БЕЛОБОРОДОВ Андрей Яковлевич

Найдено 1 определение
БЕЛОБОРОДОВ Андрей Яковлевич
28(16). 12.1886 (Тула)-24.02.1965 (Рим). Акварелист, график и архитектор. Из старинного рода, внесенного в Дворянскую книгу Тульской губернии. Детство провел в Туле, где окончил гимназию. В 1905 поступил на архитектурное отделение АХ, учился у Л. Н. Бенуа и посещал академическую граверную мастерскую В. В. Матэ. В апреле 1912, по окончании общего академического курса, получил право на производство построек. В 1912-15 исполнил интерьеры парадных залов в здании Кабинета Его Императорского Величества (Невский пр., 39), Аничкова дворца и особняка Г. Г. Черткова (Дворцовая наб., 22). Дружил с кн. Ф. Ф. Юсуповым, который пригласил его заняться переделкой нижнего этажа дворца на набережной Мойки, 94. Вместе с архитектором А. П. Вайтенсом, художниками Н. А. Тырсой, С. В. Чехониным и В. М. Конашевичем исполнил перепланировку и декор комнат нижнего этажа дворца. В 1913-15 занимался поиском памятников народного зодчества в Лужском и Гдовском уездах в составе экспедиции, организованной по инициативе петербургского генерал-губернатора. Описал исторические и художественные памятники архитекторов А. Н. Воронихина и Ж. Тома де Томона. Состоял членом кружка «Duodecim», в котором объединились 12 учеников Л. Н. Бенуа, чтобы бороться за возрождение «имперского искусства». В июне 1915 получил звание художника-архитектора и заграничное пенсионерство за проект здания университета в столичном городе, однако командировка была отложена из-за войны. В ноябре 1918 был назначен руководителем мастерской в ГСХМ. Исполнил росписи нескольких тарелок с архитектурными мотивами для Государственного фарфорового завода в Петрограде. В 1920 выехал в Англию. По поручению кн. Ф. Ф. Юсупова декорировал «Голубой бал» с участием Анны Павловой и построил открытый театр в ее резиденции на берегу Лебединого озера в Хэмпстеде. В 1920-34 жил во Франции. Исполнил несколько архитектурных работ, самая значительная из которых - реконструкция замка Caulaincourt. Иллюстрировал библиофильские книги, в том числе «Виды Солернского залива» с текстом Поля Валери и «Рим» Мориса Палеолога. Выпустил альбом из 24 литографий и гравюр с видами Рима. Участвовал в групповых выставках русского искусства в Париже (группа «Мир искусства» в Осеннем салоне, 1921; La Boetie, 1921; W. Hirshman, 1929 и 1930; d ’Alignan, 1931; La Renaissance, 1932), Амстердаме (1924), Брюсселе (1928), Копенгагене (1929), Берлине (1930), Белграде (1930). Выставлялся в Осеннем салоне (1923, 1924). Провел персональные выставки в Париже - в галереях на улице St. Нопоге, 376 (1923), и J. Chaipentier (1924, 1929 и 1934). Был тесно связан с литературной и артистической средой Парижа, дружил с семейством Бенуа, К. А. Сомовым, М. В. Добужинским. В его квартире нашла приют 3. Е. Серебрякова в первые месяцы своей эмиграции. В 1934 переехал в Рим, где жил до конца дней. Принял католичество. Писал пейзажи Рима, Флоренции, Мантуи, пейзажи с руинами и вымышленными архитектурными композициями. Участвовал во многих выставках в Италии и провел несколько персональных выставок, в том числе в Риме (палаццо Pecci Blunt, 1934; галерея Roma, 1939), Гааге (P. Loujetzky, 1939), Неаполе (1955). Выполнил несколько архитектурных работ, из которых наиболее известна вилла швейцарского промышленника и мецената Мориса Сандоза близ Аврелиевой стены на Авентинском холме в Риме (спроектирована в 1939; построена в 1948-53). Оформлял праздники во Флоренции, исполнил декорации и костюмы к опере «Мазепа» П. И. Чайковского для фестиваля Maggio Musicale Fiorentino (1954). Публиковал автобиографические заметки в «Новом журнале» и писал сценарии для радиопередач. Создал сценарий фильма «Зимняя сказка» по Шекспиру и поставил фильм «Noi vivi» (1942). Похоронен на кладбище св. Павла в Риме. Архивный фонд А. Я. Белобородова с 1965 находится в ГРМ.

Источник: Художники русского зарубежья 1917-1939. Биографический словарь. 1999