(р. 05.02.1935) — спец. по соц. и полит. филос.; канд. филос. наук, д-р полит. наук, проф. Род. в Воронеже. Окончил МГИМО (1958), асп. ИФ АН СССР (1964). Преподавал в Ин-те обществ. наук и в МГИМО. Работал в ИФ (1958—1960), в Ин-те США и Канады АН СССР (1976—1989: ст. н.с, зав. сектором). Доц. кафедры соц.-полит. теорий ИППК при МГУ. С 2000 — гл. н. с. Ин-та США и Канады РАН. Канд. дисс. — "Китайская буржуазная философия XX века" (1964). Докт. дисс. — "Политическая утопия в XX веке: вопросы теории и истории" (1997). Разрабатываемые проблемы и темы: соц. утопия и утопическое сознание; полит. сознание; взаимодействие культур и глобалистика; полит. культура. В работах, посвященных утопии (1973, 1982, 1989), Б. трактует последнюю не как иллюзорный, неосуществимый проект, но как произвольно сконструированную идеальную модель совершенного объекта, каковым м.б. об-во, человек, мир в целом. Утопия не противостоит идеологии (как утверждает К.Маннгейм), но сама способна выполнять идеол. функцию. Утопизм, считает Б., имманентен человеч. сознанию и культуре, однако ориентация на последовательную реализацию утопии часто оказывается деструктивной и стимулирует соц. катаклизмы; поэтому человек должен стремиться не элиминировать утопию, но учиться жить с утопией, не живя по утопии. В иссл. по социокультурной проблематике (1988, 1990) проводится мысль, что глоб. интеграц. процессы, движение мира к метациви-лизации продуктивны лишь при условии его одновременной структурно-функциональной дифференциации (роста мозаичности). Вообще стабильность и жизнеспособность социокультурных систем, подчеркивает Б., зависят от внутр. дифференцированности и взаимодополняемости их элементов, богатства заключенного в них потенциала жизнеобеспечения — человечество, пока оно жизнеспособно, не придет ни к единому обществ.-полит. строю, ни к единой культуре и цивилизации, ибо принцип живого мира — единство в многообразии. В работах по полит. культуре (1980, 1990) Б. предлагает не ограничивать последнюю сферами сознания и поведения индивидов и групп, но включать в нее также устойчивые образцы функционирования полит. ин-тов — гос. и гражданско-обществ. При этом сама полит. культура рассматривается как матрица полит. жизни об-ва, механизм обеспечения полит. преемственности поколений, воспроизводства полит. систем. Полагает, что сущность политики как родового феномена детерминирована не экон. или соц. отношениями, а природой человека как родового существа.
Соч.
: Воображение и революция // ВФ. 1972. № 1; Философия бунта. Критика идеологии левого радикализма. М., 1973; Philosophy of revolt. Criticism of left radical ideology. Moscow, 1975; Современное политическое сознание в США. [В соавт. с Ю.Л.Замошкиным и др.]. М., 1980; Социальная утопия и утопическое сознание в США. М., 1982; The American Utopia. Moscow, 1985; Социалистическая перспектива и утопическое сознание // Коммунист. 1988. № 3; XX. Jahrhundert — Zeitalter der Menschheit // Friedensdiskurs aus verschiedener weltanschaulicher Sicht. Berlin, 1988; В мире утопии. М., 1989; Политическая культура современного американского общества. М., 1990; Почему возрос интерес к будущему? [В соавт.] // Наука и будущее. М., 1990; Социальное пространство свободной мысли // Свободная мысль. 1993. № 10; Топология политических отношений // Политические исследования. 1995. № 2; Политическое — "слишком человеческое" // Там же. 1995. № 5; "Народный капитализм" как новая утопия // Свободная мысль. 1998. № 1; Русская идея и американская мечта // США и Канада: экономика, политика, культура, 2000. № 11 и 12; Политическое "слишком человеческое" (сб.). М., 2000.
Баталов, Эдуард Яковлевич
— социолог, литературовед, канд. филос. наук. Автор оригинальных работ, посвященных комплексному анализу литературной утопии и антиутопии как социокультурному явлению.
Библиография:
1. В мире утопии: Пять диалогов об утопии, утопическом сознании и утопических экспериментах. — М.: Политиздат,1989. — 319 с.
2. Социальная утопия и утопическое сознание в США. — М.: Наука,1982. — 336 с.