БАРМА
Источник: Российская государственность в терминах. IX – начало XX века. 2011
Барма, зодчий XVI столетия, участвовавший совместно с Постником в постройке церкви Василия Блаженного в Москве. По словам летописи, это был ""русский мастер премудрый и таковому чудному делу удобный"".
Источник: Биографический словарь. 2008
— зодчий ХVI в., принимавший, вместе с своим товарищем Постником деятельное участие в постройке храма Василия Блаженного в Москве. "Русский мастер премудрый и таковому чудному делу удобный", как характеризует его летопись. Барма и Постник, по словам того же источника, возвели на место семи деревянных церквей, окружавших главный придел этого храма, восемь каменных. Из этих данных видно, что архитектурные формы этого замечательного памятника нашего национального искусства — русского происхождения.
И. Кузнецов, "Еще новые летописные данные о построении Московского Покровского (Василия Блаженного) собора". (Чтения в общ. ист. и древ. рос., 1896 г. кн. II).
{Половцов}
Барма
— русский зодчий 16 в., построивший вместе со своим товарищем, Постником, храм Василия Блаженного в Москве. Новейшие исследования архитектуры Василия Блаженного обнаружили высокое мастерство его строителей. Пройдя, несомненно, школу у одного из крупных итальянских мастеров, работавших в Москве в начале 16 в., на что определенно указывают древние архитектурные детали, закрытые было позднейшими наслоениями и вновь открытые во время реставрации южного крыльца в 1925, Б. сумел сочетать итальянскую выучку и итальянские формы с идеалами и приемами древнерусского зодчества. Летописи не сохранили нам известий о других постройках Б., но обследование в 1926 верхних приделов и главок Благовещенского собора выдвинуло вопрос о возможном участии строителей собора Василия Блаженного в сооружении Благовещенских главок.
Лит.
: Кузнецов, И., Еще новые летописные данные о построении Моск. Покровского (Василия Блаженного) собора ("Чтение в Обществе Истории и Древностей Российских" при Московском университете, 1896, кн. 2).И. Г.