, Пьетро (Bellotti, Pietro) 1625, Волчано, Брешия — 1700, Гарньяно на озере Гарда. Венецианский живописец. Родом из Брешии, где сформировался в кругу мастеров позднего маньеризма (Пальма Младший, Ф. Дзуньо, А. и Б. Гандино), а также местных портретистов (П. Мера, А. Маганца и др.). В 1638/1639 переехал в Брешию, где жила его сестра, а затем — в Венецию, где работал в мастерской портретиста из Падуи Джироламо Форабоски. Испытал наиболее сильное влияние последователя Рембрандта Б. Кейля (Монсу Бернардо), жившего в 1651—1654 в Венеции, писавшего портреты стариков и жанровые сценки. Пьетро Беллотти работал преимущественно в жанре портрета. Писал костюмированные автопортреты (Автопортрет с веселой маской на лице, 1658, Милан, галерея Брера; Автопортрет с выражением удивления, 1658, Модена, частное собрание), в которых пытался передать внутреннее эмоциональное состояние, глубже заглянуть в мир собственных чувств. Создавал более официальные портреты знатных особ (Портрет дожа Доменико II Контарини, 1659, Венеция, Дворец дожей). Среди последних наиболее значительной работой является полотно Портрет кардинала Пьетро Оттобони (ок. 1655—1656, Брешия, собор, зал Каноников). На нем изображен кардинал Пьетро Оттобони, епископ Брешии, в 1689 избранный папой. Беллотти работал по заказам и других знатных особ — кардинала Мазарини (1660—1661), герцога Фердинандо де Медичи из Ливорно, герцога Фердинандо Карло из Мантуи. Известно, что для посла Испании в Венеции он написал полотно Тантал (утеряно). Для зала Голосования во Дворце дожей в 1663 исполнил картину Взятие и разрушение турецкой крепости в Албании. Но самыми значительными произведениями Пьетро Беллотти, где раскрылось его дарование художника-портретиста, стали портреты стариков. В полотнах, которые можно назвать Философы (Старый философ с книгой, Болонья, Нац. пинакотека; Философ Сократ, Брешия, частное собрание; Фельтре, Гор. музей), он создал совершенно новый для венецианской живописи XVII в. тип полуфигурных изображений людей из народа. Он изображал их с характерными атрибутами повседневного быта, за обычными занятиями, правдиво передавая черты старческого облика, стараясь рассказать о их внутреннем мире, смекалке, характере (Голова старухи, Падуя, Гор. музей; Старуха с грелкой, Болонья, Нац. пинакотека; Старый пьяница, Милан, Кастелло Сфорцеско). Очень живописно выглядят старые деревенские предсказательницы судьбы в серии полотен под названием Парки (Беллуно, частное собрание; Рим, частное собрание; Стокгольм, Гор. галерея; Милан, частное собрание). В этих портретах всегда очень точно переданы костюмы гадалок, их загорелые морщинистые лица, оживленные зорким взглядом глаз. Художник создавал и алтарные образы (Св. Антоний Падуанский с младенцем Иисусом, 1668, Каподистрия, Словения, церковь Св. Анны). В период с 1685 по 1690 он провел в селении Гарньяно на озере Гарда, где жил его брат Доменико. Пьетро Беллотти был крупным мастером венецианской портретной живописи XVII столетия. Наряду с С. Бомбелли он предвосхитил последующие достижения портретной живописи века Просвещения.
Лит.: Anelli L. Pietro Bellotti, 1625—1700. La Valsabbina; Brescia, 1996.
Е. Федотова