флот в царствование Екатерины II с 1772 по 1783 гг.."Морской сб.", 1889, No 1-12; его же, Повседневная запись замечательных событий в рус. флоте, СПБ, 1893; Кренке В. Д., Оборона Балт. побережья в 1854-56 гг., СПБ, 1887; Истомин М., Балт. флот 50 лет назад в кампанию 1854-55 гг., СПБ, 1904; Боевая летопись рус флота, M., 1948; Моисеев С. П., Список кораблей рус. парового и броненосного флота (с 1861 по 1917 г.), М., 1948, История воен.-мор иск-ва, т. 1-3, М., 1953; Шершов А. П., К истории воен. кораблестроения, М., 1952; Коробков Н. M., Рус. флот в Семилетней войне, М., 1946; Кораблев Ю., Революц. восстания на Балтике в 1905-06 гг., П., 1956; Найда С. Ф., Революц. движение в царском флоте, М.-Л., 1948; Балтийские моряки в подготовке и проведении Вел. Окт. социалистич. революции. Сб. док-тов, М.-Л., 1957; Балт. флот в Окт. революции и гражд. войне, М.-Л., 1932; Пухов А., Балт. флот в обороне Петрограда, М.-Л., 1939; Кровяков Н. С., "Ледовый поход" Балтийского флота в 1918 г., М., 1955; Мушников А. Н., Балтийцы в боях за Ленинград, М., 1955; Действия воен.-мор. флота в Отечеств. войне, М., 1956; Ачкасов В. И., Вайнер Б. A., Краснознаменный Балтийский флот в Вел. Отечеств. войне, М., 1957; Морской атлас, т. 3, ч. 1, 1958.

X. С. Марат. Ленинград. —***—***—***—

Корабли Балтийского флота, участвовавшие в вооруженном восстании 25 октября 1917 (схема)
балтийский флот

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

Балтийский флот
старейшее оперативное объединение Российского военного флота на Балтийском морском театре, созданное при непосредственном участии Петра I. Во время Северной войны со Швецией за овладение выходами к морю 22 января 1702 г. последовал государев указ о постройке шести 18-пушечных кораблей на реке Сяси "в оборону и на отпор против неприятельских свейских войск". 24 марта 1703 г. в городе Олонце на реке Свирь были заложены первый фрегат "Штандарт", 2 галиота, 5 буеров и 2 шмака. Эти корабли и заложили основу российского Балтийского флота. В мае 1703 г. произошел первый бой балтийцев: под командованием капитана бомбардиров Петра Алексеевича 30 лодок в устье реки Невы взяли на абордаж 2 шведских корабля с 17 пушками. За этот бой Петр I и А.Д. Меншиков награждены орденами Святого Андрея Первозванного, а всем участникам вручены медали с надписью "Небывалое бывает". После захвата устья Невы здесь был заложен город Санкт-Петербург, сюда же перешли построенные в Олонце корабли. Зимой 1703 г. на острове Котлин был заложен Кронштадт - город-крепость и база Балтийского флота, принявшего активное участие в Северной войне, обороне Петербурга с морского направления. В 1705 г. русская эскадра под командованием вице-адмирала Корнелиуса Крюйса (восемь 24-пушечных фрегатов, шесть 12-пушечных шняв, 7 галер и 2 брандера - всего 226 орудий), располагавшаяся на якорях за бонами у Кронштадта, отразила нападение шведского флота адмирала Анкерстерна (7 линейных кораблей, 6 фрегатов и 9 других судов - всего 660 орудий). А отряд полковника Толбухина разгромил высадившийся на Котлинскую косу десант противника. С 1708 г. молодой флот России впервые стал проводить наступательные действия на Балтийском море. 10-11 мая гребной отряд из 9 скампавей и 7 бригантин под командованием шаубенахта графа Боциса дошел до приморского города Борго, высадил десант, выжег город и его окрестности, уничтожил 16 мелких судов. Корабли участвовали во всех действиях