Бекетов Платон Петрович

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Бекетов Платон Петрович

Бекетов, Платон Петрович, известный иконограф и издатель (1761 - 1836), родился в Симбирске, учился в Казани, вместе с двоюродным братом своим - баснописцем Дмитриевым , затем его отвезли в знаменитый московский пансион Шадена, где товарищем Бекетова был Карамзин , с которым он, кроме того, состоял в дальнем родстве. Недолго послужив в гвардии, Бекетов с 1798 г. поселился в Москве, всецело отдавшись своей страсти к собиранию и изданию портретов и книг. В 1801 г. он завел собственную типографию, которая считалась лучшей в Москве, и из которой вышел целый ряд изданий русских авторов - Хераскова , Радищева , Богдановича , Гнедича , Жуковского и др., тщательно редактированных самим издателем. Он же был издателем печатавшегося у него журнала: ""Друг Просвещения"" (1805). - Ср. ""Роспись книгам, напечатанным иждивением типографа Пл. Б."" (М., 1806). Но больше всего интересовался Бекетов иконографией. Задумав издать собрание ""портретов знаменитых Россиян"", Бекетов не жалел никаких издержек на приобретение подлинных портретов, живописных и гравированных, и составил огромную коллекцию - много сотен экземпляров. Для гравирования их он создал целую школу пунктирных граверов, состоявшую из Алексея Осипова и гравировавших под наблюдением его: Милова, Федора Алексеева, Шишкина, Н. Иванова, Маслова, Храмцова и др. Они награвировали пунктирной манерой более 300 досок, правда, очень посредственных в художественном отношении, но чрезвычайно замечательных в отношении иконографическом, благодаря тому, что сам Бекетов выбирал оригиналы для воспроизведения вполне достоверные. Издать в свете, однако, немного пришлось Бекетову. В 1801 г. он выпустил ""Пантеон Российских авторов"" (4 тетради в лист по 5 портретов, с текстом Карамзина, М., 1801) и только через 20 лет собрался издать ""Собрание портретов россиян, знаменитых по своим деяниям, воинским и гражданским, по учености, сочинениям, дарованиям или коих имена почему другому сделались известными свету, с приложением их кратких жизнеописаний"" (М., 1821 - 24, в большую четверку). Это издание было рассчитано на 4 части, по 50 портретов в каждой, но вышла только одна часть, состоящая из 5 тетрадей по 10 портретов в каждой и посвященная деятелям XVII и начала XVIII века. Успеха предприятие Бекетова не имело, и в свете было выпущено лишь незначительное количество экземпляров. Но материал был заготовлен Бекетовым для всего издания, и по смерти его драгоценная коллекция из 306 медных досок была приобретена за 8 1/2 тысяч братьями Киреевскими. Последние не дали ей надлежащего употребления. Через 6 лет (в 1843 г.) они вторично тиснули некоторое количество экземпляров 1-й части ""Собрания"", портретов 5 изготовили и продавали отдельно; затем выпустили ""Изображения людей знаменитых или чем-нибудь замечательных, принадлежащих по рождению или заслугам Малороссии"" (М., 1844, 42 портрета) и ""Портреты именитых мужей российской церкви"" (Б., 1844, 40 портретов). Так как многие портреты повторяются в этих двух собраниях и, кроме того, уже раз фигурировали в ""Пантеоне российских авторов"", то в общем из бекетовских досок службу сослужили не более одной трети, остальные 200 частью незаменимых досок бесследно попали и только в качестве величайшей библиографической редкости у торговцев иной раз попадаются пробные оттиски с некоторых из них. Кроме портретов, Бекетов издал еще ""Описание в лицах торжества, происходившего в 1626 г., февраля 5, при бракосочетании Г. Ц. и В. К. Михаила Федоровича с Г. Ц. Евдокиею Лукьяновною из рода Стрешневых"" (М., 1810, в лист, 62 рис.). В 1811 г. Бекетов был избран председателем только что основанного тогда ""Общества истории и древностей российских"". До 1823 г. Бекетов занимал председательское кресло общества и, по словам Строева : был его ""душою и двигателем"". В ""Трудах и Летописях"" общества он напечатал: ""О серебре Ярославле"" (в т. II); ""Мнения о генеалогическом древе г. Шагубатова"" (в т. III) и три ""Речи"", читанные в торжественных собраниях общества (т. I, II и III). - Ср. С.А. Венгеров ""Критико-биографический Словарь"", т. II; ""Словарь Русского Исторического Общества"", т. II, и ""Старые годы"".

