богиня войны в римской мифологии. Изображалась с мечом или бичом, иногда а центре битвы, на колеснице. В храме Б. принимали полководцев, возвращавшихся в Рим с победой.
Беллона
БЕЛЛОНА
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
Беллона
др.-рим. богиня войны. В храме Б. на Марсовом поле принимали победоносных полководцев и иноземных послов. У храма стояла колонна, через которую фециал перебрасывал копье в знак начала войны. Позднее Б. отождествлялась с каппадокийской богиней Ма.
Источник: Словарь античности. 1989
БЕЛЛОНА
в рим. миф. богиня круга Марса. Также счит. матерью (иногда сестрой, кормилицей) Марса и богиней подзем. мира. Со времени войны 458 до н.э. в Риме ей был посвящен храм, возле к-рого проходила церемония объявл. войны: глава коллегии жрецов-фециалов бросал копье на участок, символизиров. вражескую землю. С 1 в. до н.э. Б. была отожд. с каппадокийской богиней Ма, и культ ее принял оргиастич. хар-р. Рим. гражданам в то время участие в нем воспрещ. Служители Б. вербовались из чужеземцев. Особенно культ Б., одноврем. с др. вост. культами, распростр. в Рим. империи в 3 в. н.э. Жрецы Б. (беллонарии) носили черное одеяние и колпаки, имели в кач-ве атрибутов двойные секиры.
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
Беллона
в мифах древних римлян богиня войны (имя Беллона - от беллум, война). Считалась матерью (иногда сестрой или кормилицей) Марса и богиней подземного мира. Со времени войны 458 г. до н.э. ей был посвящен храм, возле которого проходила церемония объявления войны: глава коллегии жрецов-фециалов бросал копье на участок, символизировавший вражескую землю. С 1 в. до н.э. Беллону отождествляли с богиней Ма, и культ стал носить оргиастический характер. Сначала римским гражданам запрещалось в нем участвовать, служители Беллоны вербовались из чужеземцев. Жрецы Беллоны (беллонарии) носили черное одеяние и колпаки, имели двойные секиры. Особенно культ Беллоны был популярен в Римской империи в 3 в.
Источник: Исторический словарь
БЕЛЛОНА
• Bell?na или Duell?na
(от bellum или duellum), богиня войны у римлян, сестра, или супруга, или дочь, или кормилица Марса. У задней части ее храма на Марсовом поле, где были принимаемы сенатом послы чужеземных народов и возвращавшиеся с войны полководцы, претендовавшие на триумф, стояла колонна, у которой фециалы совершали церемонию объявления войны, — метали через нее копье. Ov. fast. 6, 201. Б. была древнеиталийское божество сабинского происхождения.
Отличать следует от нее смешиваемую с ней азиатскую богиню, которая от имени государства была перенесена в Рим из Команы Каппадокийской, вероятно, во время митридатской войны, и кровавый восточно-фанатический культ, который был учрежден в новом помещении. Каппадокийские жрецы (Bellonarii) служили ей, устраивали в ее праздники торжественные процессии по городу, наносили себе при жертвоприношениях в ее храме двойным топориком раны на руки и лядвеи и приносили таким образом богине человеческую кровь, причем они предсказывали будущее. Б. отождествляли с греческой Эпионой (????), кровавой богиней войны и разрушительницей городов, которая неистовствует в борьбе, сопровождая Арея (????????). Il. 5, 333. 592.
(от bellum или duellum), богиня войны у римлян, сестра, или супруга, или дочь, или кормилица Марса. У задней части ее храма на Марсовом поле, где были принимаемы сенатом послы чужеземных народов и возвращавшиеся с войны полководцы, претендовавшие на триумф, стояла колонна, у которой фециалы совершали церемонию объявления войны, — метали через нее копье. Ov. fast. 6, 201. Б. была древнеиталийское божество сабинского происхождения.
