БЕХИСТУНСКАЯ НАДПИСЬ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское]

БЕХИСТУНСКАЯ НАДПИСЬ
надпись др.-перс. царя Дария I (522 — 486 до н.э.), высечен. на скале Бехистун (на терр. совр. Ирана, прибл. в 100 км на З. от Хамадана). Явл. одним из важнейших политич. документов Др. Востока. Состоит из т.н. Большой надписи и ряда малых, помещен. над изображен. в рельефе фигурами. Первая распадается на три больших текста с одним и тем же содержанием, написан. соотв. тремя родами клинописи на трех яз.: др.-перс. (5 столбцов текста), эламском (3 столбца) и вавилонском. Над столбцами перс. текста помещен огромный рельеф, изображ. сцену суда Дария над побежд. противниками — Гауматой и др. Позднее сюда была добавл. еще одна фигу-ра — пленен. в Ср. Азии вождя саков-массагетов — Скунхи. По содержанию Б. н. представляет офиц. версию событий, развернувш. в ахеменидской державе после смерти Кира II, преимуществ. в 522 — 519 до н.э., сообщая о восстании мага Гауматы, об убийстве последн. заговорщиками из среды перс. знати и воцарении Дария I, о последовавших затем восстаниях и подавлении их Дарием. В добавлен. позднее 5-м столбце перс. текста говорится о третьем восстании в Эламе и походе в Ср. Азию.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

БЕХИСТУНСКАЯ НАДПИСЬ
надпись др.-перс царя Дария I (522-486 до н. э.), высеченная на скале Бехистун (на терр. совр. Ирана, прибл. в 100 км на З. от Хамадана). Является одним из важнейших политич. документов Др. Востока. Состоит из т. н. Большой надписи и ряда малых, помещенных над изображенными в рельефе фигурами. Первая распадается на три больших текста с одним и тем же содержанием, написанных соответственно тремя родами клинописи на трех языках: др.-перс. (5 столбцов текста), эламском (3 столбца) и вавилонском.

Над столбцами перс. текста помещен огромный рельеф, изображающий сцену суда Дария над побежденными противниками - Гауматой и др. Позднее сюда была добавлена еще одна фигура плененного в Ср. Азии вождя саков-массагетов - Скунхи.

Копии Б. н. найдены в Египте (на арамейском яз.) и Вавилоне. Впервые стала доступной для науки после то го, как Г. Роулинсон в 1835-47 списал ее полностью. В России впервые была изучена О. И. Сенковским. Новый просмотр. Б. н. произведен в 1948 Камероном.

Дешифровка клинописи перс. текста послужила затем исходным пунктом для чтения всего клинописного письма Др. Востока. Б. н. сыграла важную роль и в иран. языкознании, дав, наряду с др. надписями Ахеменидов, значит. материал для изучения древней стадии иран. языков. Эламский текст (т. н. "надписи второго рода") открыл возможности для чтения письм. памятников древнего Элама, хотя грамматич. строй эламского яз. до сих пор. еще не поддается точному определению.

По содержанию Б. н. представляет офиц. версию событий, развернувшихся в ахеменидской державе после смерти Кира II, преимущественно в 522-519 до н. э., сообщая о восстании мага Гауматы, об убийстве последнего заговорщиками из среды перс. знати и воцарении Дария I, о последовавших затем восстаниях и подавлении их Дарием. В добавленном позднее 5-м столбце перс. текста говорится о третьем восстании в Эламе и походе Дария в Ср. Азию. Б. н. представляет своего рода манифест Дария I, она показывает события конца 6 в. до н. э., в к-рых принимали участие широкие нар. массы, в частности восстание в Маргиане (область совр. Мары, Туркм. ССР) и в Армении. В § 14 Б. н. говорится о политике Гауматы и Дария I по отношению к кара - "народу-войску".

Лит.: Струве В. В., Поход Дария I на саков-массагетов, "ИАН", сер. ист. и филос., 1946, т. 3, No 3; Абаев В. И., Перевод перс. текста Большой, или Бехистунской, надписи. в кн.: Хрестоматия по истории Древнего мира, под ред. В. В. Струве, 2 изд., т. 1, M., 1950, с. 255-63; Тюрии В. О., К устаноолению значения социально-экономич. терминов Бехистунской надписи, в сб.: Тр. Ин-та языкознания АН СССР, т. 6, M., 1956 (см. библ.).

В. О. Тюрин. Тула.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976