— караимский ученый и учитель, живший в 19 в. Его отец, Авраам Бейм, сначала был богатым коммерсантом в Одессе, но, обеднев, сделался хазаном местных караимов. Он относился дружелюбно к раввинистам и предоставлял в их распоряжение свою богатую редкими рукописями библиотеку. Так, Пинскер подробно описывает древний рукописный сборник караимских молитв, полученный им от вдовы Авраама Б. (Ликкуте Кадмониот, II, 137 сл.). Готлобер знакомством с караимской литературой был также обязан книгам, которые ему предоставлял Авраам Б. (Биккорет ле-толдот га-караим, 206). — Б. родился в 1817 г. и был учеником Мордехая Султанского (см.). Сначала он состоял хазаном караимской общины г. Кале в Крыму и содержал там училище для караимских детей, в котором обучал не только еврейским, но и общеобразовательным предметам — явление дотоле небывалое среди караимских учителей. После смерти отца он занял его место в Одессе. В 1866 году Бейм, по предложению императорского Географического общества, изготовил 12 деревянных изображений караимских типов старого поколения в оригинальных костюмах и лично привез их в Петербургский музей. Но в Петербурге он заболел и умер в 1867 году. — Соломон Бейм знал много восточных и европейских языков, был выдающимся проповедником, отличался добротой и терпимостью и, один из немногих караимских ученых, платил дань требованиям времени, стараясь облегчить своим единоверцам бремя отягчающих законов, чем вооружал против себя фанатнков. Подобно отцу своему, и он дружелюбно относился к раввинистам, о чем в особенности свидетельствует его проникнутое духом мира и братства письмо, помещенное в газете "Гамелиц" за 1861, № 17. Кроме того, в печати появилось его поэтическое обращение к его учителю, Султанскому, приложенное к сочинению последнего "Иосиф Даат" (Евпатория, 1858). На русском яз. Б. напечатал статью о караимах в "Новороссийском календаре" 1859 г., проповедь по случаю открытия памятника гр. Воронцову в Одессе и небольшую брошюру под заглавием "Память о Чуфут-кале" (Одесса, 1862), в которой повторяет фантазии Фирковича о древности караимской секты и поселении ее в Крыму в царствование Камбиза. — Его брат, Исаак бен-Авраам Б., бывший после него хазаном в Одессе, напечатал новым изданием книгу "Адерет Элиагу" (Одесса, 1870). Его сын, Моисей бен-Соломон Б., хазан караимов в Москве (1900 г.) — Ср.: Готлобер, "Гамагид", VIII (1864), № 20—21; idem, םיאדקה תודלותל תדקנ, 206; Fürst, Geschichte des Karäerthums, III, 139—40; Пигит, לאומש תדגא (Петербург, 1894), стр. 2 и сл.; Прик, "Беседы о караимстве" (Одесса, 1902), 116 сл.; Is. Broydé, в J. Е. II, 646.
С. П.
{Евр. энц.}