Баркаускас, Витаутас Прано

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

Баркаускас, Витаутас Прано

род. 25 марта 1931 в Каунасе. Композитор. Окончил в 1953 физико-математич. ф-т Вильнюсского пед. ин-та, в 1959 — Литов. конс. (Вильнюс) по кл. композиции А. И. Рачюнаса. С 1958 ст. методист Республиканского Дома нар. творчества. С 1961 ст. преподаватель Литов. конс.


Соч.: опера — Легенда о любви; поэма-кантата — Слово о революции (для чтеца, мужск. хора и орк., сл. А. Дрилинга, 1967); для орк. — 2 симфонии (1962, 1971), Три аспекта (1969); для ф-п. с орк. — Поэма (1961); для камерного ансамбля — сюита В зоологическом саду (1965); для 4 кам. групп — концертино (1966); для эстр. орк. — Парафраза (1967), Экспрессивные структуры (1967); для гобоя и 12 струнных — Интимная композиция (1968); для 5 ударных, флейты, бас-кларнета и ф-п. — Pro memoria (1970); для флейты; влч. и ударных — Контрастная музыка (1969); струн. квартет (1972); ф-п. трио (1958); для 2 ф-п. — Вариации (1967); для ф-п. в 4 руки — цикл 5 картинок Витукаса (1971); для ф-п. — Патетическая соната (1969), цикл Поэзия (1964); для смеш. хора и струн. квинтета — поэма-мираж La vostra nominnnza e color d´erba (по мотивам "Божественной комедии" Данте, 1971); цикл дет. пьес Тайна (1966) и др.; для скр. соло — Партита (1967); для гобоя соло — Монолог (1970); для хора с ф-п. — песни; для смеш. хора без сопр. — сюита Патетические мысли (1961), Прелюдия и фуга (1970); песни; музыка к спектаклям и фильмам и др.

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

БАРКАУСКАС Витаутас Прано
(р. 25 III 1931, Каунас) Один из ведущих мастеров современной музыкальной культуры Литвы В. Баркаускас принадлежит к тому поколению литовских композиторов, которые заявили о себе в 60-е гг. как «возмутители спокойствия», обратившись к новой образности, новому, подчас шокирующему авангардистскому языку. С первых же шагов Баркаускас стал одним из лидеров молодых, но уже в его ранних сочинениях это новое никогда не навязывалось, а выступало в тесном контакте с традиционным, целиком подчиняясь художественному замыслу. На протяжении творческого пути стиль Баркаускаса гибко изменялся - менялись жанровые акценты, технические приемы, но неизменными оставались коренные черты - глубокая содержательность, высокий профессионализм, крепкий сплав эмоционального с интеллектуальным.
В наследии композитора представлены фактически все жанры: сценические (опера «Легенда о любви», хореографическая сцена «Конфликт»), симфоническая и камерная музыка (в т. ч. 5 симфоний, триптих «Три аспекта», 3 концерта, «Монолог» для гобоя solo, Партита для скрипки solo, 3 скрипичные сонаты, 2 струнных квартета, Квинтет и Секстет для струнных с фортепиано), хоры, кантаты и оратории, вокальная лирика (на ст. П. Элюара, Н. Кучака, В. Пальчинскайте), органные и фортепианные сочинения (в т. ч. для 4, 6 и 8 рук), музыка для театра и кино. Большое внимание Баркаускас уделяет детскому репертуару.
Первые занятия музыкой начались в домашней обстановке, затем - на фортепианном отделении музыкального училища им. Ю. Таллат-Кялпши в Вильнюсе. Однако свое призвание композитор нашел не сразу, первую профессию он получил на физико-математическом факультете Вильнюсского педагогического института (1953). Лишь после этого Баркаускас решил окончательно посвятить себя музыке - в 1959 г. он закончил Вильнюсскую консерваторию по классу выдающегося композитора и педагога А. Рачюнаса.
В первое творческое десятилетие музыка Баркаускаса сильнее всего была отмечена духом экспериментаторства, использованием различных композиторских техник (атональности, додекафонии, сонористики, алеаторики). Ярче всего это раскрылось в ведущем жанре 60-х гг. - в камерной музыке, где наряду с современными приемами композиции интересно претворялись и характерные для этого периода советской музыки неоклассицистские тенденции (четкая конструктивность, прозрачность изложения, тяготение к полифонии). Наиболее близким у мастеров прошлого Баркаускасу оказался принцип концертирования - своеобразной игры тембрами, динамикой, виртуозными приемами, разными видами тематизма. Таковы его Концертино для четырех камерных групп (1964), «Контрастная музыка» для флейты, виолончели и ударных (1968), «Интимная композиция» для гобоя и 12 струнных (1968), принадлежащие к лучшему из созданного композитором. И позже Баркаускас не расстается с концертным жанром (Концерты для органа «Gloria urbi» - 1972; флейты и гобоя с оркестром - 1978; Три концертных этюда для фортепиано - 1981).
Особенно значителен Концерт для альта с камерным оркестром (1981), произведение этапное, подводящее итог предшествующим поискам и акцентирующее эмоциональное, романтическое начало, которое со временем усиливается в творчестве композитора. В то же время язык становится более доступным и ясным, прежняя графичность теперь все чаще сочетается с красочностью звучания. Все эти черты свидетельствуют о постоянном стремлении Баркаускаса к синтезу выразительных средств, углублению содержания. Еще в ранний период композитор обращается к гражданским, общезначимым темам - в кантате-поэме «Слово революции» (на ст. А. Дрилинги - 1967), в цикле «Promemoria» для двух флейт, бас-кларнета, фортепиано, клавесина и ударных (1970), где впервые затрагивает военную тему. Позже Баркаускас неоднократно возвращается к ней, придавая ее драматической концепции более монументальную симфоническую форму - в Четвертой (1984) и Пятой (1986) симфониях.
Как и многие другие литовские композиторы, Баркаускас серьезно интересуется родным фольклором, своеобразно сочетая его язык с современными средствами выразительности. Один из наиболее интересных образцов подобного синтеза - симфонический триптих «Три аспекта» (1969).
После окончания консерватории наряду с творчеством Баркаускас занимается просветительской и педагогической деятельностью - работает в Вильнюсском музыкальном училище им. Ю. Таллат-Кялпши, в Республиканском Доме народного творчества, преподает теорию (с 1961) и композицию (с 1988) в Литовской государственной консерватории. Композитор известен не только на родине, но и за рубежом. Поясняя замысел одного из своих последних сочинений, Баркаускас писал: «Я думал о Человеке и его судьбе». В конечном счете эта тема определила главные поиски литовского художника. /Г. Жданова/

Источник: Энциклопедия композиторов. Москва. Изд-во Музыка 1990 г.