акт причисления к лику блаженных в католичестве. Рассматривается церковью как «низшая ступень», определенный этап в процессе подготовки к канонизации. Б. осуществляет папа римский.
БЕАТИФИКАЦИЯ
БЕАТИФИКАЦИЯ
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
Беатификация
от лат. beatus — блаженный и facere — делать) — в католич. церкви акт причисления к блаженным. Официальной категорией канонич. права б. была признана папой Урбаном VIII в 1635 г. С этого времени б. стала рассматриваться как низшая ступень при подготовке к канонизации (акт причисления к святым). В своей основе б. имела практику канонизации, сложившуюся в Средневековье, когда существовало два разряда святых: канонизированные рим. папами и объявленные святыми местными церквами. Право на б. принадлежит папам римским.
Лит.: Bredero А.Н. Christendom and Christianity in the Middle Ages. Grand Rapids, 1994.
Лит.: Bredero А.Н. Christendom and Christianity in the Middle Ages. Grand Rapids, 1994.
Источник: Средневековый мир в терминах, именах и названиях. 1999
Беатификация
лат. beatificatio от лат. beatus, «счастливый, благословенный») — причисление умершего к лику блаженных в католической церкви. Не следует путать с канонизацией, в ходе которой происходит причисление праведника к лику святых
Разграничение между беатификацией и канонизацией было введено в 1642 году папой Урбаном VIII. С этого же времени беатификация является необходимым этапом для начала процесса канонизации. Первая беатификация по новым канонам была проведена в отношении Франциска Сальского в 1663 г. папой Александром VII. Папа Бенедикт XIV установил главный набор требований к процессу беатификации:
проверка ортодоксальности сочинений (если есть),
оценка проявленых добродетелей,
наличие факта чуда, произошедшего после смерти кандидата по молитвам к нему (это требование необязательно для мучеников).
Реформы процесса беатификации также проводились папами Павлом VI и Иоанном Павлом II.
Ход процесса
Процесс беатификации начинает, как правило, епархия, на территории которой расположена могила праведника. Епархия представляет кандидатуру в Ватикан и получает от Святого Престола решение «nihil obstat» (отсутствуют возражения) на начало процесса беатификации. С этого момента умершего официально именуют титулом «слуга Божий». Обычно решение «nihil obstat» дается не ранее чем через пять лет после смерти праведника, однако папа может своим решением сократить этот срок или вообще отменить. Наиболее известными случаями отмены пятилетнего срока были решения пап по кандидатурам блаженной Терезы Калькуттской и папы Иоанна Павла II.
Далее создается инициативная группа, начинающая сбор материалов о жизни умершего человека и свидетельств о его жизни и посмертных чудесах, своего рода досье на кандидата. Досье должно включать свидетельства о праведной жизни кандидата и о чудесах, совершившихся по его заступничеству. Информация о чудесах обязательно должна быть проверена специальной медицинской комиссией. Также собираются доказательства об отсутствии незаконного культа, так как до провозглашения человека блаженным разрешены лишь личные формы почитания праведника. Инициативная группа назначает постулатора — человека, компетентного в учении Церкви и богословии, который будет представлять кандидатуру будущего блаженного на епархиальном уровне и, позднее, в Ватикане.
Следующим этапом является епархиальный процесс, в ходе которого епископ и специальная комиссия рассматривают досье, и, в случае положительного вердикта, передают его в Ватикан.
В Ватикане, в свою очередь, проводится некое подобие судебного процесса, на котором рассматриваются как доводы сторонников беатификации слуги Божьего, так и доводы ее противников (последних до 1983 г. назначали в обязательном порядке и называли «адвокатами дьявола»). Если процесс завершается в пользу кандидата, то дело рассматривает ватиканская конгрегация по делам святых. Окончательное решение о причислении слуги Божьего к лику блаженных принимает папа.
В ходе торжественного провозглашения нового блаженного, которое обычно (но не всегда) проходит в соборе святого Петра в ходе торжественного богослужения открывается покрытая тканью икона блаженного и поется гимн «Te Deum».
Разграничение между беатификацией и канонизацией было введено в 1642 году папой Урбаном VIII. С этого же времени беатификация является необходимым этапом для начала процесса канонизации. Первая беатификация по новым канонам была проведена в отношении Франциска Сальского в 1663 г. папой Александром VII. Папа Бенедикт XIV установил главный набор требований к процессу беатификации:
проверка ортодоксальности сочинений (если есть),
оценка проявленых добродетелей,
наличие факта чуда, произошедшего после смерти кандидата по молитвам к нему (это требование необязательно для мучеников).
Реформы процесса беатификации также проводились папами Павлом VI и Иоанном Павлом II.
Ход процесса
Процесс беатификации начинает, как правило, епархия, на территории которой расположена могила праведника. Епархия представляет кандидатуру в Ватикан и получает от Святого Престола решение «nihil obstat» (отсутствуют возражения) на начало процесса беатификации. С этого момента умершего официально именуют титулом «слуга Божий». Обычно решение «nihil obstat» дается не ранее чем через пять лет после смерти праведника, однако папа может своим решением сократить этот срок или вообще отменить. Наиболее известными случаями отмены пятилетнего срока были решения пап по кандидатурам блаженной Терезы Калькуттской и папы Иоанна Павла II.
Далее создается инициативная группа, начинающая сбор материалов о жизни умершего человека и свидетельств о его жизни и посмертных чудесах, своего рода досье на кандидата. Досье должно включать свидетельства о праведной жизни кандидата и о чудесах, совершившихся по его заступничеству. Информация о чудесах обязательно должна быть проверена специальной медицинской комиссией. Также собираются доказательства об отсутствии незаконного культа, так как до провозглашения человека блаженным разрешены лишь личные формы почитания праведника. Инициативная группа назначает постулатора — человека, компетентного в учении Церкви и богословии, который будет представлять кандидатуру будущего блаженного на епархиальном уровне и, позднее, в Ватикане.
Следующим этапом является епархиальный процесс, в ходе которого епископ и специальная комиссия рассматривают досье, и, в случае положительного вердикта, передают его в Ватикан.
В Ватикане, в свою очередь, проводится некое подобие судебного процесса, на котором рассматриваются как доводы сторонников беатификации слуги Божьего, так и доводы ее противников (последних до 1983 г. назначали в обязательном порядке и называли «адвокатами дьявола»). Если процесс завершается в пользу кандидата, то дело рассматривает ватиканская конгрегация по делам святых. Окончательное решение о причислении слуги Божьего к лику блаженных принимает папа.
В ходе торжественного провозглашения нового блаженного, которое обычно (но не всегда) проходит в соборе святого Петра в ходе торжественного богослужения открывается покрытая тканью икона блаженного и поется гимн «Te Deum».
Источник: Католическая энциклопедия в 4 т. 2002