Бельское Речное Пароходство
Бельское Речное Пароходство
осуществляет перевозки пассажиров и грузов по рекам Белой, Уфе, транзитные рейсы по Волге от Астрахани до Н.Новгорода и далее на Москву, по Дону до Ростова-на-Дону, принимает и обрабатывает суда и грузы др. пароходств, произв. перевалку грузов на ж.д. и обратно, имеет свой судоремонтно-судостроительный з-д, базу для зимнего отстоя и ремонта судов. Нач. судоходства на р. Белой положено в 1858. К 1911 в Б.Р.П. действовали 21 товарно-пассажирский и 40 буксирных пароходов. Весь флот принадлежал частным компаниям, из к-рых самой крупной была "Ф. и Г. братья Каменские и Н.Мешков". После Окт. рев. речной флот национализируется, и в 1926 организуется Уфимская коммерческо-эксплуатационная контора Волжского гос. речного пароходства НКПС. С 1932 действует Бельское р-ное управление речного транспорта в составе Камского управления гос. речного транспорта. В 1937 создано самостоятельное Б.Р.П. в составе 13 пассажирских, 13 буксирных пароходов, катеров, неск. десятков барж, 18 пристаней, судоремонтного з-да, баз снабжения и др. объектов. В годы ВОВ бельские суда работали на Волге, Оке, р. Москве, перевозили войска, вооружение, снаряжение, раненых, эвакуированных, оборудование. После войны нач. переоборудование пристаней и обновление флота. В 1958 пристань Уфа в результате реконструкции стала крупным портом, в 1960-е полностью обновился флот Б.Р.П. Осн. грузы, характерные для последних лет: соль для химз-дов, жел. руда, медный колчедан, минерально-стр. грузы (песок, гравий, доломит и др.), др. стройматериалы, уголь, промсырье, стальные трубы большого диаметра, зерно, бахчевые культуры, продукты питания и др. Лит.: Иванов В. На бельских просторах. Уфа, 1982. Иванов В.Б.