Беляев, Александр Романович

Найдено 1 определение
Беляев, Александр Романович

(4 марта 1884 — 6 января 1942) — Рус. сов. писатель, один из основоположников и ведущих авторов сов. НФ, мн. произв. к-рого вошли в золотой фонд детской НФ. Род. в Смоленске, в семье священника, был определен в Смоленскую духовную семинарию, из стен к-рой вышел стойким атеистом. Для продолжения обучения подписал контракт с театром смоленского Нар. дома, окончил Демидовский юридический лицей в Ярославле, одновременно получив муз. образование. Во время учебы в 1905 г. принимал участие в революционных выступлениях, позже выступал адвокатом по политич. делам, подвергался обыскам. По окончании лицея работал помощником присяжного поверенного в Смоленске, занимался журналистикой, печатал в "Смоленском вестнике" театр. рец., отчеты о концертах; путешествовал по Европе, посетив Италию, Швейцарию, Германию, Австрию, Францию. В 1914 дебютировал режиссером в театре. Первая худож. публикация — дет. пьеса-сказка "Бабушка Мойра" (1914). Серьезно заболев в молодости (костный туберкулез позвонков), Б. на всю жизнь остался полуинвалидом, годы провел в неподвижности, в гипсовом корсете. В 1922 г. он смог вернуться к активной жизни, работал инспектором по делам несовершеннолетних в Ялтинском уголовном розыске, воспитателем в дет. доме; в 1923 г. переехал в Москву, работал в Нар. комиссариате почт и телеграфа, затем юрисконсультом в Нар. комиссариате просвещения. Тяжелобольной, Б. умер от голода в осажденном фашистами г. Пушкине Ленинградской обл.


НФ тв-во Б., нервное и неровное (какой была жизнь самого автора), оставило яркий след в отечественной НФ лит-ре, лучшие его образцы на долгие годы превратились в классику сов. НФ. В них удачно сочетаются оригинальные НФ гипотезы и идеи, увлекательный приключенческий или детективный сюжет, романтический пафос. Дебютом писателя в НФ стал р-з "Голова профессора Доуэля" (1925), позднее переработанный в роман — "Голова профессора Доуэля" (1937; 1938); герой — гениальный ученый -хирург — открывает способ продолжить жизнь мозга после смерти тела и сам становится первым мучеником-"подопытным" собственной методики; экранизирован. Ценность романа не в конкретных хирургических рецептах (к-рых попросту нет), а в смелом задании науке: мозг должен продолжать мыслить независимо от тела. Идею бессмертия человеческого духа Б. еще раз высказал в р-зе "Хойти-Тойти" (1930) из цикла "Изобретения профессора Вагнера"; научные достижения героя цикла — эксцентричного ученого — всегда находятся на грани возможного, а иногда откровенно сказочны: полная реконструкция собственного тела, позволяющая вообще забыть про усталость — в р-зе "Человек, который не спит" (1926), пересадка мозга погибшего коллеги в череп слона — в "Хойти-Тойти", овладение тайной проницаемости веществ — в "Госте из книжного шкафа" (1926); р-з "Ни жизнь, ни смерть" (1926) посвящен проблеме анабиоза и неизбежным соц. последствиям его повсеместного применения.


Во мн. лучших книгах Б. проводится мысль о преодолении человеком границ, положенных ему биол. эволюцией, о раскрытии в нем сверхчеловека (мысль, неудивительная для автора-инвалида, особенно остро ощущавшего собственную беспомощность). Герой первого романа писателя Б., "Властелин мира" (1929), изобретает "машину внушения", рассчитывая завоевать весь мир, но, внушив самому себе "неагрессивную индивидуальность", забывает о прошлом и о своих грандиозных планах. В одном из самых поп. романов Б., "Человек-амфибия" (1928; 1928), описана романтическая и трагическая история юноши, получившего (в результате операции, проведенной еще одним гениальным хирургом) способность жить в океане, но оказавшегося совершенно неспособным к "земной" жизни; экранизирован (см. "Человек-амфибия"). Популярность (и неизбежные нападки критиков) принес роману не только увлекательный сюжет: одним из первых в НФ Б. задумался о грядущей биол. революции с ее легко предсказыемым моральным вызовом человечеству (роль подходящей случаю генной инженерии в романе с успехом выполнила более знакомая широкому читателю хирургия). Не принес счастья фантаст. мед. эксперимент (на сей раз трансформация великого кинокомика-карлика в записного красавца) и герою романа "Человек, потерявший лицо" (1929; 1958); существенно переработанный, роман переиздан как "Человек, нашедший свое лицо" (1940) — фактически, самостоятельное произв., в к-ром изменение сюжета потребовало усложнения психол. плана, с чем автор успешно справился. В последнем (и, по мнению мн. критиков, лучшем) романе Б. — "Ариэль" (1941) — юный герой получает и вовсе сказочную возможность: летать одним усилием мысли; даже и не пытаясь как-то научно обосновать чудесную сверхспособность, Б. своим романом-завещанием создал гимн свободному человеку, не связанному физ. ограничениями.


