Белелюбский, Николай Аполлонович - известный русский инженер, родился в Харькове в 1845 г.; кончив курс в таганрогской гимназии (1862) и затем в институте инженеров путей сообщения, по окончании которого был оставлен при нем в качестве репетитора (1867), в 1873 г. был избран экстраординарным профессором по кафедре строительной механики, а впоследствии и ординарным профессором. Кроме того, он же руководил работами студентов по проектированию дипломных мостов. Белелюбский преподавал также строительную механику и строительное искусство в горном институте и в институте гражданских инженеров. С 1895 г. профессор Белелюбский читает курс испытания материалов в институте инженеров путей сообщения и в высшем художественном училище при Академии Художеств, а с 1906 г. на высших женских политехнических курсах. Практическая деятельность Белелюбского выразилась, главнейшим образом, составлением проектов большого числа мостов, причем для большинства из них применена в России раньше, чем в других государствах, предложенная профессором Белелюбским конструкция свободных поперечных балок. Из мостов упомянем: Александровский через Волгу у Сызрани (13 пролетов по 50 сажень, общая длина 695 сажень), через Днепр у Екатеринослава (15 пролетов по 39 сажень), через Уфу и Белую на Самаро-Златоустовской железной дороге, через Иртыш, Тобол, Ишим, Обь и др. на Сибирской железной дороге, через Дон на Юго-восточных железных дорогах, через Бузань (рукав Волги) у Астрахани, через Волгу у Свияжска (6 пролетов по 75 сажень, ныне строится). Заслуживает внимания одна из первых работ профессора Белелюбского - замена деревянных мостов железными на Николаевской железной дороге (1869 - 1881). Городские и шоссейные мосты: через реку Мсту в Боровичах, через Днепр в Смоленске, через Вилию в Вильне, через Русановский проток в Киеве и через Неман у Олиты. Организованная профессором Белелюбским механическая лаборатория института инженеров путей сообщения в настоящее время получила значение центральной станции для механического исследования строительных материалов. Белелюбский, в качестве представителя лаборатории, участвовал в выработке принятых в России новейших правил и условий приемки строительных материалов - цемента, металлов и т. п. и состоит с 1884 г. деятельным членом международных совещаний и конгрессов по установлению однообразных способов испытания строительных материалов, являясь представителем от России в совете международного общества испытания материалов. С деятельностью лаборатории за первые 10 лет ее существования можно познакомиться из сочинения Белелюбского: ""Механическая лаборатория"" (1875 - 86, в ""Сборнике Института Инженерных Путей Сообщения"", VII), а в 1906 г. изданы труды по исследованию рельсовой стали. Другие труды Белелюбского касаются расчета и проектирования мостов: перевод сочинения Лесля и Шюблера ""Расчет ферм железных мостов"" (2 части), из которых первая напечатана в ""Журнале министерства путей сообщения"" 1868 г., а вторая отдельно в 1871 г.; ""Строительная механика"" (лекции, 1895); брошюры на русском и немецком языках по разным вопросам мостовой практики; таблицы для подбора сечений и исчисления веса при проектировании железных сооружений, многие статьи в ""Журнале министерства путей сообщения"" (1911 г. - ""Что знают за границей о русских мостах?""; ранее того: ""Мостовые этюды"" - о скалывающих силах и др.), ""Записки Императорского русского технического общества"", ""Известия собрания инженеров путей сообщения"" и в разных технических журналах на французском, немецком и английском языках. Белелюбский удостоен звания доктора-инженера берлинской высшей технической школы, состоит действительным членом Академии Художеств, председателем бюро цементных съездов и др.
Белелюбский Николай Аполлонович
— известный русский инженер; родился в Харькове в 1845 году; кончив курс в таганрогской гимназии (в 1862), поступил в институт инженеров путей сообщения. По окончании курса Белелюбский оставлен был при нем в качестве репетитора (1867); в 1873 году был избран экстраординарным профессором по кафедре строительной механики, а впоследствии и ординарным профессором. Б. заведует еще механической лабораторией института и руководит учащимися по проектированию мостов. Б. преподавал также в горном институте, а в последние два года преподает курс мостов в институте гражданских инженеров. Он напечатал "Курс строительной механики" в 1886 г.
Практическая деятельность Б. выразилась главнейшим образом в составлении проектов большого числа мостов; некоторые из них исполнены были с непосредственным участием его в общем техническом надзоре за работами. Перестройка деревянных мостов Николаевской железной дороги на железные, исполненная в течение 1868—1871 годов, была произведена без прекращения движения. Всего перестроено было на упомянутой железной дороге по проектам Белелюбского до 70 мостов, в том числе через реки Волхов, Тверцу, Мсту, через Веребьинский овраг и проч. Замечательны также: Александровский мост через Волгу близ Сызрани на Оренбургской дороге (состоит из 13 пролетов, по 50 саженей, в свету каждый, и имеет всего 695 саженей длины); мост через Днепр в Екатеринославе; мосты через Волгу у Твери на Николаевской дороге, через Белую и Уфу на Самаро-Златоустовской дороге имеют особое устройство проезжей части на свободных поперечных балках, впервые примененное в России.
