БЕЛЯЕВ Митрофан Петрович

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

БЕЛЯЕВ Митрофан Петрович
1836-1903/04), лесопромышленник, меценат. Учредил Глинкинские премии (1884). Основал нотное издательство (1885), организовал "Русские симфонические концерты" (1885) и "Русские квартетные вечера" (1891). На музыкальных вечерах в доме Б. в С.-Петербурге возник т. н. Беляевский кружок (Н. А. Римский-Корсаков, А. К. Глазунов, А. К. Лядов и др.).

Источник: История отечества. Энциклопедический словарь. 1999

Беляев Митрофан Петрович

Беляев, Митрофан Петрович - известный русский музыкальный издатель и меценат. Сын богатого лесопромышленника, Беляев родился 10 февраля 1836 г. в Санкт-Петербурге и получил очень хорошее образование. С 9 лет он начал учиться игре на скрипке и самоучкой на фортепиано, которым впоследствии стал заниматься систематически. 14-летним мальчиком он пристрастился к камерной музыке, играя в квартетных вечерах сначала на скрипке, потом на альте. Отец не хотел стеснять его наклонностей и предлагал ему посвятить себя целиком музыке, но юноша решил продолжать отцовское дело, сначала под его руководством, а затем самостоятельно. С 1851 по 1866 годы Беляев вел лесопромышленное дело в Олонецкой губернии. С 1866 г. по 1884 г. Беляев перенес свое торговое дело в Кемский уезд Архангельской губернии и вел его самостоятельно, вместе со своим двоюродным братом. Сначала Беляев увлекался преимущественно западной, немецкой музыкой и вращался больше в немецких любительских камерных кружках. Только в начале 1880-х годов он узнал произведения тогдашних представителей молодой русской музыкальной школы, играя в оркестре любительского кружка под управлением А.К. Лядова . В 1882 г. Беляев познакомился с известным ныне композитором А.К. Глазуновым , сочинения которого тогда только что начали исполняться публично. Знакомство это сделало Беляева страстным поклонником новой русской музыки. В 1884 г. Беляев оставил свое торговое дело и задумал два широких предприятия: концерты исключительно из произведений русских композиторов, очень редко в то время исполнявшихся, и издание сочинений также только русских композиторов, с трудом тогда находивших себе издателей. В 1884 г. Беляевым был устроен первый симфонический концерт из сочинений А.К. Глазунова. На следующий год было положено начало систематическим русским симфоническим концертам, так называемым ""Беляевским"". В том же году Беляевым было основано в Лейпциге музыкально-издательское дело. И концерты, и музыкальное издательство Беляев не оставлял до самой своей смерти. С 1891 г. Беляев стал устраивать и русские квартетные вечера, в которых исполнялись произведения русской камерной музыки, в ту пору еще немногочисленные. Сначала они посещались мало, но затем стали привлекать все более и более многочисленную публику. Благодаря им Балакирев , Бородин , Римский-Корсаков , Глазунов, Скрябин и др. получили возможность слышать свои сочинения в оркестровом исполнении и судить о том впечатлении, какое производят задуманные ими оркестровые эффекты. Такие же концерты (числом 2) были организованы Беляевым на всемирной парижской выставке 1889 г. Не меньшая заслуга перед русской музыкой принадлежит его музыкально-издательскому делу. С 1885 г. Беляевым было издано около 3000 номеров произведений Римского-Корсакова, Бородина, Глазунова, Лядова, Соколова, С.И. Танеева, Скрябина, Гречанинова , братьев Блуменфельдов, Щербачева , Витоля и многих других. Все издания Беляева отличаются изяществом и сравнительной дешевизной: элемент коммерческой прибыли в этом вполне идейном предприятии совершенно отсутствовал. Авторы издававшихся Беляевым музыкальных сочинений получали от него гонорар, нередко гораздо больший, чем давали другие издатели. И помимо этого Беляев постоянно, в самых различных формах, оказывал материальную поддержку как музыкальным деятелям, так и разным музыкальным предприятиям. В 1898 г. Беляев был избран председателем Санкт-Петербургского общества камерной музыки и неоднократно устраивал при нем конкурсы на соискание премий за лучшие камерные сочинения. Благодаря вечерам камерной музыки в доме Беляева возникла целая серия небольших пьес для струнного квартета наших композиторов, озаглавленная ""Среды"" и изданная тем же музыкальным издательством. Беляев умер неожиданно, еще бодрым и энергичным, 22 декабря 1903 г. В завещании своем он оставил значительный капитал - большую долю своего крупного состояния, - обеспечивающий выдачу ежегодных ""Глинкинских"" премий русским композиторам. Бескорыстная деятельность Беляева в области русской музыки, по удачному сравнению В.В. Стасова , имеет то же значение, как деятельность П. Третьякова в области русской живописи. Оба служили настоящему национальному русскому делу, оба руководились чувством, далеким от официального и показного патриотизма, неспособного на бескорыстные жертвы. В деятельности этих двух русских купцов, связь которых с ""податными сословиями"" была совсем свежа, сказалось здоровое общественное начало, таящееся в глубине русской коллективной души. - См. статью В. Стасова в ""Русской Музыкальной Газете"", 1895, № 2; там же, 1904, № 1 и 48; 1910, № 49. С. Булич.

