Басистов, Павел Ефимович, педагог (1823 - 82). Окончил курс Московского университета по философскому факультету; был преподавателем русского языка и словесности в разных московских учебных заведениях. В 1857 году, вследствие удаления (за ""либерализм"") из кадетского корпуса, Б. пришлось совсем бросить учительство и определиться на железнодорожную службу (ср. письмо Я.И. Ростовцева к князю Е.П. Оболенскому , впоследствии напечатанное в ""Русском Архиве"", 1873 года, № 1, и письмо самого Б. по этому поводу, там же, № 4). Лишь через несколько лет Б. снова получил право преподавания. Последние годы жизни был заведующим московскими городскими школами, членом училищного отделения городской управы, членом училищного городского совета и председателем учебного отдела общества распространения технических знаний. В истории русской педагогики Б. принадлежит видное место: по его хрестоматии русское юношество училось уже четыре десятилетия. В настоящее время основной принцип хрестоматии Б. - черпать весь материал для чтения из русских классиков, русской жизни и русского быта - стал всеобщим. На своих многочисленных учеников и учениц Б. оказывал сильное нравственное влияние, что засвидетельствовала, например, в своих воспоминаниях знаменитая артистка Г.Н. Федотова . Главные его труды: ""Очерки жизни и сочинений Жуковского. Чтение для юношества"" (М., 1854 и 1883); ""Хрестоматия для употребления при первоначальном преподавании русского языка"" (Курс I - для чтения и рассказа, М., 1861; 17-е изд. 1887. Курс II - для разборов и письменных упражнений, М., 1868; 11-е изд. 1885); ""Заметки о практическом преподавании русского языка"" (М., 1868 и 1878); ""Несторова летопись. С примечаниями и словарем"" (М., 1869 и 1874); ""Ифигения в Тавриде, трагедия Еврипида, перевод с греческого"" (СПб., 1876), а также ряд критических и иных статей в ""Отечественных Записках"" 1856 - 60 годов, в ""СПб. Ведомостях"" второй половины 1850-х годов и в других изданиях. В ""СПб. Ведомостях"" Б. вел постоянный обзор главных журналов. Как критик, Б. продолжал традицию Белинского , полемизировал с Апол. Григорьевым и А.В. Дружининым . - См.: П.Н. Сакулин, ""Идейный русский педагог"" (""Вестник Воспитания"", № 7, 1902); Н.К. Пиксанов, статья в ""Известиях II Отделения Академии Наук"" за 1911 год.
Басистов Павел Ефимович
Родители Басистова, хотя и принадлежали к московскому мещанству, не препятствовали стремлению сына к гуманитарным знаниям. Он успешно закончил 2-ю Московскую гимназию, а затем и философский факультет (отделение словесности) Московского университета. В университете Басистов учился одновременно с Ушинским, слушал таких выдающихся профессоров, как Грановский и Редькин, впитывал общую атмосферу торжества прогрессивных идеалов, царившую в 1840-х гг. в стенах этого учебного заведения.
Сразу же по окончании университетского курса Басистов начал педагогическую деятельность. Менее года проработав учителем греческого языка в Тверской гимназии, он был переведен на должность преподавателя словесности 1-й Московской гимназии. С 1844 по 1877 г. Басистов вел русский язык и литературу в различных средних учебных заведениях: в Александровском и Николаевском сиротском институтах, кадетском корпусе, в театральном и мещанском училищах. Везде он подходил к работе творчески, считая долгом учителя не только быть в курсе новейших достижений педагогической науки, но и самому участвовать в изысканиях в области преподаваемых дисциплин.
В 1850-е гг. Басистов опубликовал несколько книг в помощь преподавателям русской литературы. Прежде всего это «Очерки жизни и сочинений В. А. Жуковского (Чтение для юношества)*, изданные в 1854 г. В основу книги положена биография поэта, составленная Плетневым. Кроме того, в нее вошли все наиболее известные произведения Жуковского и комментарии к ним, написанные Басистовым. Сюда же можно отнести и его работу «Нестерова летопись», опубликованную в 1860 г. Книга не только тщательно воспроизводит текст памятника древнерусской литературы «Повести временных лет», но и снабжена предисловием, примечаниями, а также словарем, специально написанным составителем для учащихся.
