Бекташи

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

БЕКТАШИ
дервишский орден, основанный в Турции X. Бекташи в XV в. Официально закрыт в 1826-м, однако существовал до 1925 г., затем центр в Албании. Б. — наименование члена ордена.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

Бекташи
( турец. – твердый, как камень) – дервишский орден в султанской Турции. Основателем его считается Хаджи Бекташи Вели, живший в 12 в. в Малой Азии. Верования и обряды бекташи сложились из элементов шиизма и христианства. В подражание христианской троице бекташи признают мусульманскую троицу – Аллах, Мухаммед, Али. В 14 – 16 в.в они усилили свое влияние на янычар, посещали их казармы, являлись их духовными наставниками. Бекташи пустили глубокие корни в Турции, помимо которой обосновались также в Албании. См. Христианство, Шиизм.

Источник: Антропо-этнографический словарь. Учебное пособие.

Бекташи
члены дервишского ордена, возникшего в Малой Азии в 12 или 13 вв. (название по имени полулегендарного основателя - дервиша Хаджи Бекташи). Верования и обряды бекташей сочетают элементы шиизма и христианства (культ Али, почитание 12 шиитских имамов, вера в Троицу, состоящую из Аллаха, Мухаммеда и Али, причащение вином, хлебом и сыром, обет безбрачия). Бекташи были покровителями янычар. После ликвидации дервишских орденов в Турции (1925 г.) центр бекташей переместился в Албанию, где находились их монастыри и глава ордена.

Источник: Исторический словарь

БЕКТАШИ
члены дервишского ордена, возникшего в М. Азии в 12 или 13 вв.; орден получил название по имени его предполагаемого основателя, полулегендарного дервиша Хаджи Бекташи, легендарная биография к-рого составлена не ранее 15 в. Верования и обряды Б. являются смесью разнородных элементов, воспринятых из мусульм. (преим. шиитского) и христ. сектантства (культ Али, почитание 12 шиитских имамов, а также мучеников, вера в троицу, состоящую из аллаха, Мухаммеда и Али, нечто вроде причащения вином, хлебом и сыром, исповедь наставнику, обет безбрачия). Это объяснялось совместным участием мусульм. и христ. сектантов стран Бл. Востока в антифеод. восстаниях. С 15 в. до 1826 пользовались большим влиянием в Османской империи, где орден Б. был покровителем янычар. После ликвидации дервишских орденов в Турции (1925) центр Б. перешел в Албанию, где Б. имеют свои монастыри и где находится глава их ордена.

Лит.: Choublier M., Les Bektachis et la Roum?lie, "Rev. ?tudes islamiques", 1927, ann?e 1, cahier 3; Kingsley Beige, The Bektashi order of derviskes, L., 1927; Jokl N., Die Bektaschis von Nairn Be Frasheri, "Balkanarchiv", 1926, Bd 2.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

