БАРБИЗОНСКАЯ ШКОЛА

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

БАРБИЗОНСКАЯ ШКОЛА
(барбизонцы) — группа французских художников-пейзажистов 1-й половины XIX в., заложивших традиции французского реалистического пейзажа. Название произошло от названия деревни Барбизон близ леса Фонтенбло под Парижем, где поселился возглавивший группу Теодор Руссо вместе с Ж. Дюпре, Н. Диазом, К. Тройоном, Ш. Добиньи. Всех членов группы объединял интерес к пейзажу, что было ново для французской живописи. В своем творчестве они стремились показать многооб-разные состояния природы, передать вибрацию света и воздуха. Одной из заслуг барбизонцев стало умение видеть природу глазами простого человека. В этом от-ношении они сделали шаг вперед по сравнению со своими предшественниками — голландскими пейзажистами и английскими художниками. Барбизонцы писа-ли родную природу, выражая через пейзажи идеи свое-го поколения. Влияние барбизонцев на всю пейзажную живопись XIX в. было велико: их интерес к обыденным мотивам, реалистической передачи природы, проблемам цвета и света обусловил возникновение импрессионизма.

Источник: Мировая художественная культура. Словарь. 2012

БАРБИЗОНСКАЯ ШКОЛА
барбизонцы), группа французских пейзажистов (Т. Руссо, Ж. Дюпре, Н. Диаз, Ш. Ф. Добиньи, К. Труайон), работавших в 1830–60 е гг. в деревне Барбизон (Barbizon), близ Парижа. Создавая картины на пленэре, обратились к непосредственному изображению природы, света и воздуха, открыли для зрителей непритязательную красоту сельской Франции. Писали в основном одни и те же пейзажные мотивы: размытые дождем дороги, лесные опушки, туманные равнины, бескрайние поля, тихие вечера, пасущиеся стада и т. п. Вместе с тем у каждого мастера был свой узнаваемый художественный почерк: Т. Руссо искал в равнинах, деревьях, облачном небе черты вечности; лирик Ш. Ф. Добиньи, умевший тонко передать очарование природы, оборудовал свою мастерскую в лодке на реке; Ж. Дюпре в своих романтических, полных драматизма полотнах слагал восторженный гимн прекрасной и величавой природе.,
К барбизонцам были близки пейзажист К. Коро и писавший поэтические сцены крестьянской жизни Ж. Ф. Милле. Барбизонцы сыграли важную роль в развитии реалистического пейзажа. Их интерес к эффектам освещения, к постоянно меняющимся состояниям природы предвосхитил творческие поиски импрессионистов. Влияние барбизонской школы заметно в творчестве русских пейзажистов передвижников (А. К. Саврасова, Ф. А. Васильева и др.).

Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах. 2007