Бейерен

Найдено 1 определение
Бейерен
, Абрахам ван (Beyeren, Abraham van) 1620 или 1621, Гаага — 1690, Оверсхи близ Роттердама. Голландский живописец. Один из крупнейших мастеров голландского натюрморта XVII в. Предположительно учился в Гааге у натюрмортиста П. де Пюттера, на дочери которого женился во второй раз. Творчески активный, ищущий художник не нашел должного признания у современников, его произведения не пользовались успехом; он неоднократно переезжал из города в город, работал в Лейдене (1638), в Гааге (1639—1657 и 1663—1668, с 1640 — член гильдии живописцев), в Делфте (с 1657), Амстердаме (с 1669), Алкмаре (с 1674) и в Оверсхи (с 1678). Один из основателей общества живописцев "Confreria pictura" в Гааге в 1656. Уже первые Завтраки Бейерена, близкие своим демократическим характером и скромным составом предметов к традиции харлемской школы (Клас, Хеда), превосходили работы ранних голландских натюрмортистов широтой и смелостью живописи, построенной на сочной гамме коричневых, красных, желтых и белых тонов, и типичным для Бейерена внутренним динамизмом (Завтрак, 1642, Москва, Гос. музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина; Завтрак с ветчиной, 1653, Мюнхен, Старая пинакотека; Натюрморт, 1650-е, Берлин, Гос. музеи). С 1650-х натюрморты Бейерена с изысканным набором богатых вещей, наделенных разнообразной и виртуозно переданной фактурой, в изобилии заполняющих пиршественные столы, покрытые атласной или бархатной скатертью, приобрели роскошный характер. Их яркая зрелищность усиливалась элементами архитектуры (колонна, ниша), отдернутым занавесом, насыщенными светло-желтыми, красными, зелеными, фиолетовыми красками (Десерт, Амстердам, Рейксмузеум). Бейерен писал также цветы, фрукты, битую дичь, натюрморты типа Vanitas (аллегория Бренности), морские пейзажи, но более всего он известен новым, живописно свободным решением традиционного для Голландии XVII в. жанра рыбного натюрморта. Изображение рыб — источника благосостояния страны — появляется в творчестве мастера в 1650-е и не только преобладает в его многих работах, выдержанных в зеленовато-коричневых тонах (Морские рыбы и краб, Гаага, Маурицхейс; Рыбы на столе, Рыбы, Рыбы в корзине, все — Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж), но и порождает особый тип картины, сочетающей рыбный натюрморт с морским пейзажем (Рыбы на берегу, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж). В маринах, навеянных произведениями Я. ван Гойена, Бейерен стремился передать насыщенный влагой воздух, динамику морской стихии. В слиянии ненастного и ветреного морского пейзажа со сваленным на берегу крупным уловом — мокрыми серебристыми телами рыб, крабами, устрицами — создается необычный и запоминающийся образ. То, что в голландском и фламандском рыбном натюрморте XVII в. почти не был выражен теологический или морально-нравоучительный символический подтекст, оказалось созвучным жизнеутверждающему искусству мастера.
Лит.: Gelder H. E. van. W. C. Heda, A. van Beyren, W. Kalf. Amsterdam, 1941; Bergstrom J. Dutch Still-life Painting in the Seventeenth Century. London; New York, 1956.
Т. Каптерева

Источник: Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. 2006