Источник: Биографический словарь. 2008

Бекетов, Платон Петрович

Бекетов Платон Петрович



иконограф и издатель, почетный член московского университета и обществ: испытателей природы и любителей российской словесности, род. 11 ноября 1761 г. в Симбирске, ум. 6 января 1836 г. в Москве. Первоначальное образование он получил в частных пансионах, сначала в Симбирске, а потом в Казани, где обучался вместе с своим двоюродным братом, баснописцем Дмитриевым. После Пугачевского бунта, Бекетов продолжал образование в Москве, в пансионе Шадена, вместе с Карамзиным, которому приходился родственником, хотя и дальним. По окончании образования, Бекетов поступил в военную службу, в гвардию, откуда вышел в отставку, с чином премьер-майора. В 1798 г. он поселился в Москве и занялся литературой — главным образом, собиранием и изданием портретов и книг. К литературе Бекетов чувствовал влечение с детства. Уже в 1780 г. в "С.-Петерб. Вестн.", появились его переводы: 1) Иль пенсеро, или Мысли Мильтоновы (с французского) и 2) Размышления одного человека, которые можно почесть предсказанием. Там же напечатаны в 1780 г. и его стихи к портрету Вольтера. Несколько стихотворений его помещено в "Приятном и полезном препровождении времени", в 1794 г. В 1801 г. Бекетов завел собственную типографию, в которой печатались, между прочим, сочинения Богдановича, Гнедича, Жуковского, Василия Пушкина, Хераскова, Радищева, тщательно редактированные Бекетовым. В то же время он был одним из издателей "Друга Просвещения", который печатался в его типографии. Задумав издать собрание "Портретов знаменитых Россиян", Бекетов добыл несколько сотен подлинных живописных и гравированных портретов и для гравирования образовал из своих крепостных людей школу пунктирных мастеров, которые, под его руководством, награвировали более 300 досок. В 1801 г. он выпустил, с текстом Карамзина, "Пантеон российских авторов" — 4 тетради в лист, по 5 портретов в каждой; сюда вошли портреты: Бояна, Нестора, Никона, Артамона Матвеева, царевны Софии Алексеевны, Феофана Прокоповича, Симеона Полоцкого, кн. Кантемира, Ломоносова и др. Затем, в 1821—1824 гг. Бекетов издал первую часть "Собрания портретов, россиян знаменитых по своим деяниям воинским и гражданским, по учености, сочинениям, дарованиям, или коих имена по чему другому сделались известными свету, в хронологическом порядке, с приложением их кратких жизнеописаний". Издание предполагалось в пяти частях, но не имело успеха, и потому издатель ограничился выпуском только одной части. После его смерти награвированные медные доски были куплены братьями И. В. и П. В. Киреевскими, которые в 1844 г. издали: 1) "Изображения людей знаменитых или чем-нибудь замечательных, принадлежащих по рождению или заслугам Малороссии" (42 портрета) и 2) "Портреты именитых мужей Российской церкви". Кроме того, в 1810 г. Бекетов издал "Описание в лицах торжества, происходившего в 1626 г., февраля 5, при бракосочетании Михаила Феодоровича с Евдокиею Лукьяновною, из рода Стрешневых" (62 рис.). В 1811 г. Бекетов был избран председателем основанного в том году московского общества истории и древностей российских и занимал это место до 1823 г. Он обогатил библиотеку общества старинными рукописями, книгами и монетами. В "Трудах и Летописях" общества помещены его сочинения: "О сребре Ярославле" (II, стр. 124—134), "Мнение о генеалогическом древе г. Шагубатова" (III, стр. 119—123) и три речи, в разное время произнесенные им в качестве председателя и посвященных текущим делам общества (I, 1—24, II, 106—108 и III, 109—112). Погребен Бекетов в Новоспасском монастыре. После него осталось много древних рукописей, книг и автографов.


