, Фрэнсис (Bacon, Francis) 1909, Дублин — 1992, Мадрид. Английский живописец. Не получив специального образования, начинал свою деятельность как дизайнер по мебели и оформлению интерьеров. В период пребывания в Париже (1927—1929), под впечатлением от новаторского творчества Пикассо, начал заниматься живописью. В 1934 состоялась его первая персональная выставка в Лондоне. В течение последующих 10 лет ничего не писал и в начале 1940-х уничтожил почти все свои ранние работы. В 1950-х сложилась его индивидуальная художественная манера. Образный мир Бэкона возникает на стыке двух противоположных способов формообразования: рационального конструирования и спонтанного, импульсивного образотворчества. В пустых статичных пространствах, ограниченных идеально гладкими поверхностями, расчерченных линиями аксонометрических и перспективных построений, разыгрываются взрывоподобные живописные события: из красочного месива рождаются мучительно искаженные человеческие фигуры, появляются загадочные, патетически жестикулирующие персонажи. Конфликтное столкновение этих антиномий воспроизводит не только противоречия сознания и человеческого творчества, но и особенности современной цивилизации, в которой при всей рациональности социальных и материальных структур развиваются неконтролируемые, катастрофические процессы. В стерильные пространства бэконовских картин включены характерные изобразительные детали (голые электролампы, зашторенные окна, зеркала, шнуры с микрофоном, вращающиеся кресла и табуреты, оптические приборы и фарфоровые чаши), вызывающие ассоциации с обстановкой медицинских клиник, операционных, гостиничных номеров, офисов, тюремных камер. Человеческие (или человекоподобные) существа, словно насильственно загнанные в эти коробки, прикованные к стульям и кушеткам, мучительно корчатся в приступах клаустрофобии, страха, невыносимой боли (триптих по мотивам поэмы Т. С. Элиота Суини-борец, 1967, Вашингтон, Музей Хиршхорн; Фигура в движении, 1985, частное собрание). Многие из этих мотивов, словно стихийно возникших из красочных сгустков, тем не менее имеют реальные прообразы: Бэкон пользовался фотографиями, запечатлевшими сцены насилия, массовых беспорядков, врожденных уродств и болезненных увечий (Эскиз человеческой фигуры в движении, 1965, Амстердам, Музей Стеделийк; Няня из фильма "Броненосец “Потемкин”", 1957, Франкфурт-на-Майне, Штеделевский институт искусств). Бэкон многократно обращался к теме Распятия, разрабатывая ее в монументальных триптихах, напоминающих старинные трехстворчатые алтари. В центре этих композиций — изображения истерзанной плоти, бессильно распростертой на низком постаменте или восстающей в немом крике (Три этюда к Распятию, 1962, Нью-Йорк, Музей С. Гуггенхейма; Распятие, 1965, Мюнхен, Гос. галерея современного искусства). На периферии этих сцен возникают зловещие фигуры, похожие одновременно на тайных соглядатаев, гангстеров-палачей и чиновников, то ли вершащих расправу, то ли протоколирующих преступление. В триптихах Бэкона при отсутствии сюжетного развертывания возникает своеобразная кинематографическая последовательность, при которой каждое полотно фиксирует разные ракурсы одной пластической темы или которая высвечивает отрывочные стадии скрытого от глаз события (Три этюда мужской спины, 1970, Цюрих, Кунстхауз; Этюды человеческого тела. Триптих, 1970, Мадрид, частное собрание). В иносказательной живописи Бэкона современный мир лабораторий, научных экспериментов, бюрократической организации и технического совершенства оборачивается кошмаром пыточных камер, шоковыми вспышками темных инстинктов, губительным брожением хаотичных, неуправляемых сил.
Лит.: Фрэнсис Бэкон. Живопись: Каталог выставки. М., 1988; Deleuze G. Francis Bacon: Logigue de la sensation. Paris, 1981; Leiris M. Francis Bacon, face et profil. Barcelona, 1983; Sylvester D. Brutality of Fact: Interviews with Francis Bacon. London, 1987.
