Барсов: 1) Алексей Кириллович (1673 - 1736), справщик Синодальной типографии в Москве и видный духовно-административный деятель. Учился в славяно-греко-латинской академии у бр. Лихудов. Принимал ближайшее участие в сношениях России с восточными патриархами, в переводе и исправлении богослужебных книг. Известная распря между Стефаном Яворским и Феофаном Прокоповичем тяжко отразилась на судьбе Б., сторонника Яворского. За ничтожную провинность - выдачу шрифта для печатания книги доминиканца Рибейры против протестантского богослова Буддея - Б. был заключен в тюрьму, где просидел до самой смерти. - 2) Антон Алексеевич, ординарный профессор красноречия Московского университета, действительный член Академии Наук, сын Алексея Б. (1730 - 1791), учился сначала в словено-греко-латинской академии, а с 1748 года в С.-Петербургской Академии Наук. Получив степень магистра философии и свободных наук, Б. преподавал математику в академической гимназии и был корректором ""Ведомостей"", издаваемых академией; в 1755 году занял, во вновь основанном Московском университете, кафедру математики, а в 1761 году определен профессором красноречия. Во время своего 35-летнего (1775 - 1791) служения при Московском университете Б. часто говорил при торжественных случаях речи, собрание которых было издано им в 1788 году. Из этих речей можно отметить: ""Речь о пользе учреждения Императорского московского университета"" (читанная 26 апреля 1755 года при открытии университета); ""О пользе красноречия в Российской империи"" (21 января 1761 года); ""Слово"" на день восшествия на престол императрицы Екатерины II , 2 июля 1771 года. Б. был инспектором обеих гимназий при университете, первым редактором ""Московских Ведомостей"" с самого начала их издания, и цензором книг, печатаемых при университетской типографии, а в 1771 году, при учреждении ""Вольного Российского собрания"", избран его бессменным секретарем, и под его редакцией был издан ""Опыт трудов Вольного Российского собрания при Императорском московском университете"" (1774 - 1783). В 1763 году им сочинен, по мысли И.И. Бецкого , ""Генеральный план или устав московского Воспитательного Дома"". Кроме того, Б. перевел латинскую грамматику Геснера (1762), составил ""Краткие правила российской грамматики"" (1771), имевшие 10 изданий. Его ""Обстоятельная российская грамматика"" в 4-х частях осталась в рукописи и хранится в библиотеке Московского университета. - 3) Ельпидифор Васильевич, этнограф и археолог. Родился в средине 1830-х годов в семье священника; окончил курс в Петербургской духовной академии. В 1870 году он поступил на службу в московский Румянцевский музей и скоро сделался одним из наиболее ревностных деятелей московских учебных обществ; всего теснее он примкнул к ""Обществу истории и древностей российских"", которое в 1881 году избрало его своим секретарем и редактором издаваемых им ""Чтений"". Литературная деятельность Б. имеет своим предметом изучение древнерусской письменности и быта. Помимо отдельных сочинений, он сделал много разных сообщений, снабдил предисловиями много памятников старины и народного творчества. Полный список написанного им приведен у Венгерова (""Критико-биографический словарь"", т. II) и в брошюре Цветаева : ""Записка о трудах Е. Б."" (М., 1887). Огромное количество сырых материалов, которыми Б. обогатил нашу науку, он черпает из своего собрания рукописей. Располагая одним только жалованием библиотекаря, он успел составить одну из наиболее значительных палеографических коллекций наших. Особенно много у Б. произведений старообрядческой литературы и рукописей по истории раскола. Главные ученые труды Б.: ""Причитания Северного Края"" (2 т. М., 1872 - 82; продолжение в ""Чтениях"" 1885 года, кн. 3 и 4), которые ввели в круг историко-литературных исследований почти незнакомую до тех пор область народного творчества; ""Петр Великий в народных преданиях Северного Края"" (М., 1872 - оттиск из ""Беседы"", 1872 год, № 5); ""Описание