, Баччо (Bandinelli, Baccio), наст. имя Бандинелли, Бартоломео 1488, Флоренция — 1560, Флоренция. Итальянский скульптор. Бартоломео Бандинелли, вошедший в историю искусств под уменьшительным именем Баччо, принадлежит, наряду с Бенвенуто Челлини, Бартоломео Амманати и Джованни да Болонья, к ведущим флорентийским скульпторам периода т. н. маньеризма. Сын флорентийского ювелира, выполнявшего заказы для правителей Флоренции — Медичи, Бандинелли обучался мастерству скульптора у Джан Франческо Рустичи, а также, по свидетельству Джорджо Вазари (автора известных Жизнеописаний наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих), усердно копировал античные статуи и работы своих предшественников. Не принадлежа к числу самых лучших скульпторов Италии XVI в., Бардинелли отличался редкой работоспособностью, лояльностью к заказчикам, талантом царедворца и оставил обширное скульптурное наследие. Первой работой Бандинелли, обратившей на себя внимание его современников, была созданная по заказу попечителей собора во Флоренции Санта Мария дель Фьоре статуя апостола Петра (1514, Флоренция, музей собора Опера дель Дуомо). В 1515 папа Лев X Медичи посетил Флоренцию и обратил внимание на Бандинелли, пригласив его в Рим. Здесь Бандинелли имел возможность изучить ряд античных скульптур, найденных в начале XVI в. во время археологических раскопок на Палатинском холме. Среди них была прославленная античная группа Лаокоон, которую Бандинелли успешно реставрировал и, по заказу папы Льва Х, сделал ее копию, которая была отправлена во Флоренцию (1520—1524, Флоренция, галерея Уффици). Античной скульптурой навеяна и серия небольших, в 3/4 натуры, бронзовых статуй Венеры, Леды, Клеопатры, Геракла и Язона (1520-е, Флоренция, Нац. музей Барджелло). Одна из лучших в этой серии — статуя Ясона, прототипом которой стала статуя Аполлон Бельведерский. В 1514 папа Лев X Медичи, посетив Флоренцию, высказал пожелание, чтобы во Флоренции, рядом с Давидом Микеланджело, была установлена столь же гигантская статуя Геракла, победителя великана Какуса. Заказ предполагалось поручить Микеланджело, затем — Бандинелли; потом снова появилась идея передать колоссальную глыбу мрамора, бывшую в распоряжении городских властей, Микеланджело, но, поскольку последний работал над статуями капеллы Медичи, заказ был передан Бандинелли. В 1534 скульптурная группа Геракл и Какус (Флоренция, Пьяцца делла Синьория) была установлена у входа в резиденцию флорентийских властей — палаццо Веккио — и вызвала во Флоренции необыкновенный ажиотаж. Джорджо Вазари пишет в Жизнеописаниях наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих: "Трудно передать, какая толчея царила там в течение двух дней… но все хулили мастера и его работу. К тому же весь цоколь был обклеен латинскими и тосканскими стихами, в которых приятно было обнаружить способность их сочинителей, а также их выдумку и острословие". Насмешники угомонились только после того, как герцог Алессандро отправил наиболее активных из них в тюрьму. Позднее остроумный Бенвенуто Челлини сравнил торс Геракла с мешком, набитым дынями. Несмотря на неудачу с Гераклом и Какусом Бандинелли продолжал пользоваться покровительством Медичи и получать от них весьма масштабные заказы. К их числу относятся эффектные надгробия папы Льва X Медичи (ум. в 1521), и Климента VII Медичи (ум. в 1534) в римской церкви Санта Мария сопра Минерва, воздвигнутые в 1536—1541 по проекту Бандинелли его помощниками. Даже Вазари, придворному мастеру Медичи, эти надгробия показались чересчур льстивыми; обе гробницы заключены в архитектурное обрамление, папы предстают в величественных позах, подняв правые руки в благословляющем жесте; надгробия украшают рельефы, посвященные их встречам с королем Франциском I и императором Карлом V, причем эти композиции значительно больше по размерам, чем рельефы, посвященные Иоанну Крестителю и Иоанну Богослову. Последнее обстоятельство и вызвало осуждение у Джорджо Вазари. Вернувшись в конце 1530-х во Флоренцию, Бандинелли стал придворным мастером герцога Козимо Медичи и главным участником масштабного и амбициозного проекта — зала Приемов во дворце палаццо Веккио (палаццо Синьории), где ему была поручена работа над статуями двух пап из рода Медичи — Льва X и Климента VII, герцогов Алессандро и Козимо, а также отца Козимо — полководца Джованни ди Банденере. Второй экземпляр статуи Джованни ди Банденере, крайне неудачной, установлен на площади рядом с церковью Сан Лоренцо — родовой церковью Медичи (1540). В 1540-х Козимо Медичи назначил Бандинелли главой попечительства собора Санта Мария дель Фьоре. Последней работой Бандинелли была скульптурная группа Положение во гроб (1559, Флоренция, церковь Сантиссима Аннунциата, капелла Пацци), начатая для надгробия его безвременно умершего сына Клементе и превращенная в семейное надгробие, куда он перенес останки своего отца, а вскоре после этого здесь был погребен и сам скульптор, скончавшийся в 1560.
Лит.: Виппер Б. Р. Борьба течений в итальянском искусстве XVI века. М., 1956; Смирнова И. А. Искусство маньеризма // Всеобщая история искусств. М., 1962. Т. III; Вазари Дж. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. М., 1970. Т. IV; Pope-Hennesy J. Italian High Renaissanse and Barock Sculpture. V. 1—3. Greenwich; N. Y., 1963; Bush V. The Colossal Sculpture of the Cinquecento. N. Y., 1976.
И. Смирнова