Источник: Биографический словарь. 2008

Беляев, Митрофан Петрович

Беляев Митрофан Петрович


(1836—1903) — выдающийся музыкальный деятель, которому русская музыка за последние двадцать пять лет очень многим обязана. Отец его — богатый лесопромышленник; он сам в молодости принимал участие в делах отца, прожив для этого несколько лет на берегах Белого моря. В Архангельске, как и раньше в Петербурге, он организовал любительский кружок квартетной музыки, сам исполняя преимущественно партию второй скрипки. В Петербурге он устраивал у себя с 1882 г. еженедельные музыкальные вечера камерной музыки, которые в первое время не прерывались даже и летом. Обычными посетителями "Беляевских Пятниц" бывали Н. А. Римский-Корсаков, А. К. Глазунов, А. К. Лядов и многие другие выдающиеся музыканты-композиторы и исполнители; здесь можно было встретить и А. П. Бородина, и П. И. Чайковского, и Ц. А. Кюи, и приезжих артистов, как, напр., Никиша и др. Исполнялись на этих вечерах — преимущественно любительским квартетом, в котором сам М. П. играл на альте, — наряду с классическими произведениями иностранной музыки, и только что написанные сочинения русских композиторов. Большое число мелких отдельных пьес, нарочно для Беляевских пятниц написанных, изданы затем Б. в двух сборниках под заглавием "Пятницы" (см. "Вестник Самообразования", 1904, № 6). По пятницам разыгрывались и сочинения, присылавшиеся ежегодно на конкурс, учрежденный Б. при СПб. обществе камерной музыки. Последние годы Б. состоял председателем этого общества. Под влиянием своего увлечения новейшей русской музыкой, в особенности сочинениями А. К. Глазунова, Б. с начала 1880-х годов оставил все свои торговые дела и предался всецело служению интересам русской музыки. В 1884 г. было положено им начало ежегодным русским симфоническим и квартетным концертам, а в 1885 г. основана в Лейпциге русская музыкальная нотоиздательская фирма. Этой фирмой издано за двадцать лет огромное число русских музыкальных сочинений, начиная с романсов и кончая симфониями и операми (в 1902 г. Б. пожертвовал в Императорскую Публичную Библиотеку 582 тома своих изданий). Эта сторона деятельности Б. потребовала расхода в несколько сот тысяч рублей, о возврате которых он и не мечтал. За неделю до его кончины, когда болезнь сломила его крепкий организм и заставила его лечь в постель, обычный пятничный квартет по его настоянию все-таки не был отменен. Завещал он на продолжение и расширение начатого им музыкального дела значительные капиталы.


См. статью В. В. Стасова в журнале "Нива" (1904 г., № 2, стр. 38).


Н. Гезехус.


{Брокгауз}





Беляев, Митрофан Петрович


— род. 10 февраля 1836 в СПб., ум. 22 декабря 1903 там же; учился в СПб. реформатском училище, окончив которое продолжал до 1884 вести крупное лесное дело в Олонецкой губ., перенятое им от отца. Игре на скрипке и фп. учился с детства; продолжал заниматься музыкой и в зрелом возрасте, вращаясь преимущественно в немецких камерных кружках. Только в начале 80-х годов Б. впервые пришлось близко познакомиться с произведениями Римского-Корсакова, Мусоргского, Бородина и др., в том числе и Глазунова, бывшего тогда еще юношей. Знакомство это превратило Б. в страстного поклонника новой русской музыки, для поддержки которой он в 1885 основал в Лейпциге крупное издательское дело. До сих пор им изданы более 2000 №№ произведений Римского-Корсакова, Бородина, Глазунова, Лядова, Соколова. Танеева, Скрябина, Гречанинова и др. (в том числе партитуры и партии нескольких опер и множества оркестр. произведений). С этою же целью основаны были им в СПб. в 1885 "русские симфонические концерты", в программу которых входят исключительно произведения русских композиторов (главным образом симфонические, а также камерные и др.). Концерты эти ежегодно даются и поныне (3—6 в сезон), под управлением Римского-Корсакова, Глазунова и др. Такие же концерты (2) организованы были Б. и на всемирной парижской выставке 1889 в Трокадеро. С 1891 устраивает в СПб. ежегодные "русские квартетные вечера". В честь Б. Бородиным Римским-Корсаковым, Глазуновым и Лядовым написан струнный квартет на тему Be-la-ef. В 1898 Б. избран председателем СПб. общества камерной музыки, причем неоднократно при посредстве О. К. М. устраивал конкурсы на соч. камерной музыки из пожертвованных им средств. Биографический очерк Б. составлен В. Стасовым ("Рус. муз. газ.", 1895, № 2).


[В завещании своем назначил капитал, обеспечивающий дальнейшее продолжение издательской деятельности фирмы в прежнем духе; во главе дела, по просьбе завещателя, стали Римский-Корсаков, Глазунов и Лядов.]


{Риман}





Беляев, Митрофан Петрович


(1836—1903) — музыкальный деятель. С детства чувствовал влечение к музыке, учился игре на скрипке у А. Ф. Гюльтена и на рояле у Штанге. Крупный капиталист-лесопромышленник, Б. основал в 1884 музыкальное издательство под фирмою "М. П. Беляев в Лейпциге". Издательская деятельность Б. явилась заметным вкладом в русскую музыкальную культуру : им были изданы произведения Бородина, Римского-Корсакова, Глазунова, Лядова, Танеева, Скрябина, Гречанинова и др. Музыкально-общественная деятельность Б. выразилась в организации "Русских симфонических концертов", "Квартетных вечеров" и др.



Лит.: Стасов, В. В., М. П. Беляев, СПб, 1895; М. П. Беляев и основанное им дело, СПб, 1910; Переписка А. И. Скрябина и М. П. Беляева, П., 1922; Беляев, В. М., А. К. Глазунов, т. I, Петроград, 1922.

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008