БАЖЕНОВ Василий Иванович

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Баженов Василий Иванович
(1737-1799) – архитектор, один из основоположников русского классицизма: построил дворцовопарковый ансамбль Царицыно, дом Пашкова в Москве(1784-1786), Михайловский замок в Петербурге(достраивал архитектор В. Ф. Бренна).

Источник: История России Словарь-справочник. Брянск 2018 г.

БАЖЕНОВ Василий Иванович
(1737/38-1799) — архитектор, один из основоположников классицизма в России. Из семьи псаломщика. Воспитанник Московского университета и АХ. Возвел дворец Пашкова (ныне одно из зданий Российской гос. библиотеки), дом Пашкова (Мясницкая ул.), Михайловский замок (строил В. Ф. Бренна) в Петербурге. Среди не осуществленных и не завершенных им работ — проект реконструкции Кремля и псевдоготический дворцово-парковый ансамбль Царицыно.

Источник: История России. Словарь-справочник. 2015

БАЖЕНОВ Василий Иванович
1.03.1738 - 2.08.1799), архитектор. Из семьи псаломщика. Архитектурное образование получил в школе Д.В. Ухтомского с 1751. В 1755 Баженов поступил в Московский университет, в 1756 перешел в академическую гимназию при Петербургской Академии наук. В Петербурге Баженов учился у С.И. Чевакинского (с 1756), а в 1758-60 - в Академии художеств у А.Ф. Кокоринова. В 1760-64 Баженов был послан во Францию и Италию для завершения образования. В 1765 он вернулся в Россию признанным блестящим архитектурным рисовальщиком и проектантом. Баженов получил в 1765 звание академика Академии художеств. В 1767-92 Баженов работал в Москве.
Баженов стал одним из ярких архитекторов, основоположником классицизма в России. Он был новатором в архитектуре: мыслил архитектурное сооружение в его связи с окружающим ландшафтом и городской средой. Создал проект реконструкции Московского Кремля и сооружения на его территории грандиозного дворца (1767-75). По проекту Кремль превращался в огромный государственный и общественный центр, с главной овальной площадью, к которой сходились основные улицы города. Замысел остался проектом, который ныне известен по чертежам и двум моделям.
Свои лучшие градостроительные идеи Баженов воплотил в доме Пашкова (ныне Российская государственная библиотека - РГБ), где он переработал традиционную застройку усадьбы, поставив в один ряд центральное здание, увенчанное бельведером, и связанные с ним флигели, что придало застройке организующий городское пространство характер.
В творчестве Баженова было представлено псевдоготическое направление. Крупнейшим произведением Баженова была подмосковная императорская усадьба Царицыно (1775-85). Это строительство не было закончено.
В 1782-89 Баженов построил усадебную церковь в с. Быково под Москвой, которую отличали монументальность, изящество и рафинированные детали фасада. С 1792 Баженов жил в Петербурге, участвовал в постройках Гатчины и Павловска, проектировал Михайловский замок (1792-96). В 1796 после прихода к власти Павла I Баженов стал действительным статским советником, а незадолго до смерти в 1799 - вице-президентом Академии художеств.
Л.Н. Вдовина

Источник: Святая Русь: энциклопедический словарь. 2000

Баженов Василий Иванович

Баженов (Василий Иванович) - художник-архитектор, сын церковника одной из придворных кремлевских церквей, воспитанник Императорской Академии Художеств с основания ее и первый ее пенсионер, отправленный за границу. Родился 1 марта 1737 года в Москве и умер в СПб. 2 августа 1799 года, в должности вице-президента Академии Художеств. Б. имел природный талант к искусству, который обнаружил еще в детстве, срисовывая всякого рода здания в древней столице. Эта страсть к рисованию обратила на Б. внимание архитектора Димитрия Ухтомского, принявшего его в свою школу. Из школы Ухтомского Б. перешел в Академию Художеств. Здесь он оказался знающим архитектуру настолько, что учитель этого искусства С.И. Чевакинский сделал талантливого молодого человека помощником своим при постройке Николаевского морского собора. В сентябре 1759 Б. был отправлен для окончательного развития таланта в Париж. Поступив в ученики к профессору Дювалю, Б. занялся деланьем моделей архитектурных частей из дерева и пробки и выполнил несколько моделей знаменитых зданий. В Париже, например, сделал он, со строгой пропорциональностью частей, модель Луврской галереи, а в Риме модель храма св. Петра. Изучение архитектуры на моделях привело Баженова к изучению труда римского архитектора Витрувия. По возвращении в Россию, живя в Москве, Б. составил полный перевод всех 10-ти книг архитектуры Витрувия, напечатанный в 1790 - 1797 годах в Петербурге, в типографии Императорской Академии Художеств. Основательно знакомый со своим искусством теоретически, Б. был одним из лучших практиков-строителей своего времени, отличаясь столько же искусством планировки, сколько и изяществом формы проектируемых зданий, что показал при самом возвращении своем в отечество, к торжеству ""инавгурации"" здания Академии Художеств (29 июня 1765 года). Ему принадлежала декорация главного фасада здания с Невы. Проект здания нынешнего дворца в екатерингофском парке, с оранжереями, зверинцем, каруселями и прочими затеями роскоши того времени, сочинен был Б. по академической программе, на степень профессора. Выполнение признано было советом академии вполне достойным, но автор проекта оставлен в звании академика, которое получено им три года раньше, в бытность за границей. Эта несправедливость заставила Б. взять увольнение от академической службы и князь Г.Г. Орлов определил его в свое артиллерийское ведомство главным архитектором, с чином капитана. В этой должности, Б. построил в Петербурге здание арсенала, на Литейной улице (теперь здание судебных учреждений), и в Москве, в Кремле, здание арсенала и Сената по Знаменке, дом Пашкова (теперь московский румянцевский музей), а в окрестностях столицы - дворец в Царицыне и Петровский дворец, строенный Казаковым - его помощником. В Кремле, вместо стен, служащих оградой святынь и дворцов, Баженов проектировал сплошной ряд зданий, которым была сделана торжественная закладка, по воле Екатерины II , на самом деле, однако, и не думавшей осуществлять затею искусного зодчего. Императрице в конце Турецкой войны нужно было дать пищу для толков о затрате десятка миллионов на грандиозный дворец, и художнику дана тема, которая на модели была им разработана с большим талантом. Эффект получился надлежащий, но сооружение отложено и потом оставлено совсем. Такая же судьба постигла и Царицынский дворец Б. Екатерина, летом 1785 года, приехала на три дня в древнюю столицу, посетила работы по сооружению дворца в Царицыне и, найдя его мрачным, повелела прекратить постройку. Баженов не получил другого назначения и, оставшись без всяких средств к существованию, открыл художественное заведение и занялся частными постройками. Перемена в его служебной карьере и немилость Екатерины объясняется его сношениями с кружком Новикова , который поручил ему доложить наследнику цесаревичу о выборе его московскими масонами в верховные мастера. В этих сношениях с цесаревичем Екатерина подозревала политические цели, и гнев ее на Б. обрушился раньше, чем на других, но дальше исключения из службы дело не пошло, а в 1792 году он был принят вновь на службу по адмиралтейств-коллегии и перенес свою деятельность в Петербург. Б. строил на Каменном острове дворец и церковь наследнику и проектировал разные специальные постройки для флота в Кронштадте. По вступлении на престол, Павел I назначил его вице-президентом Академии Художеств и поручил ему составить проект Михайловского замка, приготовить собрание чертежей русских зданий для исторического исследования отечественной архитектуры и, наконец, представить объяснение по вопросу: что следовало бы сделать, чтобы сообщить надлежащий ход развитию талантов русских художников в Академии Художеств. Баженов с жаром принялся выполнять милостивые поручения монарха, покровителя отечественного искусства, и многое бы, без сомнения, мог сделать, если бы смерть совершенно неожиданно не пресекла его жизнь.

