БЕЛЬТАНДР И ХРИЗАНЦА
«БЕЛЬТАНДР И ХРИЗАНЦА»
Велтандр и Хрисанца», ок. 1350 стихов) – византийский стихотворный роман, созданный анонимным автором в XIII в., до взятия Антиохии турками в 1269 г. В нем рассказано об императоре Родофиле, «всемогущем повелителе всей римской земли», и его двух сыновьях – Филандре и Бельтандре. Красивый и храбрый Бельтандр вынужден покинуть родину «изза бесконечной ненависти к нему и тяжких упреков» отца. Он странствует по Малой Азии, чтобы узнать свою судьбу, и достигает замка из драгоценных камней – Эротокастрона, украшенного золотыми головами драконов и львов. На воротах замка – слова проклятия по адресу того, «кого ни разу еще не ранили стрелы любви». В одном из великолепных залов Бельтандр встречает владыку любви, восседающего на троне. Он вручает юноше прут из золота, железа и топаза, который тот должен передать самой прекрасной из 40 девушек. Отвергнув 37 претенденток, Бельтандр выбирает из трех оставшихся девушек ту, у которой «брови черные и чудесно очерченные», «жемчужные зубы, губы, как розы», «ее руки белы и нежны, а шея словно точеная». Юноша вручает ей прут, и все исчезает. В Антиохии Бельтандр устраивается на службу к царю и узнает в его дочери красавицу, которой передал прут. Возлюбленные встречаются по ночам в саду царского дворца, и ничто не может помешать их любви: ни запреты царя, ни тюремное заключение. Убежав из Антиохии, герои попадают после различных злоключений на родину Бельтандра. Его старший брат умер, и отец приветствует своего сына и его возлюбленную. Произведение заканчивается счастливым браком. Многое роднит этот роман с древнегреческими любовными романами: мотивы судьбы, странствия, вынужденной разлуки влюбленных, их счастливого воссоединения. Но структура произведения, в основе которой лежит символика числа (2, З, 4, 5 и кратных от них), хронологическая последовательность эпизодов, появление второй пары возлюбленных, гибель которых вводится по контрасту с вновь обретенным счастьем главных героев, особая любовная лексика, характерный для византийцев интерес к различным техническим чудесам, отсутствие четкой границы между реальным и фантастическим являются ярким свидетельством средневекового мировоззрения и эстетики.
Источник: Культура Византии. Истоки православия. Учебный словарь. 2012