рукописей и книг Выголексинской библиотеки"" (СПб., 1874); ""Древнерусские памятники священного венчания царей на царство в связи с греческими их оригиналами, с историческим очерком чинов царского венчания в связи с развитием идеи царя на Руси"" (М., 1883 - оттиск из ""Чтений""); ""Слово о полку Игореве, как художественный памятник киевской дружинной Руси"" (3 т., М., 1887 - 90); ""О самосожжениях раскольников в Олонецкой губернии"" (в ""Памятной книжке Олонецкой губернии"" 1868 - 69 года); ""Северные предания о древнерусских князьях и царях"" (""Древняя и Новая Россия"", 1877 год, № 9); ""Хроника русского театра Носова, с предисловием и новыми розысканиями Е.В. Барсова"" (М., 1883). Центральное исследование Б. - о ""Слове о полку Игореве"" - осталось не оконченным. С 1890-х годов научная продуктивность Б. ослабевает; богатства его архива остаются неиспользованными. - 4) Николай Иванович (1839 - 1903), духовный писатель, профессор гомилетики, сын священника; образование получил в Петербургской духовной академии, в которой преподавал с 1869 года до 1889 года. Б. участвовал в комиссии по описанию рукописей кирилло-белозерской и академической библиотек, в проверке и исправлении каталога Софийской библиотеки; с 1874 года состоял членом в учрежденной при Святейшем Синоде комиссии для разбора и описания дел архива Святейшего Синода, и плодом этих трудов было издание под его редакцией ""Описания дел Синодального архива"" (тт. II, VI и VIII, 1878 - 1891). Литературная деятельность Б. чрезвычайно разносторонняя. Он напечатал ряд книг и множество статей по гомилетике, пастырскому богословию, по истории церкви, по истории и обличению старообрядчества и сект, по педагогике, дидактике и пр.: ""Братья Андрей и Семен Денисовы и их значение в истории раскола"", СПб., 1866 (магистерская диссертация), ""История первобытной христианской проповеди"" (СПб., 1885), ""Представители догматико-полемического вида проповеди в IV веке на Востоке"" (Харьков, 1886), ""Представители нравственно-аскетического типа проповеди на Востоке в IV веке"" (Харьков, 1889), ""Представители ораторско-практического типа проповеди в IV веке на Востоке"" (Харьков, 1895), ""Исторические, критические и полемические опыты"" (СПб., 1879), ""Спорные вопросы из истории первобытной христианской проповеди"" (СПб., 1886), ""Материалы для биографии Иннокентия Борисова, архиепископа херсонского"" (тт. I и II, СПб., 1884 и 1887), ""Материалы для биографии московского митрополита Филарета"" (СПб., 1882). Громадное количество статей Б. помещено в ""Христианском Чтении"", ""Православном Обозрении"", ""Вере и Разуме"", ""Русской Старине"", ""Страннике"", ""Историческом Вестнике"" и других и ряд статей по истории церкви в 82-томном Словаре Брокгауза-Ефрона. Полный перечень его трудов см.: Ал. Родосский , ""Биографический словарь студентов первых XXVIII курсов Петербургской духовной академии: 1814 - 1879 годы"" (СПб., 1907). - 5) Николай Павлович, историк, профессор Варшавского университета (1839 - 89), высшее образование получил в Петербургском университете по филологическому факультету, который окончил в 1861 году. В 1862 году Б. принял предложение Краевского отправиться в Австрию для изучения, преимущественно в славянских землях, вопроса об училищах. Корреспонденции его, появившиеся в ""С.-Петербургских Ведомостях"" в 1862 году и в ""Журнале Министерства Народного Просвещения"", обратили на себя внимание, и автору предложено министерством народного просвещения продолжать свое путешествие с той же целью в юго-западную часть России. Результаты своих наблюдений Б. изложил в сочинениях ""Школы на Волыни и Подолии"" (СПб., 1863), ""Народные училища в Юго-Западном Крае"" (СПб., 1864), ""Народные школы в Средней России"" (""Отечественные Записки"", 1863), напечатанных по распоряжению министра народного просвещения особыми книжками. В 1864 году Б. был определен учителем истории и географии в виленский учебный округ, но в 1869 году по болезни вышел