русских войск в прибрежных районах, оказывали им артиллерийскую поддержку, высаживали десанты, осуществляли перевозки, устанавливали морскую блокаду приморских пунктов на неприятельской территории. Осенью 1710 г. в состав Балтийского флота вошли первые 50-пушечные корабли "Выборг", "Пернов" и "Рига", построенные в Олонце и Новой Ладоге. В 1712 г. в Петербурге (15 июля) спущен первый выстроенный здесь отечественными мастерами 50-пушечный линейный корабль "Полтава". Первоначально, когда война велась в районах, примыкающих к Финскому заливу с его многочисленными шхерами, боевые действия осуществляла гребная шхерная флотилия, содействовавшая взятию городов Борго, Гельсингфорс и Або. В 1713 г. Балтийская эскадра из 13 кораблей под командованием К. Крюйса совершила свое первое плавание до Ревеля. Первую крупную морскую победу Российский флот одержал над превосходящими корабельными силами шведов в Гангутском сражении. В 1716 г. эскадра из 17 кораблей, 3 фрегатов, 3 шняв и 45 галер перешла в датский порт Копенгаген, чтобы совместно с союзной Данией начать отсюда действия против шведов. Здесь же сосредоточились эскадры английская и голландская. На русском флагмане "Ингерманланд" был поднят царский штандарт, которому салютовали все 92 корабля соединенной эскадры. Это был первый дальний морской поход российского флота по просторам Балтики. В мае 1719 г. Балтийский флот выиграл свое первое эскадренное сражение в открытом море у островов Эзель и Готска-Санде. Русская эскадра (4 корабля и 1 шнява) под командованием Н.А. Сенявина после 8-часового боя разгромила шведский отряд из 3 кораблей командора Врангеля. Вскоре галерный флот под командованием графа Апраксина атаковал шведскую столицу Стокгольм. Российский флот на Балтийском море показал свою способность вести противоборство с первоклассной морской державой Швецией.
В августе 1723 г. в Петербурге и Кронштадте Петр Великий устроил торжественное празднество в честь Российского флота. Знаменитый ботик - "Дедушка русского флота" торжественно был проведен по Неве и Кронштадтскому рейду на виду всего выстроившегося флота. На ботике находился генерал-адмирал граф Апраксин, на руле стоял адмирал Петр Михайлов (Петр I), гребцами сидели флагманы, лот бросал вице-адмирал князь Меншиков, из пушки отвечал на салют кораблей и фортов обер-фельдцехмейстер Отто.
После кончины Петра I в 1725 г. Балтийский флот насчитывал 36 линейных кораблей (от 48- до 98-пушечных), 16 фрегатов (по 24-44 пушки), 70 галер и 280 других парусных и гребных судов. Основная их часть была построена российскими мастерами на отечественных судоверфях; некоторые захвачены у Швеции, другие закуплены в Великобритании, Голландии и Дании. Во времена петровских наследников флот стал приходить в упадок, но продолжал играть важную роль в решении государственных и военных задач на Балтийском театре и Северной Европе, участвовал во всех войнах России. В 1734 г. в осаде Данцига и поддержке своих войск участвовала эскадра адмирала Гордона из 20 кораблей и нескольких бомбарских судов. Базами Балтийского флота XVIII в. были Кронштадт, Петербург, Ревель; здесь располагались адмиралтейства, склады, береговые части и учреждения, казармы и др. флотские объекты. 30 июля 1752 г. в Кронштадте был открыт док для исправления и ремонта подводной части кораблей, что позволило отказаться от их килевания (заваливания на бок) при проведении судоремонтных работ.