Источник: Биографический словарь. 2008

ВАСИЛИЙ ИВАНОВИЧ БАЖЕНОВ
1737—1799) Имя Баженова – одно из самых ярких в русской архитектуре благодаря размаху замыслов, свободе, силе и своеобразию его творческой фантазии. Василий Иванович Баженов родился 12 марта 1737 (по другим данным – 1738) года в семье Ивана Баженова, служившего в селе Дольском Малоярославского уезда Калужской губернии. Когда мальчику было лишь три месяца, его родители переехали в Москву. «Я отважусь здесь упомянуть, что я родился уже художником. Рисовать я учился на песке, на бумаге, на стенах, – рассказывал о себе сам Баженов. – …Между прочим, по зимам из снегу делал палаты и статуи, что бы и теперь я желал то видеть». Но мальчика отдали в певчие в Страстной монастырь: по давней традиции ему следовало идти по стопам отца. Все равно безудержно хотелось рисовать: «Я святых из церкви переносил мыслью под переходы на стены и делал своей композицией, за что меня ставали и секали часто». И мальчик-таки добился своего – Василия приняли в архитекторскую команду, руководимую Ухтомским, в 1753 году. Приняли, но не зачислили. В списках учеников Ухтомского он нигде не значится. Василий, судя по всему, определен вольным слушателем. Дмитрий Васильевич достаточно высоко оценил способности Баженова, но, зная о его бедственном положении, предпочел освободить своего воспитанника от обязательных занятий и часто предоставлял ему возможность подработать. По просьбе казенных учреждений и частных лиц он направлял Василия в качестве гезеля (подмастерья) на стройки для составления смет, для осмотра зданий, нуждающихся в перестройке или ремонте. Год спустя в судьбе Василия произошел новый поворот, его приняли в Московский университет. А когда «основалась в Санкт-Петербурге Академия художеств и начальствующий над ней обер-камергер Иван Иванович Шувалов потребовал из Московского университета несколько питомцев, способных к изящным художествам, тогда Баженов назначен первым в числе таковых и отправлен в Санкт-Петербург», – рассказывает первый биограф Баженова Е. Болховитинов. Академические ученики находились на полном казенном обеспечении. Кроме наук об искусстве, ученикам академии преподавали историю, анатомию, мифологию, математику, иностранные языки. По вторникам, средам и четвергам проходили уроки в «рисовальной палате». Их вели скульптор Жиле, живописец Лелорен, рисовальщик Моро, гравер Шмидт. Это были опытные мастера. Они помогли основать русскую академическую школу живописи, воспитали плеяду талантливых художников. Баженову повезло с преподавателями по архитектурным наукам. Он учился под руководством талантливых архитекторов С.И. Чевакинского и А.Ф. Кокоринова. «Потом Академия художеств мною первым началась», – с гордостью утверждал Баженов. В основанной осенью 1757 года Академии он был старшим из воспитанников, уже многое освоившим, и для младших стал, вероятно, не столько товарищем, сколько первым учителем. Через три года он едет вместе с молодым живописцем Антоном Лосенко за границу. Петербургская академия художеств назначила своим пенсионерам на содержание по 350 рублей в год. На 50–60 франков в месяц в Париже не очень-то разгуляешься. По этой же причине Баженов и Лосенко были вынуждены снять довольно скромное помещение на задворках Парижа, в дешевом квартале. Во Франции Баженов впервые увидел не только на гравюрах и чертежах ту новую архитектуру, о которой уже, конечно, толковали его академические наставники. Правилам нового стиля и обучает Баженова блестящий архитектор Шарль де Вайи. «Мои товарищи, французы молодые, у меня крадывали мои прожекты и жадностию их копировали», – хвастался потом Баженов. Видимо, он уже тогда выделялся среди соучеников изобретательностью и яркой фантазией. Около полутора лет пролетели незаметно. За это время неприглядное жилище посланцев Петербургской академии несколько преобразилось, оно украсилось многочисленными рисунками, миниатюрными моделями, изготовленными Баженовым, его эскизами, чертежами, проектами. Экзамены в Парижской академии прошли более чем успешно. Баженов, хорошо подготовившись, осмелился пойти первым. Он представил экзаменаторам модель Колоннады Лувра, изготовленную с ювелирной точностью. Представил также чертежи, рисунки, офорты. И еще покорил парижских знаменитостей своей эрудицией, буйной фантазией. Слух о творческих удачах Баженова и Лосенко, об их успехах в учебе дошел до Петербурга. Там тоже был устроен экзамен, только заочно, на основании присланных пенсионерами работ. Оценки были даны самые высокие. В Париж ушло уведомление, в коем говорилось, что «Лосенко быть в Москве, а Баженову на зиму в Рим». Баженов получил двухгодичный заграничный паспорт, упаковал свои вещи, простился с учителями, с Лосенко и в конце октября 1762 года отправился в путешествие по Италии для дальнейшего знакомства с европейской культурой, изучения архитектурных стилей, памятников зодчества различных эпох. Но полтора года в Италии нелегко достались нервному, впечатлительному Баженову. Не хватало денег, скупо и не в срок присылаемых из Петербурга, он был один, его обманывали, на него даже напали разбойники… С трудом добрался Баженов до Парижа и здесь оставался до тех пор, пока академия не соизволила оплатить его долги и дорогу домой. Баженов вернулся на родину 2 мая 1765 года. Он приехал в Петербург прямо к большому торжеству в честь нового устава Академии художеств. Но академия Баженова обидела. Ему сшили парадный мундир, за который потом требовали денег, произвели в академики, но давно обещанной профессорской должности, а значит, и оклада не назначили. Сменившемуся здесь начальству он был не нужен. К тому же Баженову устроили испытание, от которого другие академики были избавлены, – предложили создать для подтверждения высокого звания небольшой проект… Он выполнил его с блеском и размахом, далеко превзойдя заданную скромную программу. Позднее Екатерина поручила Баженову разработать проект Института благородных девиц при Смольном монастыре. Зодчий выполнил это поручение в кратчайшие сроки. Величественная и изящная композиция поразила многих архитектурной изобретательностью, органичным сочетанием многообразных традиционных форм российского зодчества. Но, к сожалению, дифирамбами дело и ограничилось. Проект остался неосуществленным. После длительных проволочек предпочтение было отдано проекту архитектора Кваренги. Визит в Малый двор не прошел бесследно. Увлеченный рассказами Баженова, цесаревич Павел загорелся желанием построить свой дворец на Каменном острове. Баженов довольно быстро выполнил этот заказ. Дворец был возведен в стиле классицизма. Позднее его перестраивали. Но имеется свидетельство французского