— псевдоним известного польского писателя и публициста Леопольда Блюменталя; род. в 1865 г. По окончании юридического факультета (в 1889 г.), Б. одно время занимался адвокатурой в Петербурге, а потом переселился в Варшаву, где всецело посвятил себя литературной деятельности. Как писатель и человек, Б. занимает особенное место среди польских литераторов: и по характеру, и по содержанию его литературно-публицистическая деятельность не укладывается в какие-либо определенные рамки. Он — автор трех сборников поэтических произведений "Rymy i Rytmy"; он — беллетрист (новеллы "W wieku nerwoisym", "Tamten czlowiek", "Notatki warjata"), драматург, переводчик ("Евгений Онегин", "Сказание о погроме" Бялика и мн. др.), литературный критик, выдающийся публицист, экономист ("Socializm i sprawiedliwość", "Zarys nauki handlu", перевод "Философии денег" Зиммеля), талантливый оратор, эсперантист, пишущий руководства и произведения на международном языке, и т. д. — Радикал по убеждениям, индивидуалист, не мирящийся ни с одним идейным или партийным лагерем, легко возбуждающийся до пафоса и весьма склонный к сарказму, типичный, по общему признанию, представитель еврейских интеллекта и психики, Б. считается в разных общественных группах и партиях и чужим, и вместе с тем своим: его встречают почти повсюду то с полным сочувствием, то с острым недовольством. Внутренне свободный и независимый, Б., как публицист и оратор, не щадит ни реакционеров, ни прогрессистов, ни националистов, ни космополитов, ни поляков, ни евреев. — С конца 1907 года Бельмонт издавал и редактировал "Wolne Slowo" (в 1909 г. он был выслан административным порядком из Варшавы, и выход его журнала таким образом прекратился); появившиеся здесь политические и критико-литературные статьи и исследования, лирические стихотворения, сатиры, поэмы, новеллы, афоризмы и мн. др. принадлежали почти все, за немногими исключениями, перу самого Б. На страницах польских органов прессы (в том числе в еврейской "Izraelita", под псевдонимом "Акоста") и в своем "Woln´oм Slow´е" Б. очень часто писал о евреях и еврействе. Свободомыслящий радикал и идейный ассимилятор, он с присущей ему резкостью и талантом вышучивает различные традиции, нападает на талмудическую этику, религиозные верования и обряды (обрезание и др.), выступает против разговорного еврейского языка — жаргона (Б., отрицая роль и культурную миссию этого языка в будущем, вместе с тем признает его воспитательное значение для еврейской массы в настоящем). В некоторых группах польского еврейства Б. благодаря этому создал себе даже репутацию невольного пособника антисемитской агитации. Однако в целом ряде произведений Б. дает немало доказательств своей горячей привязанности к народу, которого, как многое другое, он "грызет сердцем" ("Żydzi w płomieniach pieśni", полемические статьи), и неоднократно, в сознании культурно-исторической миссии еврейства, не без гордости подчеркивает свою собственную принадлежность к даровитой семитической расе.
И.
А. Клейнман.{Евр. энц.}