Корабли участвовали в русско-шведской войне 1741-1742 гг., а в 1761 г., во время Семилетней войны, флот установил осаду прусского порта Кольберг. После начала войны с Турцией с Балтийского моря в Средиземное была направлена эскадра, успешно решавшая поставленные задачи в 1769-1774 гг. в Архипелаге и центральной части Средиземноморья. С этого времени балтийские эскадры и отряды стали регулярно посылаться для обеспечения российских интересов в Средиземное море. Во время англо-американской войны за независимость Соединенных Штатов Балтийский флот осуществлял охрану коммерческого судоходства практически всех европейских стран. Несколько эскадр (по 5 кораблей) крейсерствовали в Атлантическом океане, Средиземном море, в морях у побережья Северной Европы. Во время новой русско-шведской войны (1788-1790 гг.) Балтийский флот провел несколько победных сражений при Гогланде (1788), Роченсальме (1789), Ревеле и Выборге (1790). В царствование императрицы Екатерины II для Балтийского флота было построено 93 линейных корабля. К 1796 г. флот насчитывал восемь 100-пушечных и 44 менее вооруженных линейных корабля, 22 фрегата с вооружением 20-40 пушек и большое число малых кораблей. Много внимания строительству и организации Балтийского флота уделял император Павел I, имевший еще в свою бытность наследником престола звание генерал-адмирала. По введенным им в 1798 г. штатам на флоте предполагалось иметь девять 100-пушечных, двадцать семь 74-пушечных и восемь 66-пушечных линейных корабля, двенадцать 38-пушечных фрегатов, 30 плав.батарей, 12 бомбардирских кораблей, 200 больших канонерских лодок и 100 иолов. В 1798-1799 гг. направленная с Балтики эскадра (7-10 кораблей) под флагом вице-адмирала Макарова совместно с английским флотом блокировала с моря союзницу республиканской Франции Голландию, несколько кораблей участвовало 19 августа 1799 г. в разгроме голландской эскадры на Тексельском рейде. В период царствования Александра I состав Балтийского флота значительно сократился. По штатам 1803 г. положено было иметь 27 кораблей, 26 фрегатов, немногим более 250 различных гребных кораблей прибрежного действия. Но улучшилось кораблестроение, штурманская часть и морская артиллерия. В 1805 г. Россия выступила в составе антифранцузской коалиции, и из Кронштадта в Средиземное море и Атлантический океан была направлена эскадра вице-адмирала Д.Н. Сенявина. В Афонском сражении 1807 г. была одержана выдающаяся победа над турецким флотом. В 1805 г. отряд адмирала Тета перевез десантный корпус на остров Рюген. Балтийские эскадры активно участвовали в войне со Швецией 1808-1809 гг., поддерживали свои сухопутные войска, действовали против вражеского флота. Пришлось балтийцам и вступать в противоборство с английским флотом в 1807-1812 гг., когда Россия числилась в союзниках наполеоновской Франции. В Отечественную войну 1812 г. гребная флотилия и сформированные из моряков береговые части защищали от прусско-французских войск Ригу, а в 1813 г. отряд из 7 гребных канонерских лодок капитана 1-го ранга графа Гейдена участвовал в блокаде Данцига. Эскадра в 30 вымпелов адмирала Тета вышла в Англию, где совместно с флотом "владычицы морей" блокировала голландское побережье и участвовала в осаде Берген-оп-Зоома и Батца. В первой четверти XIX в. балтийские корабли неоднократно ходили в порты Северной, Западной Европы и стран Средиземноморья. Балтийский флот стал родоначальником всех дальних и кругосветных плаваний россиян. Из Кронштадта уходили экспедиции И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского, М.П. Лазарева и Ф.Ф. Беллинсгаузена, Коцебу и Ленца, Ф.П. Литке, Г.И. Невельского и многих др. русских моряков-ученых, внесших бесценный вклад в отечественную и мировую науку.
Во время войны за независимость Греции и русско-турецкой войны 1828-1829 гг. вновь ушли на Средиземное море балтийские эскадры Гейдена и Рикорда, принявшие участие в Наваринском сражении и блокаде Дарданелл. Оставаясь в течение нескольких лет крейсерствовать в Архипелаге, балтийская эскадра обеспечила безопасность воссоздания греческого королевства.
