(Гутман) — писатель и педагог; Б. род. в м. Теленештах (Бессарабской губ.) в 1870 г., в глубоко религиозной семье, получил обычное воспитание в хедере; случайно прочитанные две-три книги из эпохи "просвещения" возбудили в 14-летнем Б. стремление к образованию, и он при помощи переводов Библии стал изучать русский и немецкий языки. Женившись на 17-м году, Б. провел молодость в крайне тяжелых материальных условиях, занимаясь мелкой торговлей. В 1889 году он дебютировал рассказом "Mein Chawer" в "Jüdische Bibliothek" Переца, который его побудил к дальнейшей литературной работе. Вскоре последовал ряд других рассказов Б., помещенных в "Hazefirah", "Hameliz" и "Jud". Постоянные заботы о куске хлеба не оставляли Б. свободного времени, и потому зарождавшиеся образы и мысли он стал заносить в записную книжку в виде афоризмов, появившихся затем в сборниках "Ахиасаф" под общим заглавием "Ukzim upri machaschawot". Позже Б. занялся педагогической деятельностью; он один из первых стал применять в России так называемый "естественный метод" при преподавании еврейского языка (ibrit be´ibrit). Не пользуясь никакими учебниками и хрестоматиями, Б. сам составлял для своих учеников сказки, песни, придумывал разные игры. К этому времени относятся его рассказы "Hachusch ha-schischi", "Al kzei gbul ha-jalduth", "Lichwod schabat" и др. В 1899 г. Б. был приглашен в Одессу обществом "Hachinuch" в качестве преподавателя в "образцовом хедере", где давал уроки и поэт Бялик. Литературная среда, в которой Б. стал вращаться в Одессе, подействовала на него благотворным образом; к этому времени относится расцвет его литературной деятельности: он поместил целый ряд повестей и рассказов в "Haschiloach" (Nefesch Rezuza, Sekenim, Michtab gadol li-kataba), "Hazofe" (Jeme hanoar, Meewer lachaim), "Jud" (исторический рассказ Judit), "Hasman" (Maasiot umischeot) и в детских журналах "Olam katon" и "Haneurim". Совместно с Равницким и Бяликом Б. основал издательство "Moria" (см.), в котором редактировал книги для детей; издательством была выпущена образцовая хрестоматия Б. "Ben Ami" и два его очерка для юношества "Jetomim". Вследствие разыгравшихся в 1905 г. политических событий образцовый хедер закрылся, и Б. уехал в Палестину, где стал преподавателем в яффской школе. Желая создать литературный центр в Палестине, Б. основал в 1907 г. трехмесячник "Haomer", в котором появились его две поэмы "Chason hajamim" (или Bachel) и "Halewiim". — Литературная и педагогическая деятельность Б. тесно переплетаются между собой: и как педагог, и как беллетрист Б. проявляет глубокое понимание детской души, любовь к своеобразному детскому миру с его наивной непосредственностью и безыскусственной поэзией. В мягких грустных тонах Б. описывает, как душно и тесно чуткой душе ребенка в суровой обстановке средней ортодоксальной еврейской семьи с ее безнадежной борьбой за существование и мелочной религиозной обрядностью (повести Nefesch rezuzah, 1902, и Jeme ha-noar, 1904). Редкие минуты радости, выпадающие на долю ребенка еврейского гетто, Б. умеет рисовать в красках, пленяющих читателя сочностью. Наибольшей художественной законченностью отличается его описание похождений мальчика Авремеле (рассказ "Искушения весны", Ахиасаф, 1903), опьяненного блаженным чувством свободы в радостные предпасхальные весенние дни. Даже в рассказах, взятых не из детской жизни, как "Michtab gadol li kataba" (1904), где центральное место занимает свиток Торы, уничтоженный во время погрома, уделяется много места воспоминаниям детства и материнской тоске по утраченным детям. Лучшими страницами поэмы Б. "Рахиль" является описание глубокой скорби несчастной матери, тоскующей по детям, которые рассеяны по всем концам мира, и тщетно молящей о пощаде и милосердии. Цельность впечатления нарушается лишь тем, что Б., под сильным влиянием Бялика и его поэмы "Огненная хартия", заставляет свою кроткую героиню, после пережитых ужасов "третьего разгрома", преобразиться в апостола мщения. Гневные ноты чужды дарованию Б.
С. Цинберг.
{Евр. энц.}