Словари: Венгерова, Толя, Березина, Геннади, Андреевского, Клюшникова, Старчевского, митр. Евгения, Снегирева и Ровинского (Словарь гравир. портр. и Словарь граверов). — "Истор. Вестн.", 1884 г., кн. 6, стр. 499. — Роспись Смирдина, №№ 5, 2683, 2904 и 6120. — Венгеров (а за ним и Андреевский) показал Бекетова родившийся в 1776 г., и сам же обнаружил неверность такого указания, говоря, что Б., "мальчиком" в 1780 г." напечатал перевод: Иль пенсеро, или Мысли Мильтоновы. У Березина и Старчевского бытность Бекетова председателем общества истории и древностей российских определена с 1810 по 1820 г. Но устав помянутого общества утвержден 21 января 1811 г., и первое заседание, под председательством Бекетова, состоялось 13 марта 1811 г. ("Труды" I, 1—24). Из "Трудов" общества видно, что в 1823 г., Бекетов состоял председателем общества и оставил в этом году председательство по болезни.


{Половцов}





Бекетов, Платон Петрович


— знаменитый иконограф и издатель; род. в Симбирске 11 ноября 1776 г.; учился в местном пансионе и Казани, вместе с двоюродным братом своим — баснописцем Дмитриевым, затем его отвезли в знаменитый моск. пансион Шадена, где товарищем его был Карамзин, с которым он, кроме того, был в дальнем родстве. Недолго послужив в гвардии, Б. в чине премьер-майора вышел в отставку и с 1798 г. поселился в Москве, всецело отдавшись своей страсти к собиранию и изданию портретов и книг. В 1801 г. он завел собственную типографию, которая считалась лучшей в Москве и из которой вышел целый ряд изданий русск. авторов — Хераскова, Радищева, Богдановича, Гнедича, Жуковского и др., тщательно редактированных самим издателем. Он же был издателем печатавшегося у него журнала "Друг Просвещения" (1805). Ср. "Роспись книгам, напечатанным иждивением типогр. Пл. Бекетова" (М., 1806). Но больше всего интересовался Б. иконографией. Задумав издать собрание "портретов знаменитых россиян", он не жалел никаких издержек на приобретение подлинных портретов, живописных и гравированных, и составил огромную коллекцию — много сотен экземпляров. Для гравирования их он создал целую школу пунктирных граверов, состоявшую из Алексея Осипова и гравировавших под смотрением его: Милова, Федора Алексеева, Шишкина, Н. Иванова, Маслова, Храмцова и др. По большей части это были крепостные люди, как его собственные, так и купленные им у др. помещиков. Они награвировали пунктирной манерой более 300 досок, правда, очень посредственных в художественном отношении, но чрезвычайно замечательных в отношении иконографическом благодаря тому, что сам Б. выбирал оригиналы для воспроизведения вполне достоверные. Издать в свете, однако, немного пришлось Б. В 1801 г. он выпустил "Пантеон Российских авторов" (4 тетради в лист по 5 портретов, с текстом Карамзина, М., 1801) и только через 20 лет собрался издать "Собрание портретов россиян, знаменитых по своим деяниям, воинским и гражданским, по учености, сочинениям, дарованиям или коих имена почему другому сделались известными свету, с приложением их кратких жизнеописаний" (М., 1821—24, в большую четверку). Издание это рассчитано было на 4 части, по 50 портретов в каждой, но вышла только одна часть, состоящая из 5 тетрадей по 10 портретов в каждой и посвященная деятелям XVII и самого начала XVIII века. Успеха предприятие Б. не имело, и в свет было выпущено лишь незначительно количество экземпляров. Но материал был заготовлен Б. для всего издания, и по смерти его драгоценная коллекция из 306 медных досок, на изготовление которых бескорыстный издатель потратил столько энергии и денег, была приобретена за 8 ½ тысяч братьями Киреевскими. Но последние не дали ей надлежащего употребления. Через 6 лет (1843 г.) они вторично тиснули некоторое количество экземпляров 1-й части "Собрания", портретов 5 изготовили и продавали отдельно; затем выпустили "Изображения людей знаменитых или чем-нибудь замечательных, принадлежащих по рождению или заслугам Малороссии" (М., 1844 г., 42 портр.) и "Портреты именитых мужей российской церкви" (М., 1844 г., 40 портретов). Так как многие портреты повторяются в этих 2-х собраниях и, кроме того, уже раз фигурировали в "Пантеоне российск. авторов", то в общем из бекетовских досок службу сослужили не более одной трети, остальные 200 частью незаменимых досок бесследно пропали и только в качестве величайшей библиографической редкости у торговцев иной раз попадаются пробные оттиски с некоторых из них. Кроме портретов, Б. издал еще "Описание в лицах торжества, происходившего в 1626 г. февраля 5, при бракосочетании Г. Ц. и В. К. Михаила Федоровича с Г. Ц. Евдокией Лукьяновной из рода Стрешневых" ( М., 1810, в лист, с 62 рис.). Занятия иконографией, предполагающие в известной степени знание истории и археологии, создали Б. такую репутацию учености, что в 1811 г. он был избран председателем только что основанного тогда "Общества истории и древностей российских". Это была дань серьезного уважения к его личности, так как обыкновенно на подобного рода должности выбирались люди высокочиновные. Целых 12 лет, до 1823 г., Б. занимал председательское кресло Общества и, по словам Строева, был его "душой и двигателем". В "Трудах и Летописях" Общества он напечатал: "О сребре Ярославле" (в т. II); "Мнения о генеалогическом древе г. Шагубатова" (в т. III) и три "Речи", читанные в торжественных собраниях Общества (т. I, II и III). Умер Б. 6 янв. 1836 г. на своей даче под Симоновым, в которой постоянно жил. Ср. "Критико-биогр. словарь" Венгерова, т. II.