Др. НФ книги Б. конца 1920-х гг. представляются менее удачными. Фантаст. "кинор-з" "Остров погибших кораблей" (1926) — типичное для массовой лит-ры той поры сочетание мелодрамы, авантюрного боевика с погонями и стрельбой, а также богатого познавательного материала о жизни океана; неудачно экранизирован в жанре мюзикла в 1987 г. В повести "Последний человек из Атлантиды" (1926) писатель попытался реконструировать жизнь гипотетической цивилизации (в осн., используя поп. книгу Р.Девиня "Атлантида, исчезнувший материк"), наполнив обычные для лит-ры такого рода экзотические описания "соц. содержанием", избрав центром сюжета восстание рабов; вместе с "Островом погибших кораблей" объединена в один том — сб. "Остров Погибших Кораблей. Последний человек из Атлантиды" (1927). В сб. "Борьба в эфире" (1928) включены одноим. авантюрно-пародийный роман и повесть "Вечный хлеб", посвященная поиску выхода из продовольственного кризиса, причем высказана мысль об опасности неконтролируемого использования искусственных микроорганизмов. "Борьба в эфире" представляет собой своеобразный каталог фантаст. изобретений и открытий, мн. из к-рых до сих пор остаются нерешенными науч. проблемами; по нек-рым свидетельствам, в годы "холодной войны" ЦРУ проявляло повышенный интерес к книге (одной из немн. переведенных на англ. яз. и ставшей библиограф. редкостью), как к единственному в сов. НФ описанию войны между СССР и США. Две малоудачные повести — "Золотая гора" (1929) и "Продавец воздуха" (1929) также посвящены изобретениям и открытиям: герой первой обещает освободить и использовать ядерную энергию, а герой второй создает "метеорологическую бомбу" (сосуд, начиненный "сверхплотным" воздухом) и пытается торговать земным воздухом с жителями Марса, грозя вызвать глобальную катастрофу; экранизирована для телевидения в 1967 г. В последнем произв. уже явственно звучит мотив "всемирного заговора капиталистов против человечества", диктовавшийся известной политич. ситуацией в стране.


Поздние НФ произв. Б., за исключением "Ариэля", не идут ни в какое сравнение с его ранними книгами. Свою роль сыграло как постоянно ухудшавшееся здоровье, так и все более агрессивная критика, ополчившаяся на "беспочвенные фантазии, отвлекающие от актуальных задач социалистического строительства"; последнее обстоятельство приводило ко все большей изоляции "классика сов. НФ" от его читателя (следы внешней и внутренней цензуры особенно заметны на переизд. ранних романов). В "Подводных земледельцах" (1930; 1958) продолжена мысль о необходимости использования богатств океана, впервые высказанная в "Человеке-амфибии": герои строят подводный дом, в котором можно длительное время жить и работать, собирая обильный урожай с подводных плантаций. О тучах, сгущавшихся над Б. и всей сов. НФ, свидетельствуют самые неудачные книги писателя — "Лаборатория Дубльвэ" (1938; 1964), "Под небом Арктики" (1936-37 — "Пленники огня", "Подземный город"; 1938-39), "Чудесное око" (укр. 1936; рус. 1956); все изд. последнего романа на рус. яз. фактически были переводом с укр. (рукописи погибли во время войны). Утопические картины социалистического близкого будущего в этих произв. откровенно скучны, над всем доминирует техника, а людям остается лишь нажимать кнопки умных аппаратов и выступать в роли экскурсоводов. Повести "Земля горит" (1931) и "Замок ведьм" (1939) представляют собой политически "актуальный" отклик на "великие преобразования в сов. деревне".


Относительной удачей (да и то не лит., а скорее популяризаторской) следует считать романы Б., посвященные освоению. космоса. Этому способствовала личная дружба писателя с К.Циолковским , к-рому Б. посвятил очерк "Гражданин эфирного острова" (1930). Роман "Прыжок в ничто" (фрагм. 1933 — "Стормер-сити"; 1933) повествует о полете на Венеру и встрече с местной внеземной жизнью; резко раскритикованный известным популяризатором космонавтики Я.И.Перельманом, роман, тем не менее, получил одобрительный отзыв самого К.Циолковского. Основоположник космонавтики также высоко оценил др. романы Б., слабые в худож. отношении, но научно обоснованные, — "Воздушный корабль" (1934-35; 1964), "Звезда КЭЦ" (1936; 1940); в основе обоих лежат идеи К.Циолковского — цельнометаллический дирижабль и орбитальная космич. станция, соответственно. В романе "Небесный гость" (1937-38) дано одно из первых в сов. НФ описание межзвездного путешествия, ставшего возможным благодаря сближению Солнечной системы с др. звездой.