В 1827 г. Балтийский флот был реорганизован, разделен на 3 дивизии по 9 экипажей (или кораблей) в каждой. В 1852 г. на флоте числилось три 100-пушечных, двадцать три 74- и 84-пушечных линейных корабля, 9 парусных и 9 паровых фрегатов, 2 корвета, 9 бригов, 10 военных транспортов, 3 шхуны, 3 люгера, 3 тендера, около 100 малых парусных и до 50 гребных кораблей. Первое паровое судно "Скорый" было построено в 1817 г. на ижорских заводах для портовых нужд; первым военным паровым кораблем Балтийского флота стала вооруженная 8 пушками колесная "Ижора". А в 1848 г. вошел в строй и первый винтовой фрегат "Архимед" (погиб в результате аварии через два года). В Крымскую (Восточную) войну 1853-1856 гг. Балтийский флот принимал активное участие в борьбе с англо-французским флотом, отразил попытки противника нанести удары по Кронштадту, Свеаборгу, Нарве, Риге и Або. При обороне Кронштадта в 1854 г. впервые были применены заграждения из якорных мин. Уже в 1856 г. на Балтийском флоте имелось 75 винтовых канонерских лодок и 14 винтовых корветов, а вскоре вошли в строй еще 6 винтовых кораблей, 3 фрегата и 6 клиперов.
Опыт войны способствовал быстрому развитию парового, а затем и броненосного флота, совершенствованию его организации и тактики боевых действий. Первый балтийский броненосец "Первенец" с железным корпусом был построен в Англии в 1861-1863 гг. А с 1863 г. развернулась постройка подобных кораблей и на отечественных судоверфях. В 1869 г. был заложен корабль в 9,660 тjyy, получивший название "Петр Великий", считавшийся долгое время сильнейшим в мире по своим боевым качествам. В том же году в связи с расширением государственных интересов на Дальнем Востоке развернулось строительство кораблей океанского плавания, с тем чтобы Балтийский флот мог регулярно направлять соединения для несения службы в тихоокеанских водах. По качественно новым проектам были заложены в 1870 г. полуброненосные фрегаты "Генерал-адмирал" и "Александр Невский" ("Герцог Эдинбургский"). Создаются учебные заведения специального профиля для подготовки офицеров и младшего состава. Вместо ранее существовавших в Кронштадте 27 экипажей было сформировано 7, в Петербурге - 1, в Ревеле - полуэкипаж. Для подготовки личного состава были сформированы практическая броненосная эскадра, артиллерийский и минный отряды, отряд судов Морского училища плавания которых на Балтийском море стали всемирно признанной школой моряков. В 1863 г. балтийская эскадра (3 винтовых фрегата, 2 корвета и клипер) под командованием контр-адмирала С.С. Лесовского была направлена в США, оказав немаловажную моральную поддержку северным штатам и воздействовав на европейские державы, пытавшиеся угрожать России войной. Во время русско-турецкой войны 1877-1878 гг. отряды балтийских моряков участвовали в боевых действиях на Дунае и Черном море. На рубеже 60-70-х гг. XIX столетия корабельные соединения Балтийского флота стали регулярно направляться на Тихий океан; в 1880 г. здесь была уже сосредоточена эскадра адмирала С.С. Лесовского из 28 вымпелов. Вскоре было сформировано постоянное оперативное соединение Балтийского флота на Дальнем Востоке - эскадра Тихого океана.
Важное значение для обеспечения внешнеполитических задач и интересов Российского государства на южном направлении имело регулярное направление соединений кораблей Балтийского флота в Средиземноморье.