путешественника, видевшего строение в первоначальном варианте: «Он очень красив, особенно благодаря своему местоположению (на берегу Невы). Нижний этаж приподнят на несколько ступеней. Здесь мы видим, во-первых, большую переднюю, украшенную арабесками, далее зал овальной формы, который при большой длине кажется немного узким; декоративная часть в нем очень проста. Направо – помещение, из которого дверь ведет в небольшой театр, довольно красивый… Фасад к саду украшен колоннами. В конце сада находится небольшая часовня, построенная из кирпича: готический стиль, которому старались подражать при ее постройке, производит красивый эффект». Наконец, Григорий Орлов, командующий артиллерией и фортификацией, пригласил Баженова к себе на службу, испросив ему у императрицы неожиданный для архитектора чин капитана артиллерии. Вместе с покровителем и всем царским двором Баженов покинул Петербург и в начале 1767 года возвратился в родную Москву. Баженов вскоре после приезда в Москву женился. Его супругой стала Аграфена Лукинична Красухина, дочь каширского дворянина, рано умершего. Тем временем Екатерина «заболела» архитектурой. Этим решил воспользоваться Орлов. Он делал попытки восстановить свои утраченные позиции при дворе, потеснить деятельного Потемкина. Поэтому Орлов посоветовал Баженову разработать проект необычный, дерзкий, чтобы затем через него, Орлова, предложить императрице начать строительство здания, которое вызовет всеобщий интерес. Баженов ничего не обещал, но от предложения не отказался. В то время Кремль пребывал в крайнем запустении и ветхости, а главное, его древняя архитектура представлялась просвещенным людям XVIII века беспорядочной и бесформенной. Баженов дерзнул предложить свой вариант дворца. Но только иных масштабов: «…из простой перестройки он создал исполинскую архитектурную затею, сводившуюся к застройке всего Кремля одним сплошным дворцом, внутри которого должны были очутиться все кремлевские соборы с Иваном Великим». Идея Баженова потрясла Орлова, но он усомнился в реальности столь грандиозных планов. К лету 1768 года Баженов закончил работу над эскизами, приступил к самому проекту реконструкции, к созданию большой модели Кремлевского дворца. Началась подготовка к строительству. В июле была уже учреждена специальная экспедиция по сооружению дворца. Возглавлял ее генерал-поручик Измайлов. После тщательного обследования кремлевских строений и детальной разработки планов строительства члены экспедиции приступили к составлению сметы. По предварительным подсчетам, должно было потребоваться двадцать или, в крайнем случае, тридцать миллионов рублей. Экспедиция разместилась в самом Кремле, в небольшом Потешном дворце. Здесь же была квартира архитектора, куда он вскоре привел молодую жену. А рядом наспех строилось деревянное одноэтажное здание с обширным восьмигранным залом – Модельный дом. В нем потом делали громадную деревянную модель будущего Кремля. Модель, по словам Баженова, – «половина практики», то есть готового здания, которая позволит проверить правильность его композиции и пропорций. Модель впечатляла всех, даже людей, которые к баженовскому проекту были настроены скептически или недоверчиво. Поражало многое. И техника изготовления, и сами размеры модели. Они были таковы, что во внутренних дворах могли разгуливать несколько человек. В своих пропорциях модель математически точно соответствовала размерам будущего дворца. Фасад главного корпуса задуманного Баженовым дворца имел сложное членение: два нижних этажа объединены сплошной горизонтальной рустовкой и карнизом. Они отделяют верхние этажи. Первые два этажа – это своего рода постамент для двух верхних. Они объединены декоративным убранством и колоннами в одно целое. Антаблемент украшен скульптурой. Его поддерживают четырнадцать колонн. По обе стороны центрального выступа по десять колонн. За ними – двухколонные выступы. В нишах стен изящные вазы. Весь фасад центрального корпуса являлся, таким образом, как бы богатейшей и красивейшей архитектурной декорацией. Внутренний фасад главного корпуса, выходящий во двор, имел почти такое же богато декорированное оформление. Впечатляюща была циркумференция – огромный полуциркуль с высоким четырехступенчатым цоколем, многочисленными мраморными колоннами. Циркумференция соединялась с главным корпусом. В этом месте – подъезд с тремя красивыми арками. Богато декорированный вход обрамляли колонны. С другого конца циркумференция соединялась с театром. Особенный эффект производил его парадный вход, от которого сбегали широкие пересекающиеся лестницы. Стены театра украшены ионическими колоннами. Не менее эффектно и внутреннее оформление, особенно центрального зала дворца, впечатляющего своими размерами. О модели и невиданном проекте заговорили с восторгом и завистью в европейских королевских дворах. Однако весной 1771 года работу пришлось остановить: в Москву нагрянула эпидемия чумы. Жесткие, но мало действенные меры властей вызвали недовольство горожан. Вспыхнул бунт, был убит суровый московский архиепископ Амвросий, толпа громила его покои в Кремле, в двух шагах от Модельного дома. Баженов боялся за судьбу своей драгоценной, выстроенной из сухого дерева, модели. Но бунт в два дня подавили, модель уцелела, эпидемия же утихла лишь к зиме. На следующее лето праздником начался новый этап работы – рыли котлован под дворцовый фундамент, который заложили год спустя в еще более торжественной обстановке. Но годы шли, а выше фундамента стройка не поднималась – недоставало средств. Весной 1775 года императрица приказала засыпать котлован, а значит, прекратить работу. Руководить засыпкой котлована оскорбленный Баженов отказался: «Оставляю тому, кто за благо избран будет». Тем временем он строил за городом, на Ходынском поле, деревянные павильоны для празднования победы над турками. Причудливые здания неклассической, условно-восточной архитектуры символизируют Таганрог, Керчь, Азов и другие города, отошедшие после победы к России. Нарядные необычные постройки Екатерине понравились. Вот такой она захотела видеть и свою новую усадьбу – только что купленное под Москвой Царицыно. На склоне холма, спускающегося к большому пруду, Баженов расположил, казалось бы, в вольном порядке, множество сравнительно небольших строений из красного кирпича. Украсить их он хотел цветными изразцами, на манер старинных московских зданий. Но императрица эту идею отвергла, и тогда красный кирпич был эффектно оттенен вставками из резного белого камня. Чувствовались в облике Царицына какая-то искусственная старина условное, почти игрушечное средневековье. В те времена всю средневековую архитектуру, не очень еще различая эпохи и страны, именовали «готической». Классицисты считали ее «неправильной», искаженной невежеством прежних строителей, но она все же манила Баженова. Правда, при возведении Царицына он не придерживался какого-то определенного стиля: стрельчатые окна западноевропейской готики он свободно сочетал с узорчатой кирпичной кладкой русских зданий XVII века, использовал в белокаменной резьбе государственную символику – здесь и вензель Екатерины, и двуглавый государственный орел. Десять лет строил Баженов Царицыно. Каждой весной он перебирался туда с семьей из недавно купленного городского дома, чтобы быть постоянно при работах. Здесь, в отличие от Кремля, он все делал сам: распоряжался финансами, заранее покупал материалы, нанимал рабочих. Стройка разрасталась, а деньги поступали из Петербурга все медленнее. Василий Иванович то и дело оказывался виноватым. К тому же замучили долги, судебные тяжбы. Он устал, в сорок лет чувствовал себя стариком. В сыром Царицыно болели дети, умер младший сын… Летом 1785 года императрица, наконец, приехала и посетила почти готовую усадьбу, знакомую ей лишь по чертежам. Нарядные домики показались ей маленькими и тесными – на бумаге все выглядело внушительнее. Царицыно она приказала перестроить и передала строительство Казакову. Дворец в Царицыно был разрушен не сразу. М.М. Измайлов пытался было найти выход из создавшегося положения, хоть как-то помочь Баженову. Переживал за своего друга и Казаков. Коллеги договорились: Баженов без особого на то дозволения сделает новый вариант дворца и представит свой ранее, чем это сделает Казаков. Но ничего из этого не вышло, опять труд был потрачен зря. Екатерина отвергла работу Баженова, даже как следует не познакомившись с нею. В феврале 1786 года пришло распоряжение «о разборке в селе Царицыно построенного главного корпуса до основания и о производстве потом (нового здания) по вновь конфирмованному учиненному архитектором Казаковым плану». Казаков в своем варианте дворца пытался по возможности сохранить избранный Баженовым стиль старорусской архитектуры. Но ему также не повезло. Дворец был спроектирован трехэтажным, с акцентом на центральную часть здания. Однако в ходе строительства пришлось многое переделать, так как ассигнования постоянно урезывались. В результате получилась большая разница между проектом и осуществленным зданием. Василий Иванович оказался практически отстраненным от царицынского строительства. Он получил годовой отпуск по болезни: ухудшилось зрение, пошаливали сердце и нервы. В декабре 1786 года Баженов просил графа А.А. Безбородко, первого секретаря императрицы по принятию прошений продлить отпуск с сохранением жалованья, чтобы окончательно поправить здоровье. В случае отказа Баженов соглашался и на отставку, но «с пенсиею, как и все верноподданные е. и. в. пользуются, ибо, как небезызвестно в. с., не имею у себя столько содержания, сколько для большой семьи моей, а притом и для оплаты долгов, потребно». Прошение удовлетворили. Еще до его второй, царицынской, катастрофы у архитектора появились новые друзья, помогавшие преодолевать душевную смуту и отчаяние. Это были масоны. Баженов был издавна знаком с наследником престола Павлом Петровичем и, приезжая в Петербург, передавал ему напечатанные в Москве масонские книги. Подозрительная Екатерина обвинила масонов в том, что они хотят «уловить» наследника в свою секту, подчинить себе. Это было государственное преступление. Больше всех пострадал Николай Новиков, журналист и издатель, принявший когда-то Баженова в масонский орден. Самого архитектора не тронули, но работы для него у царицы больше не нашлось. Конечно, Василий Иванович выполнял не только царские заказы, но о них известно, к сожалению, гораздо меньше: бумаги зодчего и большинства его заказчиков не сохранились. Достоверно известно, что в 1780-е годы Баженов построил дом для богача П.Е. Пашкова. Дворец красуется на высоком холме против Московского Кремля – теперь это старое здание Российской государственной библиотеки. Между тем задача у архитектора была сложная: участок неровный, с одной стороны круто уходящий под гору, а с другой – резко сужающийся. Однако его неудобства Баженов сумел превратить в достоинства: поставил в узком конце нарядные ворота, сквозь которые открывается вид на дом, фасад же широко развернул на кромке холма над спускающимся к городу садом – решение, не случайно перекликающееся с проектом перестройки Кремля. Баженов создал здесь в буквальном смысле слова замок-сказку. Большой знаток и ценитель русской архитектуры И. Грабарь писал: «Трудно найти более совершенное соотношение всех частей единого сооружения, чем то, которое достигнуто здесь». Мнение русских и иностранцев было единодушное: «Пашков дом» – это жемчужина русского зодчества. Знатоки архитектуры подчеркивали, что при всей изысканности композиционных приемов замысел художника отличается смелостью, полетом фантазии и вместе с тем продуманностью мельчайших деталей. Это в равной степени характерно как для композиции в целом и внутренней планировки помещений, так и внешнего оформления. В 1792 году Баженову пришлось перебраться в Петербург, на скромную должность архитектора при Адмиралтействе. Он строил теперь, главным образом, в Кронштадте: казармы, сухарный завод, лесные сараи, причем часто по не раз использованным чертежам – следовало пуще всего беречь казенные деньги, а художественные качества таких построек адмиралтейских чиновников вовсе не интересовали. Потому они и не приняли последний большой проект архитектора – реконструкцию после пожара галерной гавани на Васильевском острове в Петербурге: он был «весьма обширен и великолепен», значит, дорог. В 1796 году умерла Екатерина II. Давний покровитель Баженова Павел стал императором. Василий Иванович тут же получил от него важный чин и деревню с крепостными – тысячу душ. Перед ним вновь открывались обширные творческие возможности. В начале 1799 года император сделал архитектору еще один подарок: назначил его вице-президентом Академии художеств – на должность, которую ввели специально для Баженова. Так победителем возвратился он в свою Академию, которая отвергла его более тридцати лет назад. И силы вернулись. Шестидесятилетний вице-президент горел желанием обновить одряхлевшую Академию, воспитывать молодых художников, отыскать таланты. Но времени для этого у него, как оказалось, уже не было. Летом 1799 года Баженова разбил паралич. В конце июля, в одну из белых ночей, Василий Иванович попросил детей – Оленьку, Надежду, Веру, Владимира, Всеволода и старшего из сыновей, Константина, – собраться у его постели, чтобы держать прощальную речь. 2 августа (13-го по новому стилю) великий архитектор скончался.