{Брокгауз}





Бекетов, Платон Петрович


(Platon Beketof) — известный собиратель и издатель русских портретов; родился 1761 г. в Симбирске, откуда перевезен, во время Пугачевского бунта, в Москву. Здесь учился вместе с Карамзиным в пансионе Шадена. Служил в гвардии, дослужился до чина премьер-майора; в 1807 году завел в Москве свою типографию и предпринял несколько изданий с русскими портретами, для гравирования которых составил в Москве целую школу граверов, из крепостных своих людей, под наблюдением Алексея Осипова. Этими мастерами были награвированы для Бекетова более 300 русских портретов с разысканных им достоверных оригиналов. Издания Бекетова по этой части подробно поименованы в моем Словаре русских гравированных портретов, т. IV, стр. 93—97, 226, 254, 427, 451, 452, 470, 480, 567, 569.


Бекетов имел очень недурное собрание гравюр иностранных мастеров и сам учился гравированию у Осипова. В моем собрании есть листок его работы, гравированный с большим вкусом карандашной манерой, с подписью: "Gravé par Platon Beketow en 1805", скопированный с какого-нибудь иностранного оригинала; на нем представлены два певца, один в профиль, другой прямолично; последний держит в руках ноты и орет во все горло; оба в завитых париках; 6.6 х 5.6. В собрании Виктора Ив. Касаткина (издателя Биографич. записок 1861 г.) эта гравюра Бекетова была в пробном отпечатке, прежде всякой подписи.


{Ровинский}





Бекетов, Платон Петрович


почетн. член. Моск. унив., писатель; 1761, † 1836 г.


{Половцов}





Бекетов, Платон Петрович


(1761—1836) — знаменитый книгоиздатель начала 19 в., имевший собственную типографию, издавший сочинения Богдановича, Гнедича, Жуковского, Радищева, Хераскова. Приступил к изданию большой серии "Портретов знаменитых Россиян". Вышла только часть — 50 портретов в пяти тетрадях.

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008