, Макс (Beckmann, Max) 1884, Лейпциг — 1950, Нью-Йорк. Немецкий живописец и график. Учился в художественной школе Веймара (1900—1903). В 1903—1906 совершил поездки в Париж, Женеву, Флоренцию. В начале творческой деятельности был далек от новаторских начинаний авангарда, входил в состав правления консервативного "Берлинского сецессиона" (1910—1911). В живописи 1906—1914 преобладает религиозная и мифологическая тематика (Распятие Христа, 1909, частное собрание). В крупноформатных полотнах, изображающих современные катастрофы, стремился продолжить традиции Жерико и Делакруа (Эпизоды гибели Мессины, 1909; Гибель "Титаника", 1912, обе — Сент-Луис, Художественный музей). Во время Первой мировой войны служил санитаром в Восточной Пруссии, затем в Бельгии. Пережитые ужасы кровавой бойни радикально изменили характер живописи Бекмана. Художник выработал собственный вариант экспрессионизма. Тесное пространство его композиций заполняют сильно вытянутые, конвульсивно изогнутые фигуры, выражающие физические и моральные страдания; холодные, мертвенно-бледные цвета усиливают ощущение удушливой, невыносимой атмосферы. Характерный и наиболее известный пример бекмановского экспрессионизма — картина Ночь (1918—1919, Дюссельдорф, Художественное собрание земли Северный Рейн-Вестфалия), написанная под впечатлением разгула насилия, воцарившегося в Берлине после ноябрьской революции 1918. В 1920-х Бекман примыкал к направлению "новой вещественности". В 1925—1933 был профессором Штеделевского института искусств во Франкфурте-на-Майне (уволен по распоряжению нацистских властей). В его живописи 1920—1930-х преобладает символика, построенная на христианских образах и сюжетах античной мифологии (Шарманщик, 1935, Кельн, Музей Людвига). В 1939 эмигрировал в Амстердам, а в 1947 — в США, где занимался преподавательской деятельностью сначала в Вашингтоне, а затем в Нью-Йорке.
Лит.: Beckmann M. On my Painting. New York, 1941; Fischer F. W. Der Maler Max Beckmann. Koln, 1972; Fisher F. W. Max Beckmann: Symbol und Weltbild. Munchen, 1972; Lackner S. Max Beckmann. New York, 1977.
В. Крючкова
0.00 байт