Источник: 100 великих архитекторов. 2003

Баженов, Василий Иванович

— академик архитектуры и первый вице-президент Императорской Академии Художеств, род. 1-го марта 1737 г. в Малоярославском уезде Калужской губ., ум. 2-го августа 1799 г. в Петербурге, от паралича. Сын дьячка дворцовой церкви, он получил первоначальное образование в Славяно-греко-латинской Академии в Москве, и рано проявил наклонность к архитектуре, срисовывая самоучкою разные здания, церкви, надгробные памятники и проч. По своей страсти к художествам, он стал в 1751 г. ходить в архитектурную школу кн. Дм. Ухтомского, числившуюся при Сенате, в виде экспедиции, своими дарованиями вскоре обратил на себя внимание, и Ухтомский записал его в 1755 г. во вновь учреждавшийся Университет, откуда, вместе с другими лучшими воспитанниками, он был прислан в январе 1758 г. в Петербург, по повелению Императрицы Елизаветы Петровны, для обучения свободным искусствам и только что основанной тогда Академии Художеств. Здесь Баженов занимался сперва под наблюдением С. И. Чевакинского, сделавшего его своим помощником при постройке Николаевского Морского собора; потом, по открытии академических классов, Баженов был назначен по экзамену 1759 г. в архитектурный класс, и стал работать у Де-ла-Мотта и Кокоринова и тут своими успехами он скоро превзошел всякие ожидания. Поэтому, 12-го января 1760 г., Кокоринов представил президенту Академии И. И. Шувалову, что "СПб. Академии Художеств студент В. Баженов, по особливой своей склонности к архитектурной науке, прилежным своим учением столько приобрел знания как в начальных препорциях, так и в рисунках архитектурных, — чем впредь хорошую надежду в себе обещает, — что он осмеливается, за его прилежность и особливый успех, всепокорнейше представить к произвождению в архитектурные второго класса кондукторы, с жалованием по 120 руб.". По докладе об этом Сенату, 14-го марта, последовал 1-го мая указ об объявлении Баженову, что "быть ему архитектурии помощником в ранге прапорщика", причем он состоял при гр. Растрелли, указаниями которого и пользовался, а 9-го сентября, опять по представлению Кокоринова о новых успехах, сделанных в короткое время, был отправлен, одновременно с Лосенко, в Париж, с содержанием по 350 руб. в год, что дало ему возможность учиться с год времени у королевского архитектора Ш. де Вальи (de Wailly). Выдержав экзамен в Парижской академии и получив от нее архитекторский диплом, Баженов прислал свои проекты (в том числе проект для парижского дома инвалидов, с фасадом вроде римского собора св. Петра и Павла, послуживший образцом для плана Казанского собора в Петербурге, проектированного его учеником Воронихиным) — в Петербургскую Академию, которая, известясь об отличии, впервые оказанном за границей русскому художнику, произвела его 19-го августа 1762 г., в адъюнкты, с увеличением оклада до 400 руб. и с назначением ехать для усовершенствования в Рим. Там он сильно нуждался в деньгах по нераспорядительности Академии и, по его просьбе, ему переслал из Парижа 500 ливров наш посланник во Франции, кн. Д. А. Голицын; Кокоринов же, сообщая Баженову 5-го июля 1763 г., об отправке векселя в 1000 руб. на имя банкира Беллония, писал ему, что "Академия никакого от вас по ныне известия не имеет, того для вам подтверждается, чтоб изволили при оказиях о себе уведомлять, а особливо по прибытии в Петербург, вы непременно должны будете представить журнал всего вашего вояжа и что, примечания достойного, будете видеть и в каких местах; вы можете остаться в Риме год или полтора, а после изволите объездить и осмотреть знатнейшие города и академии в Италии с тою же суммою, и об отъезде в С.-Петербург ожидать ордера; наиболее всего рекомендую употребить время вашего вояжирования к славе своего отечества и к собственному благополучию". Затем, на основании предложения нового президента Академии И. И. Бецкого, от 31-го марта 1764 г., о пребывании Баженова в Риме до 1-го июля того года, об осмотре им разных городов Италии и о возвращении в Россию к 1-му января, Кокоринов писал своему бывшему ученику 6-го апреля, что последнюю половину года предоставляют в его распоряжение — "или пробыть в учении у того учителя, у которого вы ныне находитесь, или, для осмотрения в Италии городов и достопамятных, для вашего сведения нужных, вещей в примечании, в разных местностях время проводить, при сем от Академии рекомендуется стараться вам, для вашего удовольствия, иметь, для лучшего сведения в вашем искусстве, от профессоров, у которых вы были и ныне находитесь, — аттестаты".


Но Баженов был отличен за границей более, нежели аттестатами своих профессоров, — он был сделан профессором архитектуры от академий: римской св. Луки, флорентийской и членом болонской. Недаром он делал из дерева и пробки модели знаменитых в Европе зданий, в том числе — Луврской галереи в Париже и храма св. Петра в Риме. Объездив Италию, побывав во Флоренции, Тоскане, Парме, Венеции и др. местах, и вынужденный делать долги из-за неаккуратной присылки денег нашей Академии, он, по возвращении в Париж, опять жаловался на последнюю в своем представлении от 31-го октября (11-го ноября 1764 г.). Последствием этого было отношение академического конференц-секретаря Салтыкова к русскому посланнику в Париже, кн. Д. А. Голицыну, от марта 1765 г., с просьбой "взять на себя труд, исправя нужды его (Баженова) необходимые, отправить сюда на первых кораблях, дав ему на дорогу до С.-Петербурга, сколько, заблагорассудите, ему надобно, а Имп. Академия Художеств не преминет заплатить тот вексель в тое время, который изволите на имя оной выслать"; 20-го же июня состоялось определение Академического Совета в том смысле, что "бывшие прежде, Академией произведенные, адъюнкты... удостоены ныне быть академиками, произведенными в сие достоинство не тем образом, как конфирмованный Е. И. В. регламент повелевает, — по той причине, что они уже прежде были адъюнктами и хорошее поведение их и прилежность к трудам Академии известны... возвратившемуся же из чужих краев, бывшему адъюнкту Баженову, хотя на академическое достоинство диплом и утверждается, но определено задать ему программ, по которому он должен доказать знание свое, в чем он в отсутствие свое из России упражнялся, которую заданную работу окончивши, обязан он представить в Академическое Собрание для рассмотрения", а именно: "сочинить (по указанию Кокоринова) проект увеселительному дому величины посредственной, не более как 15-ть длины к 7-ми или 9-ти саженям ширины, а вышины — по пропорции, в два с половиною этажа, с отдельными двумя пропорциональными флигелями, 7-ми или 9-ти — длины, 5 сажень широты". Почему Академия отнеслась к Баженову строже, чем ко всем другим адъюнктам, и подвергла его еще раз испытанию — неизвестно, но Баженов с честью вышел и из этого искуса и в скором времени представил проект увеселительному Императорскому на Екатерингофском месте дому", с подробным объяснением всего устройства и расположения здания. Проект этот, вместе с представленными при нем рисунками (в общем 7 чертежей) и изъяснением, был "апробован" 3-го января 1766 г. и отдан на хранение в академический архив; стесненный же в средствах или недовольный академическими порядками художник перешел на службу архитектором при артиллерийской цалмейстерской конторе, с чином капитана, и, по повелению генерал-фельдцейхмейстера и над фортификациями генерал-директора, гр. Г. Г. Орлова, был командирован в феврале 1767 г. в Москву "для казенных артиллерийских надобностей". Между тем, Академия стала взыскивать с него данные ему заимообразно в августе 1765 г. — 200 руб., и израсходованные на его одежду к инаугурации — 95 руб. 47½ коп., тогда как Баженов, представленными по начальству документами, письмами президента и директора Академии своими счетами, доказывал, что, за вычетом даже этих сумм, Академия должна ему заслуженного им жалованья и за прочее со времени его пребывания в Италии еще 1567 руб. 82½ коп. Но этому поводу затеялась целая переписка между Академией Художеств и канцелярией главной артиллерии и фортификации, длившаяся почти два года и кончившаяся вычетами из жалованья Баженова — 248 руб. 47 коп., по одной трети от третного содержания. Особенную настойчивость во взыскании Академией этих денег можно отчасти объяснить начавшеюся уже тогда запутанностью ее материальных средств, когда назначенных на нее сумм не хватало на ее содержание и она входила все в большие и большие долги.