Механическая лаборатория института инженеров путей сообщения, которая в настоящее время получила значение центральной станции для механического исследования строительных материалов, главным образом обязана Белелюбскому своим состоянием. Б., в качестве представителя лаборатории, участвовал в выработке принятых в России новейших правил и условий приемки строительных материалов — цемента, металлов и т. п., и состоит деятельным членом международных совещаний по установлению однообразных способов испытания строительных материалов. По этому же вопросу Б. участвовал в качестве докладчика на всемирных конгрессах по механическому и строительному делу, происходивших во время Парижской выставки 1889 г. С деятельностью лаборатории за первые 10 лет ее существования можно познакомиться из сочинения Б. "Механическая лаборатория" (1875—86, в "Сборнике Института Инженеров Путей Сообщения, VII). Другие труды Б. касаются расчета и проектирования мостов: перевод сочинения Леаля и Шюблера "Расчет ферм железных мостов" (2 части), из которых первая напечатана в "Журнале Мин. путей сообщения" 1868 г., а вторая отдельно с 1871 году; расчет и альбомы проектированных им мостов; брошюры на русском и немецком языках по разным вопросам мостовой практики; таблицы для подбора сечений и исчисления веса при проектировании железных сооружений и многие статьи в "Журнале министерства путей сообщения", "Инженер" (киевском), "Записках Императорского русского технического общества", "Известиях собрания инженеров путей сообщения" и в разных технических журналах на французском, немецком и английском языках.
А. Т.
{Брокгауз}
Белелюбский,
Николай Аполлонович(1845—1922) — профессор строительной механики в Петербургском ин-те инженеров путей сообщения. 19-ти лет был выпущен инженером, в 25 лет был уже профессором. Получил широкую известность в России и за границей как автор проектов ряда больших мостов (Сызранский и Свияжский через р. Волгу, Днепровский в Екатеринославе и мн. др.). Создал первую в России лабораторию по испытанию строительных материалов. Впервые ввел применение литого железа в мостостроительстве в России, ранее чем оно начало применяться в других странах. По его инициативе и при активном участии создан русский метрический сортамент прокатного железа. В течение 55-летней учено-технической деятельности Б. выпустил свыше 50 научных трудов. Главнейшие из них — "Курс строительной механики" (1886), "Мостовые этюды" и др. — до сего времени не утратили научного интереса и практического значения. Б. являлся одним из наиболее энергичных пионеров в деле создания международной связи техников-строителей и ярым поборником и активным деятелем в насаждении в России женского высшего технич. образования.
Белелюбский, Николай Аполлонович
src="http://pagead2.googlesyndication.com/pagead/show_ads.js">
[1 (13) марта 1845 — 4 авг. 1922] — рус. инженер и ученый в области строительной механики и мостостроения. В 1867 окончил Петербург. ин-т инженеров путей сообщения, с 1873 — проф. этого ин-та. В течение нескольких десятилетий фактически руководил мостостроением в России. По проектам Б. и отчасти под его руководством были построены многие ж.-д. и шоссейные мосты и тоннели; среди них большие мосты через Волгу (Сызранский, в то время самый длинный в Европе, и Свияжский), Днепр (Днепропетровский), Обь, Ингулец и др. Разработал способ быстрой замены деревянных мостов железными без перерыва движения. Существенные улучшения внес Б. в двухраскосную систему пролетных строений, после чего она получила широкое применение. В 1888 Б. разработал т. н. русский тип прикрепления поперечных балок — свободно опирающиеся поперечные балки с устройством при них в горизонтальных связях особых поперечных распорок или жестких, трубчатого сечения, диагоналей. При постройке моста через Волгу на Николаевской (ныне Октябрьской) ж. д. Б. впервые применил свободное опирание поперечных балок на балансиры (модель этого шарнирного опирания была отмечена золотой медалью на выставке в Эдинбурге в 1890). Б. предложил мостовые фермы с двумя перекрещивающимися система ми раскосов и с одной стойкой посередине пролета (1888) и фермы с решеткой из равнобедренных треугольников (1890), а также особый метод расчета отверстий между опорами мостов (необходимых для пропуска вод). Б. принадлежит приоритет в изучении и практич. разрешении вопроса о применении литого железа при постройке мостов (1882) Он руководил первой в России лабораторией по испытанию естественных и искусственных камней, цементов и в особенности стали. Ряд предложенных и разработанных Б. методов и условий испытаний строительных материалов вошел в международную практику (испытание на морозостойкость, 7-дневная проба цементов и др.). Большие заслуги имеет Б. в изучении и внедрении в строительство русских цементов. Под руководством Б. были разработаны в 1905—08 первые в России нормы и технич. условия для железобетонных работ. С 1895 Б. состоял членом бюро Международного об-ва по разработке методов испытания вяжущих веществ, металлов и других материалов. В 1912 Б. был избран президентом этого общества. Помимо работы в Ин-те инженеров путей сообщения, Б. читал лекции в Петербург. горном ин-те, на Женских политехнич. курсах; опубликованный им "Курс строительной механики" (1885) был первым полным курсом на рус. яз. по этой дисциплине.
Соч.: Литое железо, СПб, 1885; Строительная механика, 3 изд., СПб, 1897; Расчет сооружений, подвергшихся действию переменной нагрузки, СПб, 1903; Напряжения в балках и усиление мостов, СПб, 1890.
Лит.: Сборник памяти профессора Николая Аполлоновича Белелюбского, М., 1923;Николай Аполлонович Белелюбский, некролог, в кн.: 33-й совещательный съезд инженеров службы пути русских ж. д., М., 1922; Прокофьев И. П., Николай Аполлонович Белелюбский, в кн.: Люди русской
науки, т. 2, M., 1948; Белявский Л. А., К столетию механической лаборатории имени проф. Н. А. Белелюбского, в кн.: Сборник Ленинградского ин-та инженеров жел.-дор. транспорта, вып. 148, М., 1955; Бобков А. С., Николай Аполлонович Белелюбский, "Строительная промышленность", 1955, № 12.
Белелюбский,
Николай АполлоновичРод. 1845, ум. 1922. Инженер, ученый, автор реализованных проектов крупных металлических железнодорожных мостов через Волгу, Днепр, Обь и др. Руководил разработкой методов испытания стройматериалов, норм и технических условий на железобетонные работы.