в Афинах так называлась крытая галерея, где заседал архонт - басилей (царь - отсюда "басилион"). Позже - греко-римское общественное здание для собраний, приспособлений к богослужению. Как тип храма сложилась к IV веку, завоевав признание по всей территории Римской, а затем и Византийской империи благодаря простоте конструкции, которая в то же время обеспечивала хорошую видимость и слышимость происходившей внутри здания службы. Типичная базилика представляла собой прямоугольное в плане строение, к которому с восточной стороны примыкала алтарная часть - полукруглая апсида (от греч. "свод"). Интерьер прямоугольного зала делился на 3 - 5 продольных частей - нефов колоннами или столбами, причем центральный неф был обычно шире и выше остальных и покрыт двухскатной черепичной крышей. Перекрытия боковых нефов были односкатными. В верхней части стен среднего нефа, возвышавшихся над перекрытиями боковых, устраивали ряд окон, чем обеспечивалось хорошее освещение главного зала, где проходили основные богослужебные церемонии. В стенах апсиды иногда тоже были окна, как правило, три, что соответствовало символу Троицы. Вход в базилику вел с западной стороны, через "прихожую" - нартекс. Над боковыми нефами внутри храма на втором этаже иногда размещались помещения второго яруса - хоры (гинекей), куда с низу вела каменная лестница, пристроенная к стене. К концу XX века в Херсонесе было открыто в общей сложности 13 базилик, располагавшихся преимущественно на площадях в центре города и вдоль берега моря. Самые ранние из них были построены, очевидно, в V веке, подавляющее большинство остальных в конце VI - начале VII века, время своеобразного "архитектурного бума" в городе, и одна в XII веке, в то время, когда такой тип зданий больше не возводили.