Башня Тамерлана (мавзолей Кесене)
Башня Тамерлана (мавзолей Кесене)
мус. культовое сооружение XIV–XV вв. Расположена в Варненском р-не Челябинской обл. Представляет собой квадратное сооружение из крупных красных кирпичей, увенчанное 12-гранной пирамидальной башней высотой 16 м. Архитектура Б.Т. напоминает постройки Ургенча. Большинство исследователей склонны считать, что б.Т. относится к числу «кешене», «мазаров» или «тюрбе» – культовых сооружений с погребениями мус. святых. Памятник раскапывался в 1889 и 1982–84 гг., внутри него было выявлено несколько погребений, совершенных по мус. обряду, в т.ч. были найдены останки молодой женщины. Позднее в ходе археологических раскопок вокруг б.Т. обнаружили 700 могил эпохи раннего железного века, не имеющие отношения к памятнику. Б.Т. исследовали историк и путешественник П.И. Рычков, академик П.С. Паллас, собиратель легенд и этнограф Р.Г. Игнатьев, профессор Э.Ю. Петри, археолог И.А. Кастанье. Первый выдвинул версию о некой неизвестной науке цивилизации, бытовавшей на Юж. Урале и оставившей после своего ухода в Китай несколько однотипных кирпичных сооружений. По мнению П.И. Рычкова, мавзолей в окрестностях Варны возведен над могилой «святого царя» этого народа. Этнограф Р.Г. Игнатьев спустя сто лет констатировал, что киргизыкочевники и язычники почитают башню как храм неизвестной веры и мавзолей над прахом святого царя. В действительности в основе названия памятника лежит легенда, согласно которой дочь полководца Тимура (Тамерлана) Кесене полюбила рядового воина из его отряда по имени Менгире. Трагическая любовь завершилась казнью Менгирея и самоубийством Кесене. Тамерлан якобы повелел на месте гибели и погребения своей единственной дочери поставить мавзолей-памятник – б.Т. Согласно легенде, обожженный кирпич из р-на совр. г. Троицка к месту строительства передавался по цепочке воинов. Однако ученые убедительно доказали, что отрядов Тамерлана в этих местах никогда не было – они проходили южнее. Челябинский ученый В.С. Кобзов высказал предположение, что данная легенда повторяет казахское эпическое сказание о пастухе Козу и красавице Баянь, которую, силой разлучив с возлюбленным, принудили жениться на богатом бае, а пастуха казнили. Девушка согласилась, но выдвинула условие – поставить над могилой возлюбленного памятник; когда его построили, она у могилы пастуха лишила себя жизни. Имена эта легенда, по мнению В.С. Кобзова, легла в основу предания о б.Т. и в новом виде была записана в 1920-е гг. историком В.П. Бирюковым. На сегодняшний день ученые включают б.Т. в цепь мус. мавзолеев, протянувшихся от Башкортостана до Зап. Сибири: кешене Хусейн-бека (ум. 1341–42) и кешене Тура(Туря)-хана (захоронения XIV–XV вв.), оба близ Уфы; кешене Кызыл-Мечеть XIV– XV вв. в Тоцком р-не Оренб. обл.; кешене Бэндэбикэ XV–XVI вв. в Кугарчинском р-не Респ. Башкортостан. В кон. 1980-х гг. б.Т. была отреставрирована на средства обл. бюджета. Является гл. достопримечательностью Варненского р-на, помещена на его гербе. Лит.: Нестеров А.Г. Нехристианские культовые памятники Урала: история, археология, этнография // Культура и религия (тезисы докладов и сообщений). Республиканская научно-практическая конференция «Культура и религия» (Екатеринбург, 4–5.02.1993). – Екатеринбург, 1993, с. 136–38; Садырин В. Башня Тамерлана // Уральский следопыт. 12.2006, № 12 (594); Старостин А.С. Мусульманские памятники Урала. – http://www.islamrf.ru/news/legacy/culture/2530/. А.С.