Параллельно с педагогической и научной деятельностью Басистов активно сотрудничал с ведущими петербургскими журналами, выступая на их страницах в качестве литературного критика. В «Отечественных записках» он поместил разбор книги Кулиша «Записки о жизни Гоголя» и обстоятельную рецензию на посмертное издание восьми дополнительных томов сочинений Жуковского. В «Санкт-Петербургских ведомостях» вел постоянный обзор журналов «Современник», «Отечественные записки» и «Библиотека для чтения».
При разборе отдельных произведений Басистов строго следовал идеям и методам В. Г. Белинского. Особенно энергично он боролся с теорией чистого искусства и эстетической критикой А. В. Дружинина. В каждом произведении критик искал прежде всего художественную правду, которую отождествлял с типичностью образов. Он не принял творчества раннего Л. Н. Толстого, очень сдержанно отнесся к пьесам Островского, а основную идею романа Тургенева «Накануне» увидел в призыве к народности в искусстве, науке и общественной жизни. В целом литературно-критическое наследие Басистова занимает довольно скромное место и в истории этого предмета, и в творческом наследии автора.
Большой вклад внес Павел Ефимович в разработку методики преподавания русского языка. Результатом его многолетней деятельности на этом поприще стала книга «Заметки о практическом преподавании русского языка» (1868). По мнению автора, изучение русскими школьниками родного языка и литературы должно проходить в три этапа:
1. Приобретение навыков беглого и толкового чтения и письма.
2. Выработка слога и правильного расположения материала.
3. Историческое изучение образцов русской словесности.
В книге подробно описано, что именно следует делать учителю на каждом этапе и как пользоваться предлагаемой хрестоматией.
Хрестоматия делилась на две части. Первая предназначалась «для употребления при первоначальном преподавании русского языка» и была озаглавлена «Для чтения и рассказа» (1861). Она открывалась разделом «Сказки», самым большим по объему. Затем следовали «Рассказы из русской истории», «Из русской природы и быта», «Повести и анекдоты», «Басни», «Пословицы и загадки» и «Стихотворения». Вторая часть была адресована продолжающим изучать русскую словесность и называлась «Для разборов и письменных упражнений» (1870). Весь материал здесь подразделялся на три раздела. Первый состоял из небольших сюжетных рассказов, которые должны быть использованы для письменных изложений. Во вторую вошли тексты, пригодные для упражнений в описании различных предметов, явлений природы, населенных пунктов и т. д. («Кабинет Евгения Онегина», «Сад Плюшкина», «Лес ночью», «Ласточка», «Портрет Обломова» и т. д.). Третий раздел знакомил учеников с основными видами рассуждений и с теми путями и формами, которые свойственны правильному рассуждению: составлением точных определений, разбором синонимов, сравнительных определений-противоположностей («скупость и расточительность»), составлением и развитием силлогизмов («Почему так часто говорят о поголе?», «Пруд и река»). Хрестоматия Басистова пользовалась большой популярностью у учителей словесности. Первая ее часть выдержала 23 издания, вторая переиздавалась 16 раз.
В 1876 г. Басистов опубликовал свой перевод с греческого трагедии Еврипида «Ифигения в Тавриде». Как и все подобные издания, подготовленные им, книга представляла своего рода учебное пособие, содержащее комментарии к тексту и подробные историко-культурные справки.
В 1877 г. Московская городская дума избрала Басистова заведующим московскими городскими начальными училищами. С этих пор он оставил преподавание и до конца своих дней занимался административной работой и наукой. К этому периоду относится его главный собственно научный труд по лингвистике — книга «Система синтаксиса» (1878). В ней ученый рассматривает русские грамматические формы как выражение логических отношений понятия и мысли, взятые в системе. При этом, всецело опираясь на авторитет Беккера и его «Полную немецкую грамматику», Басистов практически отождествляет два различных предмета (логику и язык в его формах и законах) и превращает таким образом язык в голую схему.
К настоящему времени результаты научно-педагогической деятельности ученого во многом устарели. Однако незаурядная личность этого человека, безусловно, заслуживает памяти и внимания.