в отставку. За это время Б. издал ""Материалы для историко-географического словаря древней Руси"" (Вильно, 1865). В 1871 году назначен библиотекарем Варшавского университета, а с следующего года здесь же начал чтение лекций по русской истории, которые продолжал по 1889 год, когда по болезни должен был оставить университет. В 1874 году Б. был удостоен Петербургским университетом степени магистра русской истории за ценную диссертацию, ""Очерки русской исторической географии. География первоначальной летописи"", получившую также уваровскую премию (Варшава, 1873; 2-е изд., Варшава, 1885). Более мелкие труды Б.: вступительная статья к переводу Гизо, ""История цивилизации в Европе"" (СПб., 1801); ""Славянский вопрос и его отношение к религии"" (Вильно, 1867); ""О дневнике люблинского сейма"" в ""Варшавских университетским известиях"" 1872 год; ""Хождение посадского человека Нечаева в Иерусалим"" в ""Варшавских университетских известиях"", 1875 год; ""К 500-летию Куликовской битвы"" (Варшава, 1880); рецензии на сочинение Горбачевского ""Словарь древнего актового языка"" (1874) и Огородникова ""Мурманский и Терский берега по книге Большого Чертежа"", 1869 год, и ""Прибрежья Ледовитого и Белого морей по книге Большого Чертежа"". - Ср. ""Русский биографический словарь"", т. II. - 6) Тимофей Васильевич, умер в 1904 году, канонист, сын священника Смоленской губернии. Учился в смоленской духовной семинарии и Петербургской духовной академии, где в 1863 году окончил курс со степенью магистра. В 1870 году назначен членом комитета по преобразованию судной части по духовному ведомству и в том же году утвержден в звании экстраординарного профессора спб. духовной академии по кафедре церковного законоведения. В 1879 году Б. определен обер-секретарем Святейшего Синода, с оставлением в профессорской должности; в 1884 году назначен членом и делопроизводителем комиссии по вопросу об устройстве управления церквами и духовенством военного ведомства; в 1888 году доктор канонического права. Из сочинений Б. известны: ""Константинопольский патриарх и его власть над русской церковью"" (СПб., 1878). В этом сочинении Б. излагает тот исторический процесс, в результате которого иерархическая власть церкви сосредоточилась на Западе в лице римского, а на Востоке - константинопольского епископа, и дает исторический очерк отношений между патриархом и Россией до конца XVI века (см. С.А. Венгеров, ""Критико-биографический Словарь"", т. II, стр. 183, и ""Христианское Чтение"", 1904 год, январь, в статье И.И. Соколова , ""Византологическая традиция в Санкт-Петербургской духовной академии"", стр. 155); ""Об управлении русским военным духовенством"" (СПб., 1879); ""О каноническом элементе в церковном управлении"" (М., 1882); ""Сборник действующих и руководственных церковных и церковно-гражданских постановлений по ведомству православного исповедания"" (т. I, СПб., 1885); ""Святейший Синод в его прошлом"" (СПб., 1896); ""Синодальные учреждения прежнего времени"" (СПб., 1897); ""Синодальные учреждения настоящего времени"", вып. I, ""Московская Святейшего Синода контора"" (СПб., 1899); ""О собрании духовных законов"" (СПб., 1898). Кроме того, много статей Б. в ""Христианском Чтении"", ""Страннике"", в ""Журнале Министерства Народного Просвещения"" за 1882 год - ""О светских фискалах и духовных инквизиторах"" и в ""Церковном Вестнике"". В последнем издании Б. поместил ряд статей по вопросу о свободе совести (1876 - 1877), о церковной веротерпимости (1877), о началах и формах развития епархиального управления в русской церкви (1882 - 1888), ""Духовное торжество веры"" (за 1903 год, № 30), ""Мысли о папстве"" (1903 год, № 32 - 33) и ""Об осуждении на всегдашнее безбрачие"" (1904 год, № 1 и 2). - См. И. Чистович , ""С.-Петербургская духовная академия за последние 30 лет, 1858 - 1888 годы"" (СПб., 1889); Ал. Родосский, ""Биографический словарь студентов первых XXVIII курсов спб. духовной академии: 1814 - 1869 годы"" (СПб., 1907).