Белецкий, Зиновий Яковлевич
Белецкий не оставил философских работ, но критиковал философские труды других. Он писал письма И.В. Сталину о недостатках коллективного труда «История философии», том третий (1943), книги Г.Ф. Александрова «История западноевропейской философии» (1946). Вместе с тем Белецкий поддерживал ненаучную концепцию Т.Д. Лысенко о наследственности, изменчивости и видообразовании. Говоря о Белецком, Сталин сказал:
– Неряха, но человек думающий…
И.В. Сталин выступил против обвинений в адрес Белецкого. В 1946 И.В. Сталин предложил Белецкому подготовить к печати «Учебник логики» (1897) профессора Г.И. Челпанова.
Однако до сих пор некоторые историки философии преувеличивают роль Белецкого в принятии Постановления ЦК ВКП(б) 1944 об ошибках в освещении немецкой классической философии в третьем томе «Истории философии» и в проведении по указанию Секретариата ЦК ВКП(б) философской дискуссии 1947.
(1901—1969) — проф. филос. Род. в г. Лазуки Сиротинского р-на Витебской обл. В 1919 г. вступил в ряды РКП(б). В 1925 окончил мед. ф-т МГУ, затем — Ин-т Красной профессуры. В 1929—1932 — зав. кафедрой филос., в 1932—1933 зам. директора Ростовского-на-Дону гос. ун-та. В 1933— 1934 — директор Рост.-на-Дону ин-та марксизма-ленинизма. В 1929 удостоился звания проф. С 1934 по 1943 — ст. н.с и бессменный секретарь парторганизации ИФ АН СССР. С 1943 по 1953 — рук. кафедрой диа-лектич. и ист. материализма филос. ф-та МГУ, в последующие годы жизни являлся зав. кафедрой филос. гуманит. ф-тов МГУ, затем Моск. инж.-экон. ин-та. Хотя Б. было опубликовано всего три-четыре статьи, однако это не помешало ему оказать значительное влияние на судьбы сов. филос. 40—50-х гг., стать "возмутителем" спокойствия, прослыть "вульгаризатором марксизма" и не быть, тем не менее, подвергнутым остракизму, преследованиям, а, напротив, пользоваться поддержкой ЦК и Политбюро партии. Достаточно сказать, что по инициативе Б. в 1944 было принято Постановление ЦК ВКП (б) по III тому "Истории философии", посвященному гл. обр. нем. класс. филос. Более того, Б. оказался единственным сов. философом, осмелившимся подвергнуть негласной критике нек-рые идеи Ленина и Энгельса и перенести центр внимания с изучения истории филос. на марксизм. Возникновение последнего он расценивал как "революционный переворот в философии". По его словам, "не с вершины истории философии можно понять марксизм, а, наоборот, лишь с т. зр. марксизма можно понять и объяснить всю прошлую философию" (ВФ. 1947. № 1. С.318—319). Отсюда вывод: филос. марксизма как теор. выражение коренных интересов трудящихся не м.б. (как предполагал Ленин) продолжением, "синтезом предшествующих философских учений, а их полным, коренным преодолением" (Там же. С.319). Исходя из того, что новые идеи возникают не из предшествующих (хотя последние и играют роль "мыслительного материала"), а из конкретно-ист. условий соц. жизни об-ва, Б. считал совершенно неприемлемым положение Ленина о том, что идеология науч. социализма возникает вне рабочего движения, что она привносится в него только извне, из внеэкон. борьбы. Хотя он и политизировал филос., тем не менее явился, фактически, родоначальником социол. знания в сов. филос. идеи о соц. обусловленности не только обществ.-науч. познания, но в нек-рой степени и естественно-науч. Вместе с тем результатом преимущественной ориентации на соц. среду и политизации филос. явилась поддержка Б. антинауч. концепции Т.Д.Лысенко о наследственности, изменчивости и видообразовании. Однако политизация филос. для Б. вовсе не означала "увязывания" отвлеченных филос. проблем с текущей политикой, как это было в обычае сов. философов, а представляла собой установку на объяснение того или иного филос. учения в связи со своим временем и об-вом. С этой т. зр. незачем "критиковать Фалеса за то, что он за начало всего брал воду... Нельзя также критиковать Дидро за то, что его материализм не был диалектич." (Там же. С.324). Иначе говоря, маркс. подход к истории филос. он считал конкретно-ист., а не абстрактно-телеологическим, рассматривающим прошлые учения как подготовительные ступени к совр. филос., будь то филос. Гегеля или Маркса. Существо материалистич. диалектики (и материалистич. понимания истории) Б. видел в ориентации на анализ и уразумение конкретно-ист. действительности, избавляющей от навязывания последней умозрительных конструкций, всеобщих надисторических схем.
Ф.Кессиди
Соч.
: Идейно-философские основы правого уклона // Северо-Кавказский большевик. 1930; Сеченов и Павлов // ПЗМ. 1942; Лекции по историческому материализму. М., 1954.