БЕЛЛИНИ Винченцо

Найдено 1 определение
БЕЛЛИНИ Винченцо
(3 XI 1801, Катания, Сицилия - 23 IX 1835, Пюто, близ Парижа)
Итальянский композитор В. Беллини вошел в историю музыкальной культуры как выдающийся мастер бельканто, что в переводе с итальянского означает прекрасное пение. На обороте одной из золотых медалей, выпущенных еще при жизни композитора в его честь, краткая надпись гласила: «Творец итальянских мелодий». Его славу не мог затмить даже гений Дж. Россини. Необыкновенный мелодический дар, которым обладал Беллини, позволил ему создать самобытные и исполненные сокровенного лиризма интонации, способные воздействовать на самый широкий круг слушателей. Музыку Беллини, несмотря на отсутствие в ней всестороннего мастерства, любили П. Чайковский и М. Глинка, Ф. Шопен и Ф. Лист создали ряд произведений на темы из опер итальянского композитора. В его произведениях блистали такие выдающиеся певцы XIX в., как П. Виардо, сестры Гризи, М. Малибран, Дж. Паста, Дж. Рубини А. Тамбурини и др. Беллини родился в семье музыкантов. Музыкальное образование он получил в неаполитанской консерватории Сан-Себастьяно. Ученик известного тогда композитора Н. Цингарелли, Беллини очень скоро начал искать свой путь в искусстве. И его короткая, всего лишь десятилетняя (1825-35) композиторская деятельность стала особой страницей в итальянской опере.
В отличие от прочих итальянских композиторов Беллини был совершенно равнодушен к опере-buffa, этому излюбленному национальному жанру. Уже в первом произведении - опере «Адельсон и Сальвини» (1825), с которым он дебютировал в консерваторском театре Неаполя, ярко проявилось лирическое дарование композитора. Имя Беллини приобрело широкую известность после постановки оперы «Бианка и Фернандо» неаполитанским театром Сан-Карло (1826). Затем с огромным успехом в миланском театре Ла Скала проходят премьеры опер «Пират» (1827) и «Чужестранка» (1829). С восторгом встречает публика спектакль «Капулети и Монтекки» (1830), впервые поставленный на сцене венецианского театра Фениче. В этих произведениях нашли горячее и искреннее выражение патриотические идеи, созвучные новой волне национально-освободительного движения, начавшейся в Италии в 30-е гг. прошлого века. Поэтому многие премьеры опер Беллини сопровождались патриотическими манифестациями, а мелодии из его произведений напевали на улицах итальянских городов не только завсегдатаи театров, но и мастеровые, рабочие, дети.
Слава композитора еще больше упрочилась после создания опер «Сомнамбула» (1831) и «Норма» (1831), она выходит за пределы Италии. В 1833 г. состоялась поездка композитора в Лондон, где он с успехом дирижировал своими операми. Впечатление, производимое его сочинениями на И. В. Гете, Ф. Шопена, Н. Станкевича, Т. Грановского, Т. Шевченко, свидетельствует об их значительном месте в европейском искусстве XIX столетия.
Незадолго до смерти Беллини переехал в Париж (1834). Там для Итальянского оперного театра он создал свое последнее произведение - оперу «Пуритане» (1835), о премьере которой дал блестящий отзыв Россини.
По количеству созданных опер Беллини уступает Россини и Г. Доницетти - перу композитора принадлежит 11 музыкально-сценических произведений. Он работал не так легко и быстро, как его прославленные соотечественники. Во многом это было связано с методом работы Беллиня, о котором он рассказывает в одном из своих писем. Вчитывание в либретто, проникновение в психологию персонажей, актерское перевоплощение в характер, поиск речевого, а затем музыкального выражения чувств - таков путь, начертанный композитором.
В создании романтической музыкальной драмы подлинным единомышленником Беллини оказался поэт Ф. Романи, ставший его постоянным либреттистом. В содружестве с ним композитор добивался естественности воплощения речевых интонаций. Беллини великолепно знал специфику человеческого голоса. Вокальные партии его опер чрезвычайно естественны и удобны для пения. Они наполнены широтой дыхания, непрерывностью мелодического развития. В них отсутствуют излишние украшения, ибо смысл вокальной музыки композитор видел не в виртуозных эффектах, но в передаче живых человеческих эмоций. Считая своей главной задачей создание прекрасных мелодий и выразительного речитатива, Беллини не придавал большого значения оркестровому колориту и симфоническому развитию. Однако, несмотря на это, композитор сумел поднять итальянскую лирико-драматическую оперу на новый художественный уровень, во многом предвосхитив достижения Дж. Верди и итальянских веристов. В фойе миланского театра Ла Скала стоит мраморная фигура Беллини, на его родине, в Катании, оперный театр носит имя композитора. Но главный памятник себе создал сам композитор - им стали его чудесные оперы, которые и по сей день не сходят со сцен многих музыкальных театров мира. /И. Ветлицына/

Источник: Энциклопедия композиторов. Москва. Изд-во Музыка 1990 г.