НФ р-зы и повести Б. включены в прижизненные сб. — "Голова профессора Доуэля" (1926), "Борьба в эфире" (1928); в дальнейшем неоднократно переизд.; практически все гл. произв. писателя включены в Собр. соч. в 8 тт. (1963-64 под ред. Б. Ляпунова) и в Собр. соч. в 5 тт. (1983-85 — под ред. С. А. Беляевой и А. Бритикова). Среди р-зов выделяются: навеянный циклом Э. Берроуза о Тарзане "Белый дикарь" (1926), в к-ром мир естеств. природы противопоставляется "джунглям" небоскребов; "Сезам, откройся!" (1928 — под псевд. А. Ром) — практически первое в рус. НФ произв. о машинах-роботах; "Мистер Смех" (1937), в к-ром обсуждаются возможности точных наук в деле исследования таких тонких материй, как эмоции человека.


Б. известен также как страстный публицист, защитник молодой сов. НФ, чьи статьи — "Создадим советскую научную фантастику" (1934), "Золушка" (1938), "Иллюстрация в научной фантастике" (1939) — и спустя десятилетия не потеряли своей актуальности. Отклик Б. на известную книгу Г.Уэллса — публицистический очерк "Огни социализма, или Господин Уэллс во мгле" (1933) — предварил личную встречу двух фантастов (во время второго визита Г.Уэллса в Ленинград в 1934 г.).


Вл. Б.



Др. соч.:


Соч. Б. выдержали в СССР мн. десятки переизд. Ниже приведены сб., выходившие до выхода Собр. соч. в 8 тт.:



"Избранные научно-фантастические произведения" в 2-х тт. (1957),



"Избранные научно-фантастические произведения" в 3-х тт. (1958),



"Властелин мира" (1958; др. состав — 1959),



"Остров Погибших Кораблей" (1958; др. состав — 1959),



"Звезда КЭЦ" (1959; др. составы — 1959, 1960),



"Последний человек из Атлантиды" (1959),



"Человек-амфибия" (1959; др. состав — 1961).



Лит.:


Б.Ляпунов "Александр Беляев" (1967).


Дополнительные материалы


Вл. Гаков. Подвиг





Беляев, Александр Романович


(1884—1942) — видный писатель, один из основоположников и классиков советской фантастической литературы; автор произведений, составивших золотой фонд отечественной фантастики и детской литературы — "Голова профессора Доуэля", "Человек-амфибия", "Ариэль" и мн. др.


Жизни и творчеству Б. множество статей, в т. ч. — кн. Б. В. Ляпунова "Александр Беляев" (Более подробно см. библиогр. указ. "Александр Беляев". Библиогр. 1997. 2. С. 64—71), его романы и повести регулярно переиздаются.


Важную роль в период становления советской НФ литературы сыграли и критические статьи Б.; в ряде публикаций (в частности в ст. "Создадим советскую научную фантастику") писатель попытался сформулировать значение и художественные функции НФ в новом обществе; отстаивая тщательно искореняемую соцреалистической идеологией "литературу мечты", Б. с грустью писал в знаменитой статье "Золушка": "Судьба советской научной фантастики похожа на судьбу сказочной Золушки — у обеих двойная жизнь: блестящий выезд на бал и унылое существование нелюбимой падчерицы, сидящей в затрапезном платье, в темном углу кухни" (1938); одним из первых поднимал вопросы и иллюстрирования НФ произведений (ст. "Иллюстрация в научной фантастике"); в то же время зачастую рассматривал НФ с точки зрения популяризации научных знаний, что, однако, не умаляет значения критических выступлений Б. в непростой период истории советской литературы.


Библиография:


1. Аргонавты Вселенной // Дет. лит. — 1939. — № 5. — С. 55.


2. "Арктания": [Рец. на роман Г. Гребнева] // Там же. — 1938. — № 18—19.


3. "Золушка". О научной фантастике в нашей литературе // Лит. газ. — 1938. — № 27, 15 мая; То же // Мир чудес. — Хабаровск, 1991. — № 5. — С. 2.


4. Застрельщики новых открытий // Чырвоная Змена. — Минск, 1937. — № 94.


5. Иллюстрация в научной фантастике // Дет. лит. — 1939. — № 1. — С. 61—67.


6. О моих работах // Там же. — 1939. — № 5. — С. 23—25.


7. О научно-фантастическом романе и книге Г. Адамова "Победители недр" // Там же. — 1938. — № 11. — С. 18—22.


8. Послесловие к роману "Человек-амфибия" // Вокруг света. — М., 1928. — № 13. — С. 200—202.


9. Создадим советскую научную фантастику // Лит. Ленинград. — 1934. — № 40, 14 авг.


10. Создадим советскую научную фантастику // Дет. лит. — 1938. — № 15—16. — С. 1—8.


11. Фантастика и наука: Очерк // Беляев А. Борьба в эфире: Сб. — М.-Л.: Мол. гвардия, 1928. — С. 309—323.


Лит.: Беляева С. А. "Звезда мерцает за окном..." // Фантастика-84. — М.: Мол. гвардия, 1984. — С. 312—347; Ляпунов Б. Александр Беляев: Крит.-биогр. очерк. — М.: Сов. писатель, 1967. — 159 с.






Беляев, Александр Романович


Род. 1884, ум. 1942. Писатель-фантаст, автор книг "Голова профессора Доуэля" (1925), "Человек-амфибия" (1928), "Звезда КЭЦ" (1936) и др.

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008