В Москве Баженов оставался около 2-х лет и в январе 1769 г. жил в Петербурге, где он строил здание арсенала на Литейной. К этому времени относится составленный им (1-го февраля 1770 г.), по Высочайшему повелению, проект огромного дворца на месте кремлевских стен, стоившего бы до 30000000 руб. Уже сделана была торжественная закладка этого колоссального сооружения 9-го августа 1773 г., причем Баженов говорил речь, попавшую, однако, в изданные Новиковым сочинения Сумарокова, его приятеля (т. II, стр. 267—275), и перепечатанную оттуда в "Московском Телеграфе" 1831 г. (ч. 41, № 17, стр. 115—127), а затем, в "Моск. Губ. Ведомостях" 1844 г. (прибавл. к № 47, при биографии Баженова); во дальше одной части, обращенной впоследствии в здание московского отделения архива инспекторского департамента военного министерства, да общего чертежа и модели, стоившей 60000 руб., дело не пошло, так как Императрица раздумала затрачивать требовавшуюся на осуществление ее мысли громадную сумму (модель была вытребована и 1800 г. из Москвы в Академию Художеств, но теперь находится в московской Оружейной палате). Какие вообще затруднения встречал Баженов при выполнении означенной постройки, мы узнаем из его писем 1773 г., к Екатерине II и Бецкому, в Государственном архиве: "Вверенное мне В. И. В. производство столь огромного в Москве здания, — писал он Императрице, — долженствовало, по званию моему, упражнять все мои мысли и тщание. Я обязан, однако ж, по несчастию, употребить, вместо того, большую, по моей непривычке, часть времени на чтение указов и писание моих представлений. Едва строение началось, а уже у меня стопы дел накопилось. Такое начало заставляет меня опасаться, чтоб сия переписка не сделалась со временем единственною моею работою и чтоб я, отстав потому совсем от своей должности, не был причиною какого либо несчастливого приключения. Сие опасение побудило меня прибегнуть к Монаршему В. И. В. престолу и всеподданнейше испрашивать, для освобождения меня от всяких переписок, Высочайшего Вашего соизволения, чтоб все от экспедиций поручено мне было впредь на словах и словесные ж мог я чинить ей требования и представлении"... В том же духе, но еще свободнее, Баженов писал и Бецкому, последствием чего был указ, освобождавший его от лишней переписки с экспедициями, во главе которых стоял генерал-поручик Измайлов, главный распорядитель предприятия, не отличавшиеся, однако, большою опытностью для такого дела. На сколько всегда нуждался, при этом, Баженов в деньгах, показывает продажа в 1776 г. его дома, на берегу р. Москвы, в средних Садовниках, в приходе церкви св. Софии, премудрости Божией, со всеми картинами и рисунками в нем, и имения его жены с. Покровское, Березовка тож, по обе стороны р. Хопра, в Завальном стане, в Пензенском уезде. После того, Екатерина II поручила Баженову постройку загородного дворца (в готическом вкусе) в с. Царицыне; но Императрица нашла это здание слишком мрачным и скучным, и оно было сломано, кроме некоторых малых отделений (летом 1785 г.). Затем еще принадлежали ему в Москве: здания арсенала и сената на Знаменке, дом Пашкова (ныне Румянцевский и Публичный музеи), колокольня при церкви Преображения или Всех Скорбящих Радости (1787 г.) и новый иконостас в церкви св. Иоанна Воинственника (1791 г.). В последнее время своего вторичного пребывания в Москве, Баженов задумал открыть художественный класс, как видно из рапорта московской управы благочиния, московскому главнокомандующему П. Д. Еропкину от 18-го февраля 1790 г., напечатанного в "Моск. Ведомостях" 1843 г. (№ 43, стр. 573—8).


Будучи одним из деятельнейших членов франкмасонского общества в Москве, Баженов занимался вербованием в него новых адептов и, между прочим, привлек на свою сторону В. К. Павла Петровича, который и вызвал его в Петербург в 1792 г. Посредничество между московскими масонами и наследником престола могло только усилить неудовольствие Императрицы на Баженова, расположение к которому было уже поколеблено постройкою Царицынского дворца, признанного ею неудачным. В Петербурге Баженов, кроме разных сооружений, занялся еще изданием сделанного с помощью Ф. В. Каржавина, "при модельном доме", "в пользу обучающегося юношества", русского перевода сочинения Марка Витрувия Поллиона "Об архитектуре", по французскому изданию, вышедшему с примечаниями Перо, — с прибавлением новых примечаний и многих чертежей, в 10 ч. (1790—1797 гг., в 4—ку). Назначенный в 1794 г. преемником президента Имп. Академии Художеств гр. А. И. Мусин-Пушкин предлагал Баженову поступить в Академию с званием адъюнкт-профессора, но тот, как видно из письма его к конференц-секретарю Чекалевскому, изъяснил графу, что не может вступить в Академию "в предлагаемом ему от нее достоинстве, ибо был давно адъюнктом". 8-го ноября 1796 г., тотчас по вступлении Павла Петровича на престол, Баженов был произведен из коллежских советников прямо в действительные статские и получил от Государя орден св. Анны 2-й ст. и 1000 душ крестьян. Из построек, произведенных им для Павла Петровича или по его поручениям, с самого переезда в Петербург, можно упомянуть: мясные, провиантские и сухарные магазины в Кронштадте, с печами собственного изобретения, и несколько казарм для морских служителей; инвалидный дом на Каменном острове с церковью Иоанна Предтечи, первый экзерциргауз близ Зимнего дворца и каменный корабельный сарай с двухэтажными мастерскими внутри Главного адмиралтейства в Петербурге, а также несколько училищ и, наконец, крепостцы и дворцы в Павловске и Гатчине. Михайловский, ныне Инженерный замок, строившийся под надзором архитекторов Соколова (1796 г.) и Бренны (1797 г.), и Казанский собор, сооруженный по плану архитектора Воронихина, были тоже первоначально проектированы Баженовым.


