Бараташвили Николай Мелитонович

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Бараташвили Николай Мелитонович

Бараташвили, Николай Мелитонович, князь, грузинский поэт. Родился 22 октября 1816 года, умер 9 октября 1845 года в Елизаветполе. В 1893 году останки его перевезены в Тифлис и преданы погребению в Дидубийской церкви. 9 октября 1905 года освящен памятник на его могиле в присутствии депутаций с разных концов и учреждений Грузии. Б. - один из самых талантливых и популярных грузинских поэтов. От природы одаренный жгучим даром ораторского слова и поэтического огня, он угас во цвете лет, вдали от родины, среди татарского населения, облеченный ролью уездного администратора. Детство Б. прошло под гнетом сурового семейного деспотизма, отрочество было омрачено стесненным материальным положением, преградившим ему путь к университетскому образованию. Для военной службы он оказался непригодным, так как во время пляски сломал себе ноги и остался навсегда хромым. Крушение первых его надежд послужило зародышем того негодующего ропота, которым проникнуто творчество ""грузинского Байрона"". Отец поэта, чиновник при наместниках кавказских, и мать, образованная женщина, которой брат ее, поэт, князь Григорий Орбелиани, посвятил задушевное стихотворение, жили открыто и промотали огромное состояние. Девятнадцатилетний поэт, еще на гимназической скамье написавший не дошедшую до нас поэму ""Иверийцы"", должен был поступить канцелярским чиновником в экспедицию суда и расправы в Тифлисе. Ведя рассеянный образ жизни, он рано почувствовал ""сиротство души"". Горе сближает его с природой, которую он изображает то с грациозной мягкостью, то с меланхолической грустью в стихотворении: ""Сумерки на горе св. Давида"". Мечты его быстро разлетаются, обращаясь в душевные язвы. Минутное утешение, связанное с горечью, он находит лишь в воспоминанье о былом: ""Но сердце в тот же миг в груди еще больней забьется, когда о счастье вспомню я, утраченном навек"" (""Суровый ветер налетел""). Душевные невзгоды и безотрадные мысли при виде пустоты, царившей в окружающем обществе, покрывают мраком все порывы и упования поэта. Им овладевает мятежный дух сомнения: ""Скажи, кто звал тебя, судьбы моей злой гений, чтоб жизнь мою и мысль навеки отравить?"" (""Злой гений""). ""Что такое человеческая жизнь, как не бездонный, не наполнимый сосуд? Где тот, который довольствовался бы тем, что раз исполнилось его заветное желание?!"" Не находя ни в ком участия и отзвука на волнующие его вопросы, Б. обращается к религии и изливает свои скорбные чувства в ""Молитве"": ""О, Боже, на грешного сына воззри и лютые страсти мои усмири!"" Другой образец умиления он дал в стихотворении ""Обрел я в пустыне божественный храм"". Утешение он черпал в надежде на конечное торжество добра над злом, на примирение человечества с Богом и природой. В стихотворении ""Гиацинт и чужестранец"" он проводит мысль, что каждый должен действовать согласно с природой и с своим назначением. Венцом его творчества считается стихотворение ""Пегас"" (ср. ""Фариса"" Мицкевича), в котором нашли блестящее выражение буйный спор с житейскими волнами и беззаветное служение гражданскому знамени. - В русском переводе имеются его произведения в сборниках стихотворений И.Ф. Тхоржевского, В.Л. Величко , В. Лебедева, Л. Кипиани, Т. Бекхановой, кн. С. Амираджиби и других. Обзор его жизни и деятельности - в ""Очерках по истории грузинской словесности"", А.С. Хаханова , вып. IV (М., 1907), и в ""Жизни замечательных людей Грузии"" (№ 1, Тифлис, 1905). А. Хаханов.

Источник: Биографический словарь. 2008

Бараташвили, Николай Мелитонович

(1816—1845) — грузинский поэт. Наиболее крупный и талантливый представитель романтизма в грузинской литературе. Происходил из богатой, но позднее разорившейся, дворянской семьи. Материальная нужда не дала Б. получить высшее образование, вынудив его поступить на гражданскую службу; до конца жизни Б. оставался канцелярским чиновником. Творчество Б., особенно в его ранних произведениях, проникнуто сознанием одиночества, чувством разочарования, глубокого пессимизма и вместе с тем протеста против существующих жизненных норм. Эти характерные черты поэзии Б. дали основание критике закрепить за Б. прозвище "грузинского Байрона". Обладая искренним лирическим дарованием, Б., подобно другим поэтам грузинского романтизма, выявил в своей поэзии тот социально-политический кризис и общественный упадок современной ему Грузии, которые были вызваны присоединением ее к России (1801) и — тем самым — потерей политической и культурной независимости и фактическим превращением ее в русскую колонию. Мотивы тоски и меланхолии в поэзии Б., обусловленные тяжелой грузинской действительностью 30—40-х гг., еще усиливались жизненными неудачами самого поэта, — его безнадежно-изломанной личной жизнью, необходимостью отдавать свои силы глубоко чуждому делу, невниманием общества и т. д. Имя Б. только после смерти поэта стало очень популярным в Грузии; особенное значение имеет его поэма "Беди картлиса" ("Судьба Грузии"), в которой изображена борьба двух противоположных течений в Грузии конца 18 в. вокруг вопроса о взаимоотношениях Грузии и России. Лучшим достижением творчества Б. считается его стихотворение "Мерани" ("Пегас").