В. Крючкова
БЭКОН
БЭКОН
1. (Bacon), Натаниел (2.1.1642 - 2.X.1676)-руководитель восстания 1676 мелких землевладельцев в Виргинии - англ. колонии в Сев. Америке. Б. родился в Англии в обедневшей аристократич. семье. На родине получил юридич. образование. В 1673 эмигрировал в Сев. Америку и на полученные от родителей деньги основал 2 небольшие плантации около Ричмонда. Вскоре Б. вошел в состав совета при губернаторе Виргинии. В 1676 возглавил Виргинское восстание 1676. Умер в разгаре восстания, как считали до последнего времени, от тропической лихорадки; в новейших исследованиях амер. историков доказывается, что Б. был отравлен подосланными убийцами. 2. (Bacon), Фрэнсис (22.1.1561 - 9.IV.1626) - английский гуманист и философ, родоначальник англ. материализма и вообще опытных наук новейшего времени (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 2, с. 142). Сын лорда-хранителя печати при Елизавете I. Окончил Кембриджский университет. Неск. лет пробыл в Париже при англ. после, затем имел юридич. практику в Лондоне. С 1584 - чл. парламента. При Якове I стал лордом-хранителем печати и канцлером Англии и был пожалован титулами барона Веруламского и виконта Сент-Олбанского. В 1621 по требованию парламента был присужден к штрафу и тюремному заключению по обвинению во взяточничестве и др. злоупотреблениях. Последние годы жизни всецело посвятил науч. деятельности. Б. был идеологом буржуазии и нового дворянства эпохи первонач. накопления. В филос. работах (главная - "Новый Органон", 1620) резко критиковал схоластику и разработал индуктивный метод познания человеком природы. В социально-политич. взглядах был сторонником абсолютной монархии англ. типа: сильный король должен опираться на парламент (представительный орган для утверждения налогов и принятия законов); "... совещания не только не унижают, а скорее возвеличивают монарха" ("...Опыты и наставления нравственные и политические", 1597; рус. пер., М., 1954, с. 85). Б. заметил упадок в Англии феод. дворянства и возвышение буржуазии и нового дворянства: "высшее дворянство" ведет паразитич. образ жизни, материально оскудело и стремится к ослаблению монархии, поэтому королю следует держать его "на почтительном расстоянии" от власти; "дворяне второго ранга" активны в хоз. деятельности и являются опорой королев. власти, потому что предотвращают через парламент превращение этой власти в деспотизм и держат народ в покорности. Б. придавал большое значение успехам экономич. развития Англии, а из буржуазии особо выделял купечество. Он оправдывал (морально) обогащение и пропагандировал его пути, характерные для эпохи первонач. накопления, - предпринимательство в земледелии и ремесле, колониальную экспансию, торговлю и мореплавание, ростовщичество, монополии. В соответствии с этим предлагал кодификацию англ. права. Б. утверждал, что простой народ - источник смут и его нужно держать в покорности; экономич. процветание Англии - верное средство уничтожить материальные причины мятежей - голод и нищету. В "Истории Генриха VII" возвеличил 3 королей периода абсолютизма - Генриха VII в Англии, Фердинанда в Испании и Людовика XI во Франции; следуя своему методу познания, широко использовал в этой работе различные ист. док-ты и др. источники. Большой интерес представляет написанная Б. в конце жизни (ранее 1617) и оставшаяся неоконченной "Новая Атлантида" (рус пер., М., 1954). Среди утопий, возникших в период раннего капитализма, она занимает особое место. Начертанная Б. программа всемерного развития экономич. мощи страны и важная роль в этом науки и технич. усовершенствований отражали интересы растущей буржуазии и нового дворянства, паяния к-рых Б. сумел облечь в привлекат. форму обще-человеч. интересов. Красной нитью через это произв. Б. проходит мысль о необходимости подчинения знания практич. нуждам. Лит.: Шупина В. М., Взгляды Фр. Бэкона на право, мораль и церковь, "Уч. зап. Моск. обл. пед. ин-та", 1955, т. 22, Gibson R. W., Francis Bacon, a bibliography of his works and of Baconiana to the year 1750, Oxf., 1950. Ю. M. Сапрыкин. Москва.