Под конец жизни, указом 26-го февраля 1799 г., он был назначен первым по времени вице-президентом Имп. Академии Художеств, пришедшей за продолжительное президентство устаревшего Бецкого в значительное расстройство, как в денежном, так и в воспитательном отношении, а вслед за тем адмиралом гр. Кушелевым объявлено Академии следующее Высочайшее повеление, 19-го марта того же года: "Под особенным смотрением вице-президента оной, д. ст. сов. Баженова, приступить немедленно к собранию всех больших зданий, в обеих столицах состоящих, как-то: дворцов, академии, корпусов и всякого рода казенных строений, равно загородных домов и таковых же партикулярных, кои, по хорошему вкусу своему и архитектуре, то заслуживать будут, присовокупляя к тому и все прожекты, каковые сделаны были для предполагаемых к действительному построению каковых либо зданий, но почему либо и не были построены, буде они, по важности предметов своих и архитектуре, заслуживают быть изданными в свет. В книгах оных должны быть каждому зданию или прожекту — план, фасад, профиль и подробное к оным описание с показаниями: как преимуществ, так и недостатков оных, когда и кем таковые здания произведены, а прожекты сочинены. Таковым образом все сие образовав, издавать под названием Российской Архитектуры — по частям, разделя оные на соразмерное обширности издания сего число томов, по примеру изданных Блонделем в увраже в лист парижских строений. Для сего Академия Художеств может требовать планы и другие сведения от всех мест". "Впрочем, — как прибавлялось в уведомлении гр. Кушелева, — Его Императорское Величество надеется, что Академия потщится сим полезным изданием поспешить, сколько возможно, о чем, для надлежащего исполнения, чрез сие И. А. X. сообщается". Одновременно с этим, извещался о том же и новый вице-президент. Вследствие этого, 21-го числа того же месяца, состоялось определение И. А. X. — послать требования в экспедицию Кремлевского строения и к архитектору Казакову о присылке в Академию: первою — конфирмованных Императрицею Екатериною планов Кремлевского дворца, вторым — всех имеющихся у него чертежей разным зданиям д. с. с. В. И. Баженова. Ответами были присылки: Казаковым — 34-х чертежей, планов и фасадов по строению в с. Царицыне дворца, которые и были отданы на хранение в Академический архив (в апреле т. г.), экспедицией же — сперва планы, потом 4 фасада с профилями для Кремлевского дворца, по снятии с них копий (в декабре 1800 г.). Но задуманное издание, к сожалению, так и не было приведено в исполнение. Та же участь постигла и "Примечания о Имп. Академии Художеств", представленные в апреле 1799 г. самому Императору Павлу І новым вице-президентом и удостоившиеся собственноручных замечаний Его Величества в Павловске в 27-й день мая того же года, почему они и попали в "Полное Собрание Законов" (№ 18981). Представляя свой доклад непосредственно Государю, помимо президента Академии, гр. Г. А. Шуазеля-Гуфье, Баженов писал в начале: "С того времени, как, по Высочайшему Вашему повелению, я действительно вступил в должность вице-президента И. А. X., имел я случай сделать разные примечания на сие, толико важное в Российской Империи, учреждение, — каковые всеподданнейше осмеливаюсь положить к подножию Монаршего престола, в той надежде, что, промеж других, отечеству полезных упражнений Вашего Императорского Величества, удостоятся и сии примечания высокомонаршего воззрения". Испытав на самом себе все академические неурядицы, оказавшиеся с самого начала основания нового учреждения, Баженов мог с полным знанием дела излагать Императору Павлу в 1799 г. следующие соображения: "более 30-ти лет уже (значит почти со времени дарования Екатериною ІІ-й Академии — "регламента" в 1764 г.) приметно стало, что от Академии Художеств желаемого успеха не видать... а причина сему та, что мы взялись неосторожно за воспитание, не сходственное с нравами национальными". Он советовал далее: "впредь не принимать малолетних в Академию Художеств, но отворять сие училище для всякого, желающего спознать художества"; затем, по его мнению, — "учителя и мастера художеств, пользующиеся академическим жалованьем, должны работу свою, какая бы она ни была, т. е. собственная или заказная, партикулярная или казенная, — делать в академическом классе, с такою же свободою, как в своей комнате, — сие будет тем полезнее для воспитанников, прибавлял он, что будет тогда кому поправлять их в рисунке и давать им мысли". Коснувшись также и материальной стороны дела причем он прямо указывал на возможные источники дохода и на некоторые меры к поднятию академического благосостояния, Баженов замечал относительно недостатка в художественных пособиях, что "Академия с благодарною радостью приимет дар Монарший, есть ли благоугодно будет В. И. В. повелеть: отбракованные картины с эстампами, которых есть великое число во дворцовых кладовых, не стоящее того, чтоб украшать Царские чертоги, да отдадутся Академии Художеств, где они могут служить еще с величайшею пользою для воспитанников". Однако Император Павел Петрович, выражая соизволение и одобрение на те или другие предложения вице-президента, последнее из них — "за нужное не находил", а Высочайше дозволял: "для обучения воспитанников, в пользу их, снимать копий с оригинальных картин и эстампов, в галереях Императорских находящихся". Возвращая Баженову его "примечания", Государь объявил ему в своем рескрипте, нижеследующее: "С большим удовольствием вижу употребление, которое делаете вы из известных мне талантов и способностей ваших по части художеств, всякого одобрения достойное. Продолжайте таковые упражнения, вам отличную похвалу приносящие, уверяясь в том, что усердие и труды ваши мне всегда будут приятны и приобретут вам мое благоволение". Но, за скорою смертью Баженова, все осталось в Академии по-старому.


После него осталось много чертежей, планов и записок, которые почитатели его таланта хотели собрать вместе и издать в свет, но какие-то обстоятельства помешали им в этом. Кроме архитектуры, Баженов занимался и живописью.


"Архивные дела И. А. X.": 1770 г. № 3; 1799 г., №№ 43 и 46, и президентские — 1824 г., № 49 б. (формул.); Мин. Имп. Двора 1756—1799 гг.: оп. 190, № 44; оп. 521, №№ 55, 113, 196; оп. 25, № 30; оп. 50, № 58; оп, 47, № 107—278; оп. 511, № 66, (долги Б.); оп. 43, № 161 (1805 г., дочь его); оп. 1417, № 12, и оп. 1422, № 9—19; Госуд. Архива, св. № 8. — Печатные источники до 1876 г. указаны в І т. "Справ. Словаря о русс. писат. и ученых" Геннади, кроме: "Сборника матер. для истории И. А. Х.", П. Н. Петрова, т. І, и "Указателя к нему", А. Е. Юндолова, "Друга Просвещ.", 1805 г., II, 139—145 ("Продолж. нового опыта истор. словаря о русс. писат."), и "СПб. Вед.", 1835 г., № 42, с. 167; "Русс. Инвал.", 1835 г., № 48 стр. 191 (ст. для "Энциклоп. Словаря" Плюшара); "Москвитян.", 1842 г., ч. V, с. 162—165; 1844 г., ч. V, с. 181—183; 1851 г., ч. III, отд. І, с. 43; "Русс. Инвал.", 1860 г., № 179, с. 683 (фельет.); "Историко-статист. свед. о СПб. епарх.". 1869 г., с. 129; "Голос", 1877 г., № 62.


Н. Собко.


{Половцов}






Баженов, Василий Иванович


— художник-архитектор, сын церковника одной из придворных кремлевских церквей, воспитанник И. А. X. с основания ее и первый ее пенсионер, отправленный за границу. Род. 1 марта 1737 г. в Москве и ум. в СПб. 2 авг. 1799 г., в должности вице-президента Академии художеств. Б. имел природный талант к искусству, который обнаружил еще в детстве, срисовывая всякого рода здания в древней столице. Эта страсть к рисованию обратила на Б. внимание архитектора Димитрия Ухтомского, принявшего его в свою школу. Из школы Ухтомского Б. перешел в Акад. худож. Здесь он оказался знающим архитектуру настолько, что учитель этого искусства, С. И. Чевакинский, сделал талантливого молодого человека помощнивом своим при постройке Николаевского морского собора. В сент. 1759 г. Б. был отправлен для окончательного развития таланта в Париж. Поступив в ученики к профессору Дювалю, Б. занялся деланьем моделей архитектурных частей из дерева и пробки и выполнил несколько моделей знаменитых зданий. В Париже, напр., сделал он, со строгой пропорциональностью частей, модель Луврской галереи, а в Риме — модель храма св. Петра. Изучение архитектуры на моделях привело Баженова к изучению труда римского архитектора Витрувия. По возвращении в Россию, живя в Москве, Б. составил полный перевод всех 10-ти книг архитектуры Витрувия, напечатанный в 1790—1797 гг. в Петербурге, в типографии И. А. Х. Основательно знакомый со своим искусством теоретически, Б. был одним из лучших практиков-строителей своего времени, отличаясь столько же искусством планировки, сколько и изяществом формы проектируемых зданий, что показал при самом возвращении своем в отечество, к торжеству "инаугурации" здания Академии художеств (29 июня 1765 г.). Ему принадлежала декорация главного фасада здания с Невы. Проект здания нынешнего дворца в екатерингофском парке, с оранжереями, зверинцем, каруселями и прочими затеями роскоши того времени, сочинен был Б. по академической программе, на степень профессора. Выполнение признано было советом Академии вполне достойным, но автор проекта оставлен в звании академика, которое получено им три года раньше, в бытность за границей. Эта несправедливость заставила Б. взять увольнение от академической службы, и князь Г. Г. Орлов определил его в свое артиллерийское ведомство главным архитектором, с чином капитана. В этой должности Б. построил в Петербурге здание арсенала на Литейной ул. (теперь здание судебных учреждений), и в Москве, в Кремле, здание арсенала и сената по Знаменке, дом Пашкова (теперь Московский румянцевский музей), а в окрестностях столицы — дворец в Царицыне и Петровский дворец, строенный Казаковым, — его помощником. В Кремле, вместо стен, служащих оградой святынь и дворцов, Баженов проектировал сплошной ряд зданий, которым была сделана торжественная закладка, по воле Екатерины II, на самом деле, однако, и не думавшей осуществлять затею искусного зодчего. Императрице в конце Турецкой войны нужно было дать пищу для толков о затрате десятка миллионов на грандиозный дворец, и художнику дана тема, которая на модели была им разработана с большим талантом. Эффект получился надлежащий, но сооружение отложено и потом оставлено совсем. Такая же судьба постигла а Царицынский дворец Б. Екатерина, летом 1785 года, приехала на три дня в древнюю столицу, посетила работы по сооружению дворца в Царицыне и, найдя его мрачным, повелела прекратить постройку. Баженов не получил другого назначения, и, оставшись без всяких средств к существованию, открыл художественное заведение и занялся частными постройками. Перемена в его служебной карьере и немилость Екатерины объясняется его сношениями с кружком Новикова, который поручил ему доложить наследнику цесаревичу o выборе его московскими масонами в верховные мастера. В этих сношениях с цесаревичем Екатерина подозревала политические цели, и гнев ее на Б. обрушился раньше, чем на других, но дальше исключения из службы дело не пошло, а в 1792 г. он был принят вновь на службу по адмиралтейств-коллегии и перенес свою деятельность в Петербург. Б. строил на Каменном острове дворец и церковь наследнику и проектировал разные специальные постройки для флота в Кронштадте. По вступлении на престол, Павел I назначил его вице-президентом Академии худ. и поручил ему составить проект Михайловского замка, приготовить собрание чертежей русских зданий для исторического исследования отечественной архитектуры и, наконец, представить объяснение по вопросу: что следовало бы сделать, чтобы сообщить надлежащий ход развитию талантов русских художников в Академии художеств. Баженов с жаром принялся выполнять милостивые поручения монарха, покровителя отечественного искусства, и многое бы, без сомнения, мог сделать, если бы смерть совершенно неожиданно не пресекла его жизнь.


