[1739, Петербург — после 1764] — первая рус. певица (сопрано) и клавесинистка. Племянница Т. Белоградского. Пению обучалась у своего отца — придв. певца, хормейстера, лютниста и композитора. Была камер-певицей при дворе имп. Елизаветы Петровны. С 1751 выступала в составе Петерб. придв. итал. труппы в Зимнем дворце в операх Ф. Арайи. Обладала сильным красивым голосом и отточенной вокальной техникой. Итал. певцы высоко ценили искусство Б. Талантом юной певицы восхищался А. Сумароков, сравнивая ее игру с игрой А. Лекуврер.
1-я исп. партий: Прокриссы ("Цефал и Прокрисс" Ф. Арайи; первая опера, сочиненная на рус. текст А. Сумарокова и исполненная рус. артистами), Добродетели ("Прибежище добродетели"); на рус. сцене (?) — Дуняши ("Минутное заблуждение" А. Дезеда). Др. партии: Эвдора ("Незрящий Велизарий, Римский полководец, великий и несчастный человек"), Полина ("Трубадур и птицеловка"), Альцеста ("Альцеста" Г. Раупаха). Партнеpы: Ф. Волков, С. Евстафьев, Н. Ктитарев, Г. Марцинкевич, С. Ражевский, И. Татищев, Ш. Шлаковская.
Как певица и виртуозная клавесинистка принимала участие в придв. концертах и торжествах.
Лит.: Светлов С. Русская опера в XVIII столетии // Ежегодник имп. театров: Сезон 1897—1898. Прилож., кн. 1. — СПб., 1899. стр. 94.
Белоградская, Елизавета Осиповна
оперная певица при Елизавете Петровне, род. 1739 г.
{Половцов}