Образованное в 1881 г. Особое совещание по вопросам развития русского военного флота под председательством генерал-адмирала великого князя Алексея Александровича определило основной задачей Балтийского флота активную оборону на театре военных действий и создание условий для перехода к наступательным операциям. Состав Балтийского флота должен был обеспечить реальное превосходство среди других прибалтийских государств. В соответствии с принятой 20-летней судостроительной программой стали создаваться броненосцы эскадренного боя, корабли для крейсерской и минной войны, строились новые базы (в незамерзающем порту Либава и др.). К началу XX в. Балтийский флот имел 19 броненосцев и др. броненосных кораблей, 4 броненосца береговой обороны, 4 броненосных крейсера, 39 минных крейсеров, миноносцев и миноносок. Личный состав насчитывал 60 адмиралов, 19 генералов, 906 флотских офицеров, 176 офицеров корпуса флотских штурманов, 77 офицеров морской артиллерии, 247 инженер-механиков, 175 офицеров по адмиралтейству, 141 медика, 18,787 унтер-офицеров и матросов. Широким фронтом велись работы и в соответствии с судостроительными программами 1895 и 1898 гг. для Балтийского флота и эскадры Тихого океана. К началу русско-японской войны 1904-1905 гг. на Балтийском море в строю находились 5 эскадренных броненосцев, 3 броненосца береговой обороны, 2 броненосных крейсера, 4 крейсера 1-го ранга, 2 канонерские лодки, 4 минных крейсера, 8 миноносцев и подводная лодка "Дельфин"; в различной степени готовности на судоверфях строились 7 эскадренных броненосцев, 2 крейсера 2-го ранга, минный заградитель, канонерская лодка, 10 миноносцев. Во время войны Балтийский флот сформировал и направил в район боевых действий 2-ю и 3-ю Тихоокеанские эскадры.
Гибель флота на Дальнем Востоке всколыхнула всю русскую общественность, в стране начался сбор средств на воссоздание минных кораблей для Балтийского флота. После ухода основных сил на Тихий океан к 1906 г. в Балтийском флоте оставалось всего (строй и достройка) 3 эскадренных броненосца, 4 крейсера, 2 канонерские лодки, 20 минных крейсеров и 63 миноносца, многие из которых уже устарели.
Накануне первой мировой войны Балтийский флот благодаря своему командующему Н.О. Эссену прошел отличную школу боевой подготовки, стал способным к решению ответственных задач войны на море. Для его усиления строились современные линкоры типа "Севастополь", линейные крейсера типа "Измаил", легкие крейсера типа "Светлана", подводные лодки типа "Барс", считавшиеся одними из лучших в мире. В 1911 г. в строй вошел эсминец "Новик" - первенец многочисленной серии эскадренных миноносцев, по многим характеристикам превосходивших зарубежные аналоги минных кораблей.
В 1914 г. Балтийский флот имел в своем составе эскадру из бригады линкоров, бригады крейсеров и 1-й минной дивизии, 2-ю минную дивизию, бригаду подводных лодок, отряд заградителей и вспомогательные суда, бригаду крейсеров 1-го резерва, учебные отряды судов, сводный резервный дивизион миноносцев, партию траления, службу связи. Всего в строю находилось 5 линкоров, 10 крейсеров, 49 эсминцев, 23 миноносца, 6 заградителей, 13 подводных лодок, 6 канонерских лодок, 26 транспортов, 11 посыльных судов, 6 яхт, 8 учебных судов, 59 портовых судов и блокшивов. Береговая оборона Центральной минно-артиллерийской позиции насчитывала 38 орудий калибром 75-203 мм. Зарождавшаяся морская авиация (первые гидросамолеты на Балтике появились в 1913 г.) имела 5 гидроавиационных станций. Подготовка специалистов проводилась в учебно-артиллерийском и учебно-минном отрядах, учебном отряде подводного плавания, школах (машинная, водолазная, рулевых и сигнальщиков, судовых содержателей и писарей, юнг, музыкальная, фельдшерская), учебной команде строевых унтер-офицеров и морской учебно-стрелковой команде.