Собрание сочинений Б. издано впервые в 1875 в Тифлисе. Академическое издание, под ред. С. Пирцхалова, принадлежит Наркомпросу Грузии (Тифлис, 1922). На рус. яз. Б. переведен почти полностью. Переводы: И. Тхоржевского, В. Величко, С. Кипиани, З. Бекхановой, Рчеулова, Лебедева, Амирадшиби, С. Опочинина и др. (см. сборники их стихотворений). Лучший перевод Б. принадлежит грузинскому современному поэту В. Гаприндашвили (Госиздат Грузии, Тифлис, 1922).



Лит.: Хаханашвили, А., История грузинской словесности, вып. IV, М., 1907; Котетишвили, В., История грузинской литературы, Тифлис, 1926.


Г. Тавзарашвили.





Бараташвили, Николай Мелитонович


[1816—1845] — грузинский поэт, наиболее талантливый представитель романтизма в грузинской литературе — "грузинский Байрон". Происходил из богатой, впоследствии разорившейся дворянской семьи. Среднее образование получил в Тифлисской первой гимназии. Материальная нужда и физический недостаток (хромота) вынудили Б. определиться на гражданскую службу и до конца жизни оставаться канцелярским чиновником суда. Его творчество проникнуто чувством глубокого пессимизма и вместе с тем протестом против существующих жизненных норм. Мотивы тоски Б. как представителя идеологии постепенно разорявшейся земельной аристократии еще более усиливались не только экономической подавленностью его класса, но и потерей политической и культурной независимости его родины: в 1801 Грузия была присоединена к России. Личная жизнь поэта, неудачная любовь и невнимательное отношение к нему общества в свою очередь служили источником тоски и одиночества. Б. стремится понять процессы мироздания и "загадки" жизни, но вместе с тем, чувствуя себя бессильным постигнуть эти "тайны", спрашивает: "Что наше бытие, что наш мгновенный век... пламенный сосуд, всегда бездонный? Скажите, где тот счастливый человек, что принял жребий свой всегда упоенный" ("На берегу Куры"). Пессимизм Бараташвили выходит за пределы национальных рамок и приобретает характер "мировой скорби". Временное утешение Б. находит в природе. Одним из главных мотивов его поэзии является мотив любви ("Люблю твои глаза", "Серьга"). Лучшим образцом творчества Б. считается стихотворение "Пегас" ("Мерани"), в котором поэт отказывается от родины и от всего земного бытия и стремится в потусторонний мир. Историческое значение имеет его реалистическая поэма "Судьба Грузии" (Беди Картлиса), в которой изображается борьба двух противоположных течений Грузии конца XVIII в. вокруг вопроса о взаимоотношениях Грузии и России. Б. выступает в этой поэме как республиканец, провозглашая, что самодержавие царя не выражает воли всего народа. Реалистичность этой исторической поэмы дает право считать Б. родоначальником реализма в грузинской литературе.



Библиография: I. Академическое изд. собр. сочин. Б. под ред. С. Пирцхалава, изд. Наркомпроса Грузии, Тифлис, 1922. Полный перевод на русский яз. принадлежит современному грузинскому поэту В. Гаприндашвили, Госиздат Грузии, Тифлис, 1922.


II. Xаханов А., Очерки по истории грузинской словесности, вып. IV, М., 1907; Абашидзе К., Этюды, Тифлис, 1912; Хомлели Н., Б. и его время, Тифлис, 1920; Котетишвили В., История грузинской литературы, ч. I, Кутаис, 1925; Капанели К., Грузинская литератуpa, Тифлис, 1926 и др.


Г. Т.


{Лит. энц.}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

Похожие термины:

  • Бараташвили, князь Николай Мелитонович

    (1816—1845) — грузинский поэт. Тяжелые личные неудачи и ничтожество окружающей среды наложили печать меланхолии на творчество поэта, прозванного "грузинским Байроном". В эпоху борьбы с горцами и