Бекташи
суфийский орден, зародившийся в Малой Азии. Основателем ордена является Хаджи Бекташ Вали (645/1208–738/1270). Цепь духовной преемственности (сильсила) этот орден возводит к потомкам Али ибн Абу Талиба. Хаджи Бекташ родился в Нишапуре (Иран). В 680 году он, по рекомендации Ахмада Йасави, переехал в Анатолию, где снискал себе популярность. Многие аспекты жизни и мировоззрение Хаджи Бекташа неизвестны. Его также считают автором некоторых сочинений, которые не сохранились до наших дней. После Хаджи Бекташа его последователи образовали самостоятельный суфийский орден. Большую роль в деле становления бекташизма сыграл БалимСултан (X/XVI век), которого бекташи считают вторым учителем (пир ас–сани). Учение бекташизма распространилось в основном среди сельских жителей. Учение ордена является тайным, бекташи стремятся не посвящать чужих людей в дела своей общины. Они придают особое значение «сокрытым» эзотерическим аспектам религии. Даже свои коллективные собрания и распевание громких зикров они практиковали только для «посвященных» членов ордена. В этом они приближались к таким крайним сектам, как исмаилитынизариты (батиниты). Также как крайние секты шиизма, они считали Али ибн Абу Талиба воплощением Бога. Кроме того, они особо почитали 12 шиитских имамов, справляли траур по погибшим членам Ахль аль–Бейта (семьи пророка) в первые десять дней месяца мухаррам, плохо отзывались о Праведных халифах Абу Бакре, Омаре, Османе, о жене пророка Мухаммада Аише. Эти традиции также совпадали с вероучением шиитов. Анатолийские бекташи не скрывали того, что являются приверженцами шиитской правовой школы джафаритов. Учение бекташизма является синкретическим и заимствовало многие положения различных исламских сект и даже других религий–христианства, ламаизма, тюркского шаманизма. В отличие от других суфийских сект они не имели четкого понятия о духовном пути. Бекташи не считали соблюдение положений ортодоксального Ислама обязательными для посвященных в тайны этого ордена. Они даже отрицали ежедневные пятикратные молитвы и омовения, пили вино и разрешали своим последователям некоторые деяния, запрещенные Шариатом. Некоторые из них верили в переселение душ, боговоплощения. Пропаганда идей бекташизма имела большой успех в корпусе янычар, которые длительное время играли большую роль в политической жизни Османской империи. Именно по этой причине бекташизм сумел развиваться в условиях ортодоксального суннитского большинства в государстве. Другой причиной популярности пропаганды бекташей была их литература и обрядность, которая была на простом турецком языке, понятном для простых людей. Синкретический характер учения ордена сделал его понятным для христианского населения Балканского полуострова и Венгрии, где было много их последователей. К периоду правления турецкого султана Махмуда II янычарский корпус стал откровенно реакционным институтом и был уничтожен им в 1826 году. После этого все представители ордена бекташи подверглись преследованиям. Их лидеры были казнены, а все имущество было конфисковано. Все структуры, обители, недвижимость бекташей были переданы представителям ордена накшбенди. В связи с преследованиями, последователи бекташизма эмигрировали в Албанию, которая стала новым их центром. Несмотря на то, что при султане Абдул Маджиде (1839–1861) бекташи частично вернули себе утраченные позиции, тем не менее, былой популярности им обрести не удалось. Более того, в этот период в их среде произошли междоусобицы, которые привели к распаду бекташизма на различные враждующие между собой группировки. В 1925 году власти республиканской Турции полностью запретили в стране деятельность ордена бекташи. В Албании они действовали до 1967 года. В Турции до сегодняшнего дня остались малочисленные последователи этой секты. Последователи бекташизма делятся на две большие группы. 1. Челяби, которые возводили свою родословную к Хаджи Бекташу Вали. Эта ветвь была распространена в Анатолии; 2. Бабаган, которые утверждали, что у Хаджи Вали Бекташа не было семьи и не могло остаться потомства. Эта ветвь была распространена в европейских владениях Османской империи. Между челеби и бабаганами часто вспыхивали конфликты и они открыто враждовали друг с другом. Ученики (мюриды) ордена разделялись на пять групп: 1. Мухибы–прошедшие обряд посвящения в орден. Для этого необходимо было получить рекомендацию от двух бекташей. 2. Дервиши–поступившие в орден после посвящения, и своими делами доказавшие свою приверженность ему. Они носили специальные головные уборы (тадж) и хирки. 3. Баба–титул, данный мюриду халифом ордена. Они могут воспитывать мухибов и дервишей. 4. Муджаррады, которые не имеют своей семьи и дали обет безбрачия. Это наиболее близкая степень к халифу. Для посвящения в муджаррады, существовал специальный закрытый обряд, где посвященному протыкали правое ухо для ношения специальной серьги. Муджаррады носили свои таджы. Если была необходимость, то из среды баба назначался халифа. Для этого нужно было получить рекомендацию одного баба и трех муджаррадов. Халифы также носили особые таджи. Бекташизм оказал большое влияние на развитие турецкой литературы, музыки.

Источник: Исламский энциклопедический словарь. 2007

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
0.00 байт

Социальная роль братства бекташи в XVI-XVII вв. В источниках и литературе

Аверьянов Юрий Анатольевич