, Луи Эрнест (Barrias Louis-Ernest) 1841, Париж — 1905, Париж. Французский скульптор. Происходил из семьи художников — отец его был миниатюристом, брат — живописцем. Луи Эрнест с 1857 учился в Школе изящных искусств у Жуфруа, Кавелье, Конье. С 1861 начинает выставляться в Салоне, в основном, портретными бюстами: в 1861 выполняет портреты Барриа и Жазе, в 1863 — Жюля Фора и своего учителя Кавелье. В 1861 участвует в конкурсе на Римскую премию и занимает второе место за композицию Улисс возвращает Хрисеиду ее отцу (сюжет взят из Илиады Гомера). В 1865 за скульптуру Основание Марселя получает первую Римскую премию и уезжает в Италию. Здесь он знакомится с произведениями мастеров Античности, Ренессанса, XVII—XVIII вв., много работает. Результатом этой работы была скульптура девушки с веретеном — Девушка из Мегары (1870, Париж, музей Орсе), присланная художником из Рима. Ясная гармония композиционного решения, свободное владение формой — свидетельство того, что знакомство с античной пластикой, сам воздух Рима благодатно воздействовали на художника. Неоклассические традиции сочетаются в творчестве мастера с веяниями романтизма: Оплакивание Авеля, или Первое погребение (1878, Париж, музей Пти-Пале), Клятва Спартака (1871, Париж, сад Тюильри). Барриа пользовался известностью и как портретист. В портрете врача и коллекционера Луи Лаказа (1900, Париж, музей Орсе) он создает образ человека действия, наделенного сильным, волевым характером. Произведения Барриа неоднократно награждались медалями, в 1884 он стал членом Академии изящных искусств, а с 1897 — вице-президентом Академии, был офицером ордена Почетного легиона. Основные произведения: статуя Вергилия (1865, Париж, отель "Паива"), Анри Реньо (1871), Жорж Клерен (1875, обе — Париж, музей Орсе), Оборона Парижа (1881, Курбевуа, близ Парижа, площадь), портрет К. Эффель, дочери Г. Эффеля (1883, Париж, музей Орсе), Бернар Палисси (1881, Париж, сквер возле Сен-Жермен де Пре), Моцарт ребенком (1883—1887, Париж, музей Орсе), Песнь и Музыка (1888, Париж, здание Ратуши), Наука, обнажающая тайны Природы (1899), Охотники за крокодилами (1894, обе — Париж, музей Орсе), надгробие Анатоля де Форжа (1893, Париж, кладбище Пер-Лашез), памятник Эмилю Ожье (1893—1896, Париж, площадь Одеон), Жанна д’Арк в тюрьме (1892—1903, Руан, площадь Эгль).
Лит.: Benezit E. Dictionnaire critique et documentaire des Peintres, Sculpteurs Dessinateurs et Graveurs Librairie grunnd. Paris, 1976; Allgemeines Kunstler-Lexikon. Munchen; Leipzig, 1992—2003.
В. Стародубова
0.00 байт
«Борьба на литературных баррикадах»: дела о печати в России в годы первой русской революции
В статье исследуется такая разновидность политических процессов, как «литературные» дела. В годы Первой русской революции они стали занимать большое место в судебных отчетах о политических процессах.