ОСНОВНЫЕ ИЗДАНИЯ ТРУДОВ П. Е. БАСИСТОВА
Заметки о практическом преподавании русского языка. 2-е над., испр. М.: Тип. Т. Рис, 1878. 78 с.
Очерки жизни и сочинений Василия Андреевича Жуковского. 2-е изд., испр. и доп. М.: Тип. Т. Рис, 1883. 184 с. (Чтение для юношества).
Система синтаксиса. 2-е изд., без перемен. М.: Тип. М. Н. Лаврова и К’, 1878. XVI, 76 с.
ЛИТЕРАТУРА О ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ П. Е. БАСИСТОВА
Езьницкий К. В. Павел Ефимович Басистов. Воронеж: Тип. В. И. Исаева, 1904. 8 с.
Сакулин П. Н. Идейный русский педагог. Памяти П. Е. Басистова. 1823-1882. М„ 1902. 29 с.
СПРАВОЧНЫЕ ИЗДАНИЯ
Булахов; РП 1.
Источник: Русские филологи XIX века. Биобиблиографический словарь-справочник.
— педагог, писатель, род. в 1823 г., ум. 10 июня 1882 г., в Москве. Сын мещанина, он воспитывался на философском факультете московского университета, который окончил в 1843 г. с золотою медалью за сочинение: "Об историческом развитии риторики у древних народов, применительно к нынешнему ее состоянию". Педагогическую деятельность начал сразу по окончании университета, поехав преподавателем русского языка в тверскую гимназию; оттуда он был переведен в Москву и здесь преподавал русский яз. и русскую словесность в первой классической гимназии, Александровском и Николаевском институтах, втором кадетском корпусе, мещанском и театральном училищах. В 1857 г. он был отставлен по распоряжению главного начальника военно-учебных заведений Я. И. Ростовцева, который причиною этой отставки выставлял, в письме к кн. Е. П. Оболенскому, анонимную статью Басистова в "С.-Петербургских Ведомостях" (1857, №: 171). В ней Басистов говорил о неподготовленности и даже о непригодности педагогов и воспитателей из военных. Прослужив некоторое время на железной дороге, Басистов, по ходатайству графа Строгонова, снова вступил на педагогическое поприще и продолжал его до 1878 г. Последние годы своей жизни он состоял заведующим московскими думскими школами, членом училищного отдела, городской управы и училищного городского совета и председателем учебного отдела Общества распространения технических знаний. Все написанное Басистовым относится преимущественно к области критики и педагогики. Критические опыты его представляют мало ценного, зато педагогические труды весьма существенны. Вот их перечень: 1) "Система синтаксиса (М., 1848 г.; 2 изд. 1878 г.). 2) "Очерк жизни и сочинений В. А. Жуковского, "чтение для юношества". (М., 1854 г. и 2-е изд. 1883 г.); 3) Ряд рецензий на книги педагогического содержания в "Журнале для воспитания" (1857—1860 г.); 4) "Регламентаризм и рутина в деле воспитания" (в "Воспитании", 1860 г., № 10); 5) "Хрестоматия для употребления при первоначальном преподавании русского языка". Курс І — для чтения и рассказа; курс II — для разборов и письменных упражнений. (Первый курс с 1862 г. выдержал до 1887 г. — семнадцать изданий, а второй с 1868 по 1885 г. — одиннадцать); 6) "Заметка о практическом преподавании русского языка". (М., 1868 г.; 2-е изд. 1878 г.); 7) "Несторова летопись". С примечаниями и словарем (М., 1869 г.; 2-е изд. 1874 г.; — в последнее издание вошло и поучение Владимира Мономаха); 8) Разбор книги Гаврилова "Темы для сочинений" (в "Учебно-воспитательной библиотеке", М., 1878 г., т. II). Кроме того, Басистов писал разного рода публицистические статьи в "С.-Петербургских Ведомостях" второй половины 1850-х годов, известно одно его стихотворение (в "Пантеоне", 1851 г., кн. 1: "Давно уж мне казались дики"..) и перевод "Ифигении в Тавриде" Еврипида. — Как педагог, Басистов принадлежит к представителям направления, возникшего в нашем воспитательном деле под влиянием освободительных идей конца 1850-х и начала 1860-х гг., и имя его может быть поставлено наряду с именами Ушинского, Водовозова и Резенера. Из всех его педагогических сочинений наибольшее значение имела и имеет "Хрестоматия". В ней он первый провел принцип, ставший потом всеобщим — черпать материал для чтения детей из классических русских авторов, из русской жизни и русского быта. Он был поборником русских начал не только в школе, но и вообще в жизни и литературе, боролся совсем неискренним, напыщенным, всячески избегал прописной морали и имел сильное нравственное влияние на своих многочисленных учеников и учениц, как видно из воспоминаний последних, рисующих его человеком широко образованным, передовых в лучшем смысле слова, сердечным и высокочестным.
