(Боронат; по мужу Ржевусская) (1867—1934) — итал. арт. оперы (лирико-колор. сопрано). По нац. итальянка. Пению обучалась в Милан. конс. (кл. проф. Леони). В 1889 с большим успехом дебютировала на оперной сцене в Неаполе (т-ры "San Carlo" и "Bellini") в последующие годы пела" в Мадриде, Лиссабоне, в Америке. В России впервые выступила в сезоне 1890/91 (Одесса, антр. И. Сетова), в следующем сезоне пела в петерб. Итал. опере (т-р "Аквариум"). Впоследствии гастролировала в Варшаве, Одессе, Харькове, Тифлисе и Киеве (1912—13). Выйдя замуж за графа Ржевусского, оставила сцену. Была одной из лучших певиц своего времени (считалась соперницей прославленной польской певицы М. Зембрих). Обладала голосом "чарующего" тембра, большой музыкальностью, владела итал. бельканто; тяготела к старой итал. школе (пение на первом плане, актер. игра — на втором).
Лучшие партии: Розина ("Севильский цирюльник" Дж. Россини, в сцене урока пения исп. романс "Соловей" А. Алябьева на рус. яз.), Джульетта ("Ромео и Джульетта"), Эльвира ("Пуритане"), Марта ("Марта, или Ричмондский рынок"), Лючия ди Ламмермур, Микаэла, Лейла, Филина. "Вокальное мастерство Олимпии Боронат в партии Филины достигает той степени легкости и непроизвольности, которая только и дает художественное оправдание такого рода искусству. Ни малейшего усилия, кристально чистый звук и изящество до мелочей..."*
Партнеры: Дж. Ансельми, А. Антоновский, М. Баттистини, О. Камионский, А. Мазини, Ф. Маркони, Т. Руффо, Л. Собинов.
Записывалась на грампластинки (1908— 15) — арии из опер, романсы, в т. ч. "Соловей" А. Алябьева (ЦГАЗ СССР).
Лит.: Карачунский Л. М. Наши петербургские артисты. — СПб., 1896. С. 90; Русский театр / Сост. и изд. А. М. Шампаньер. — Киев. 1905. Вып. 1, 2; Левик С. Ю. Записки оперного певца. — 2-е изд. — М., 1962. С. 138—139; Оссовский А. В.* Музыкально-критические статьи. 1894—1912. — Л., 1971. С. 150; Лесс Ал. Л. Титта Руффо. — М., 1983. С. 87—90.