БАРАНОВ-РОССИНЕ Владимир (Шулим-Вольф) Давидович

Найдено 1 определение
БАРАНОВ-РОССИНЕ Владимир (Шулим-Вольф) Давидович
13(1).01.1888 (с. Б. Лепатиха Мелитопольского уезда Таврической губ., ныне Запорожская обл.) - 1944. Живописец, скульптор. Сын мещанина. В 1903-08 учился на живописном отделении Одесского художественного училища, в 1908-09 - в АХ, откуда был отчислен за непосещение занятий. Вместе с Д. Д. Бурлюком, А. В. Лентуловым, А. А. Экстер и др. участвовал в первых выставках русского авангарда: «Стефанос» (М., 1907/08), «Звено» (Киев, 1908), «Венок-Стефанос» (СПб., 1909), «Импрессионисты» (СПб., 1909; Вильно, 1909/10) и «Современная живопись» (Екатеринодар, 1912). В 1910 уехал в Париж. Увлекся искусством П. Сезанна и новейшими течениями. Выставлял пейзажи и натюрморты в салонах: Осеннем (1910), Независимых (1911), а также в Цюрихе (1912) и Амстердаме (1914). Выступал под псевдонимом Даниэль Россине и присоединил его к фамилии. В 1914 показал в салоне Независимых абстрактную скульптуру «Симфония № 2», выполненную в виде комбинации раскрашенных металлических труб, проволоки и пружин. Скульптура удостоилась похвалы Г. Аполлинера и А. Сальмона (газета «Intransigeant», 28.02.1914) и принесла ему известность. В 1915-17 работал в Скандинавии. Испытал влияние живописи Э. Мунка. В 1916 провел персональную выставку в Христиании (ныне Осло). В феврале 1917 вернулся в Петроград. Исполнил ряд картин на тему революции, в том числе символическое полотно «Репрессия». В ноябре 1917 показал свыше 60 работ на Выставке современной живописи и рисунка в Художественном бюро Н. В. Добычиной. В 1918 написал панно «Красноармеец-барабанщик», «Марширующие красноармейцы» и «365 революционных дней» для оформления площади Восстания к 1-й годовщине Октября. Осенью 1918 возглавил живописную мастерскую в бывшей АХ. Весной 1919 переехал в Москву, был избран профессором ГСХМ (позже - ВХУТЕМАС), вошел в Коллегию по делам искусств и художественной промышленности при Наркомпросе. Создавал простейшие абстрактно-геометрические композиции, близкие к супрематизму. Участвовал в выставках: картин и скульптуры художников-евреев (М., 1918), «Мир искусства» (Пг., 1918), 1-й Государственной свободной выставке произведений искусств (Пг., 1919) и 1-й Русской художественной выставке в Берлине (1922). В начале 1920-х работал над проблемой синтеза музыки и цвета, пытаясь систематизировать и развивать идеи А. Н. Скрябина. Сконструировал клавир «оптофон», каждый клавиш которого соответствовал не только определенному звуку, но и цвету, проецируемому на экран-«хромотрон» с помощью сложной системы оптических фильтров. В 1923 провел первые цветомузыкальные концерты в театре В. Э. Мейерхольда. 9 ноября 1924 устроил в Большом театре Оптофонический цвето-зри119 тельный концерт, на котором сам исполнял «партию света» в сопровождении симфонического оркестра под руководством дирижера В. Сука. Со вступительным словом выступил В. Б. Шкловский. С 1925 жил в Париже. Продемонстрировал и запатентовал свой «оптофон». Под влиянием сюрреализма разрабатывал новый пластический принцип в живописи и скульптуре, основанный на использовании «ленты Мебиуса». Исполнял полихромные скульптуры, комбинируя разнородные материалы («Политехническая скульптура », 1933). В 1925-42 ежегодно выставлялся в салоне Независимых, участвовал в Международной выставке в Париже (1937), в салоне Новых реальностей (1939) и Выставке художников-музыкантов в Лиможе (1939). В 1930-е создал и запатентовал ряд изобретений, основанных на оптических эффектах, в частности «хромофотомер » (прибор для анализа качества драгоценных камней) и «мультиперко» (прибор для производства и очистки химических растворов). В начале войны пытался приложить свой опыт живописца к решению проблемы военного камуфляжа. В ноябре 1943 был арестован в Париже оккупационными властями, как еврей; погиб в концлагере. Ретроспективные выставки состоялись в Лондоне (Rutland, 1970) и Париже (салон Независимых, 1972/73; Art vivant, 1954; Jean Chauvelin, 1970; Vemeuil Saints Peres, 1984; Национальный музей современного искусства, 1972/73). Работы были показаны на выставках «Русский авангард от Кандинского до наших дней» в Кельне (Gmurzynska, 1968), «Конструктивизм и движение» в Париже (La Maison des Quatre-Vents, 1968), «Значительные картины русских художников во французских коллекциях» (Осенний салон, 1972), «Русский взгляд» в Гейдельберге (1974), «Париж - Москва» и «Москва - Париж» (1980-81), «Великая утопия. Русский авангард 1915-1932» (Франкфурт-на-Майне, Амстердам, Нью-Йорк, 1992-93), «От Малевича до Кабакова» (Кельн, 1993/94) и др. Представлен в Музее современного искусства в Нью-Йорке, Центре искусств Ж. Помпиду в Париже, Музее Людвига в Кельне и в ГРМ.

Источник: Художники русского зарубежья 1917-1939. Биографический словарь. 1999