Некрологи в газетах и журналах за 1882 г.: "Современные известия", № 161; "Московские Ведомости", № 162; "Русские Ведомости", № 161 и 300; "Свет", № 132; "Друг Женщин", № 5 (ст. М. Скавронской); "Одесский Вестник", № 136 (ст. Ю. Трачевской); "Записки Учителя", № 9 (ст. Ф. П.), и "Газета Гатцука", № 21. — Д. Д. Языков, "Писатели, умершие в 1882 г." (в "Историческом Вестнике", 1885 г., № 11). — "Историческая записка пятидесятилетия московской второй гимназии" (М. 1885 г., стр. 255 и 289—290). — "Колокол" (1858 г., № 6). — С. А. Венгеров, "Русские Книги", вып. XIII (СПб., 1897 г.). — Словари: Толля (Дополнение), Березина, Клюшникова, Венгерова и Брокгауза и Ефрона.
В. Р—в.
{Половцов}
Басистов, Павел Ефимович
— педагог; родился в 1823 году в мещанской семье; в 1843 году кончил курс Московского университета по философскому, т. е. филологическому, факультету и тотчас посвятил себя педагогической деятельности, сначала в Твери, а затем в Москве, где Б. преподавал русск. язык и русск. словесность в 1-й гимназии, 2-м кадетском корпусе, Александровском и Николаевском женских институтах, мещанском и театральном училищах. В 1857 г. вследствие удаления из кадетского корпуса Б. пришлось совсем бросить учительство и определиться на железнодорожную службу (см. письмо Я. И. Ростовцева к князю Е. П. Оболенскому, впоследствии напечатанное в "Русск. архиве" 1873 г. № 1, и письмо самого Б. по этому поводу — там же, № 4). Лишь через несколько лет по ходатайству гр. Строганова Б. снова получил преподавательское место в Николаевском сиротском институте и др. учебных заведениях. За несколько лет до своей смерти, последовавшей 10 июня 1882 года, он был назначен думой заведующим моск. городскими школами, членом училищного отделения городской управы и членом училищного городского совета. Тогда же учебный отдел общества распространения технических знаний избрал его своим председателем. В истории русской педагогики Б. принадлежит видное место: по его хрестоматии русское юношество учится уже три десятилетия. В настоящее время основной принцип хрестоматии Б. — черпать весь материал для чтения из русск. классиков, русск. жизни и русск. быта — стал всеобщим. Как практический педагог, Б. непосредственным своим воздействием оказывал на многочисленных учеников и учениц влияние высоконравственное. Б. издал следующие труды: "Очерки жизни и сочинений Жуковского. Чтение для юношества" (Москва, 1854 и 1883); "Хрестоматия для употребления при первоначальном преподавании русск. языка" (Курс I — для чтения и рассказа, М., 1861; 17-е изд. 1887. Курс II — для разборов и письменных упражнений М., 1868; 11-е изд. 1885); "Заметки о практическом преподавании русск. языка" (М., 1868 и 1878); "Несторова летопись. С примечаниями и словарем" (Москва, 1869 и 1874); "Ифигения в Тавриде, трагедия Еврипида, перевод с греческого" (СПб., 1876) и др. Б. принадлежит еще ряд критических и иных статей в "Отечественных записках" 1856—60 гг., в "СПб. ведомостях" второй половины 50-х годов и в других изданиях.
{Брокгауз}