Отличать следует от нее смешиваемую с ней азиатскую богиню, которая от имени государства была перенесена в Рим из Команы Каппадокийской, вероятно, во время митридатской войны, и кровавый восточно-фанатический культ, который был учрежден в новом помещении. Каппадокийские жрецы (Bellonarii) служили ей, устраивали в ее праздники торжественные процессии по городу, наносили себе при жертвоприношениях в ее храме двойным топориком раны на руки и лядвеи и приносили таким образом богине человеческую кровь, причем они предсказывали будущее. Б. отождествляли с греческой Эпионой (????), кровавой богиней войны и разрушительницей городов, которая неистовствует в борьбе, сопровождая Арея (????????). Il. 5, 333. 592.
Беллона
лат. Bellona)
римская богиня войны, жена Марса. На Марсовом поле в Риме был построен в III в. до н.э. храм Б., перед которым стояла «колонна войны» - символическая граница Рима, откуда в знак объявления войны в сторону врага бросали копье. В храме Б. сенат принимал иностранных послов, а также полководцев, которые возвращались из походов победителями и ожидали триумфа. Жрецы Б. (беллонарии) носили черную одежду, а их атрибутами были двойные топоры. Начиная с I в. до н.э. Б. идентифицировали с малоазийской богиней Ма, а во времена Империи их культы слились окончательно. Жрецы Б. - Ма доводили себя до исступления, нанося друг другу побои и раны; их называли фанатиками (лат. fanatici - неистовые). В переносном смысле выражение -«служить Б.» означает проходить военную службу.
(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
* * *
Римская богиня войны. Иногда считалась кормилицей (или матерью, или сестрой Марса). С 458 до н. э. ей был посвящен храм, в котором происходило объявление войны. Глава жрецов во время церемонии бросал копье на участок, символизирующий вражескую землю. С 1 в. до н. э. Беллона часто отождествлялась с богиней Ма, а культ ее настолько напоминал оргию, что римским гражданам запрещалось в нем участвовать. Культ Беллоны особенно распространился в Римской империи в 2 в.
(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)
* * *
от «война» - богиня войны, мать (вариант: сестра, кормилица) Марса, богиня подземного мира. В римском храме Б. происходила церемония объявления войны, во время которой главный жрец кидал копье на участок земли, символизирующий вражескую территорию. Жрецы Б. (беллонарии) имели двойные секиры и носили черную одежду и колпаки.
(Мифологический словарь / Г.В. Щеглов, В.Арчер - М.: ACT: Астрель: Транзиткнига, 2006)
римская богиня войны, жена Марса. На Марсовом поле в Риме был построен в III в. до н.э. храм Б., перед которым стояла «колонна войны» - символическая граница Рима, откуда в знак объявления войны в сторону врага бросали копье. В храме Б. сенат принимал иностранных послов, а также полководцев, которые возвращались из походов победителями и ожидали триумфа. Жрецы Б. (беллонарии) носили черную одежду, а их атрибутами были двойные топоры. Начиная с I в. до н.э. Б. идентифицировали с малоазийской богиней Ма, а во времена Империи их культы слились окончательно. Жрецы Б. - Ма доводили себя до исступления, нанося друг другу побои и раны; их называли фанатиками (лат. fanatici - неистовые). В переносном смысле выражение -«служить Б.» означает проходить военную службу.
(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
* * *
Римская богиня войны. Иногда считалась кормилицей (или матерью, или сестрой Марса). С 458 до н. э. ей был посвящен храм, в котором происходило объявление войны. Глава жрецов во время церемонии бросал копье на участок, символизирующий вражескую землю. С 1 в. до н. э. Беллона часто отождествлялась с богиней Ма, а культ ее настолько напоминал оргию, что римским гражданам запрещалось в нем участвовать. Культ Беллоны особенно распространился в Римской империи в 2 в.
(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)
* * *
от «война» - богиня войны, мать (вариант: сестра, кормилица) Марса, богиня подземного мира. В римском храме Б. происходила церемония объявления войны, во время которой главный жрец кидал копье на участок земли, символизирующий вражескую территорию. Жрецы Б. (беллонарии) имели двойные секиры и носили черную одежду и колпаки.
(Мифологический словарь / Г.В. Щеглов, В.Арчер - М.: ACT: Астрель: Транзиткнига, 2006)