{Брокгауз}





Баженов, Василий Иванович


(Bagenof) — гравер на меди; гравировал в Главном штабе карты. Его работы:


1. "Видъ Северозападной стороны Троицкаго Зеленецкаго монастыря... Усердием же настоятеля монастыря сего Архимандрита Иннокентия с братиею 1824 года. Рис. Арх. A. Макушев. — Гр. В. Баженов". 5.1 х 18.6. С монограммой *** 2—30. 29 таблиц в издании: "Собрание | рисунков платья, белья и других вещей употребляемых для больных в Градской Обуховской Больнице | в С.-Петербурге. | 1830 года. I Издано при Министерстве Внутренних Дел. | Рис. с натуры К. Лукин. — Гр. B. Баженов". — Атлас в огромный лист в длину, состоящий из заглавного листа и 28 гравированных резцом таблиц.


{Ровинский}





Баженов, Василий Иванович


архитектор, 1-й вице-президент Имп. А. X., пис.; р. 1737 г., † 1799 г.


{Половцов}





Баженов, Василий Иванович


(1737—1799) — знаменитый архитектор. Сын дьячка. По окончании Славяно-греко-латинской Академии в Москве, поступил в 1751 в Архитектурную школу кн. Д. В. Ухтомского; в 1758 был отправлен в Петербург в только что основанную Академию художеств. Здесь он работал вначале под руководством С. И. Чевакинского, а с 1759 — у Валлен Деламота; осенью следующего года был отправлен Академией для усовершенствования в Парижскую академию, где в 1762 получил звание архитектора. В 1762 Б. отправился в Италию. В 1765, по возвращении в Петербург, получил поручение строить Каменно-островский дворец. Всесильный фаворит Григорий Орлов, покровительства которого искал Б., назначил его капитаном артиллерии и поручил ему постройку арсенала на Литейной (сгоревшее в 1917 здание Окружного суда; выстроено в 1768—69). Близость с Орловым дала возможность Б. встречаться с Екатериной II, которую он увлек грандиозным проектом дворца стоимостью в 30 млн. руб., долженствовавшего занять весь Московский Кремль. В 1769 Б. приступил к изготовлению чертежей и огромной деревянной модели дворца. Тогда же было приступлено к сломке ряда кремлевских сооружений, башен и части стен. В 1773 модель была закончена и состоялась закладка дворца. Однако, в следующем году все работы были приостановлены, и гигантское сооружение Б. осталось только в модели, обошедшейся в 60 т. руб. и хранящейся ныне в Московском политехническом музее. В 1775 Б. получил поручение строить для Екатерины дворец в Царицыне, под Москвой, в "готическом вкусе". Однако и с этой постройкой ему не повезло: Екатерина признала ее "слишком мрачной". В 1785 Б. получил приказ сдать все дела по постройке своему помощнику М. Ф. Казакову, которому императрица велела строить новый дворец, тоже готический, сломав прежний. Б. переселился из Царицына в Москву, где открыл Архитектурную школу. В 1792 он был вызван Павлом в Петербург, где по его поручению построил ряд зданий, не сохранившихся до нашего времени. В 1799 был назначен вице-президентом Академии художеств. В 1790—94 Б. выпустил перевод франц. издания книги Витрувия "Об архитектуре". За четверть века своего пребывания в Москве Баженов выстроил значительное число домов для тогдашних магнатов. Из них сохранились следующие: 1) павильон "Эрмитаж" в Кускове; 2) дом гр. Разумовского на Воздвиженке (позднее Шереметьева, где помещался Охотничий клуб, ныне Музей Красной армии и флота, 1770); 3) дом кн. Голицына в М. Казенном п. (позднее Александровская больница, теперь больница Мосздравотдела, 1780-е гг.); 4) дом Юшкова (Училище Живописи, Ваяния и Зодчества, ныне Вхутемас, 1780); 5) дом б. Долгова на 1-й Мещанской; 6) западная часть Скорбященской церкви на Б. Ордынке с колокольней (1783—90). Из построек в Царицыне Б. принадлежат все готические сооружения, кроме главного здания дворца, выстроенного Казаковым. Жизнь и творчество Б. свидетельствуют о его исключительной одаренности. Сохранившиеся постройки, прекрасные проекты и, особенно, изумительная модель Кремлевского дворца — показывают, что он был мастером, равным по знаниям и размаху величайшим западным его современникам.



Лит.: Петров, П. Н., Сборник материалов для истории СПб Академии художеств за сто лет, ч. I, примечания. Примеч. 25-е, СПб, 1864; Собко, П., Биография Б., в Русском биографическом словаре; Грабарь, И., История русского искусства, т. III, гл. XIX, М., 1912.


И. Грабарь.





Баженов, Василий Иванович


(1737—1799) — Учился в команде архитектора Д. В. Ухтомского, затем в Московском университете. Окончил Академию художеств, стажировался во Франции и Италии. Академик Римской, Болонской и Флорентийской академий. В 1765 г. получил звание академика Императорской Академии художеств. С 1767 г. работал в Москве, в Экспедиции Кремлевского строения. Автор неосуществленного проекта Кремлевского дворца (с 1767 г. — проектирование, в 1775 г. строительство прервано). В 1796 г. вице-президент Академии художеств.

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008