На протяжении всей войны главной задачей Балтийского флота была оборона морских подступов к Петрограду - столице России. С этой целью на театре военных действий была создана глубоко эшелонированная система минно-артиллерийских позиций и укрепленных районов (центральная Нарген-Порккалауддская, фланговая шхерная, передовая, Ирбенская и Моонзундская позиции). Было построено 59 береговых батарей из 206 орудий калибром 45-305 мм. Флот активно использовал минное оружие, выставив в активных и оборонительных заграждениях 34,846 мин. Корабли и подводные лодки действовали на вражеских коммуникациях в центральной и частично в южной частях Балтийского театра, поддерживая огнем войска на побережье Рижского залива, высаживая там тактические десанты, противодействуя германским морским силам, пытавшимся прорваться в Рижский и Финский заливы. Неоднократно в море происходили боевые столкновения крейсеров и эсминцев с вражескими кораблями. Широкое применение в войне на Балтийском море нашла авиация берегового и корабельного базирования; впервые в российском флоте здесь был оборудован гидроавиатранспорт - посыльное судно "Орлица" с 4 самолетами на борту. Совершенно новым, ранее не применявшимся видом боевых действий стала противолодочная оборона, организованная уже в 1914 г. и непрерывно совершенствовавшаяся в течение всей войны.
В ходе войны флот постоянно пополнялся современными линкорами, эсминцами и подводными лодками, мобилизованными и переоборудованными судами. Опыт войны и усиление боевого состава обусловили введение новой организации сил флота. Были созданы 1-я и 2-я бригады линейных кораблей, 1-я и 2-я бригады крейсеров, минная дивизия, дивизии подводных лодок, сторожевых судов, траления, отряд судов Або-Аландской шхерной позиции, военно-транспортная флотилия и др. соединения. Оперативно Балтийский флот находился в подчинении главнокомандующего армиями Северного фронта. Командующими в период мировой войны были: адмирал Н.О. Эссен (до 1915 г.), вице-адмирал, адмирал В.А. Канин (1915-1916), вице-адмирал А.И. Непенин (1916-1917), вице-адмирал А.С. Максимов (1917), контр-адмирал Д.Н. Вердеревский (1917), контр-адмирал А.В. Развозов (1917).
При ведении боевых действий противнику был нанесен серьезный урон. Германский флот потерял броненосный крейсер, 2 легких крейсера, 24 эсминца и миноносца (в т.ч. 10 - в ходе Монзундской оборонительной операции октября 1917 г. и 7 - при попытке прорыва в Финский залив 10-11 ноября 1916 г.), подводную лодку, 16 тральщиков, 5 сторожевых кораблей, около 60 транспортных и вспомогательных судов. Потери Балтийского флота составили: линкор "Слава", крейсер "Паллада", 5 эсминцев, 2 канонерские лодки, 2 подводные лодки, 2 минных заградителя, 10 тральщиков и свыше 10 вспомогательных судов.
К концу 1917 г. флот насчитывал 7 линкоров, 9 крейсеров, 58 эсминцев, 7 миноносцев-тральщиков, 26 подводных лодок, 5 канонерских лодок, 23 минных и 7 сетевых заградителей, 10 сторожевых судов, 49 сторожевых катеров, 7 катеров-истребителей, 43 тральщика, 3 тральщика - сторожевых судна, 22 посыльных судна - бывших миноносцев, 40 посыльных судов и яхт, 2 учебно-артиллерийских линкора, гидроавиатранспорт, 7 учебных судов, 40 гидрографических судов, 3 плавбазы, 7 транспортов-мастерских, 100 транспортов, 12 госпитальных судов, 31 ледокол и ледокольный буксир, 10 спасательных судов, значительное число буксиров, портовых судов и блокшивов. Воздушная дивизия Балтийского моря в составе 2 бригад и отдельного корабельного отряда имела 98 самолетов сухопутного и морского образцов. Береговая оборона 262 орудия калибром 76-356 мм. Корабли базировались в Гельсингфорсе, Ревеле и в районе Або-Аландских шхер (после потери Либавы, Риги, Пернова), тыловой базой был Кронштадт.

Источник: Военно-морской исторический справочник