, Дьюла (Benczur, Gyula) 1844, Ньиредьхаза — 1920, Долань. Венгерский живописец, представитель академического романтизма. Начальное обучение искусству получил в частной художественной школе в г. Кошица (ныне в Словакии) в 1860—1861. В 1861—1869 учился в мюнхенской Академии художеств (с 1865 под руководством К. Пилоти). По ее окончании продолжал жить и работать в Мюнхене. В 1870 посетил Париж. В 1874—1883 преподавал в мюнхенской Академии. В 1883 возвратился на родину, где стал директором Академии художеств в Будапеште, руководя ею до конца жизни. Основные произведения Бенцура — картины на исторические сюжеты. Полная трагических событий история борьбы венгерского народа за независимость нашла отражение в ранних картинах художника: Прощание Ласло Хуньяди (1866, Будапешт, Венгерская нац. галерея) и Пленение Ференца Ракоци II (1868, Бухарест, Музей искусств). В первой картине ярко выражен романтический порыв чувств друзей, прощающихся с молодым героем, предательски осужденным Габсбургами на казнь. Динамике их взволнованных движений и жестов противостоит мужественный стоицизм юноши. Более внешним и мелодраматичным в трактовке исторического образа выглядит второе полотно. Арест Ракоци, возглавившего в начале XVIII в. освободительную борьбу, происходит в его доме, в семейном кругу. Сентиментализм обстановки отодвигает на второй план общественный смысл события. Оба произведения отмечены высоким мастерством живописной техники. После исторического Соглашения 1867, следствием которого было создание двуединой Австро-Венгерской империи, драматическая интонация, свойственная ранним картинам художника, сменяется более мажорным строем. В 1870-е Бенцур, выполняя заказ баварского короля Людвига II, пишет картины на темы французской истории XVIII в., исполненные в духе рококо (Людовик XV и мадам Дюбарри и др.). В дальнейшем мастер вновь обращается к венгерской истории, избирая сюжеты, связанные с сотрудничеством Венгрии и Австрии. В картине Крещение Вайка (1875, Будапешт, Венгерская нац. галерея) художник изображает принятие христианства одним из первых венгерских правителей — впоследствии канонизированным св. Иштваном. В монументальном полотне Освобождение Буды (1896, Будапешт, Венгерская нац. галерея) показано изгнание турок из Будайской крепости соединенными австрийскими и венгерскими войсками. Оба произведения демонстрируют блестящее живописное мастерство художника, являя собой звучную симфонию мажорного колорита. Искусно построенная композиция, сосредотачивающая внимание зрителя на главном событии и ее героях — коленопреклоненном язычнике, принимающем крещение от римского прелата, — в первой картине, стремительная динамика движения масс — во второй свидетельствуют об изощренном искусстве мастера в создании доходчивого, воздействующего на публику живописного произведения. Бенцур писал также и портреты — простые и скромные, запечатлевающие натуру во всей ее достоверности, в ранний период творчества, и парадные, порой помпезные изображения венгерской знати — в поздний. Творчество Бенцура пользовалось признанием официальных кругов. В конце жизни он получил заказы на создание монументальных панно на темы венгерской истории для украшения ряда государственных зданий, но успел исполнить только часть этих работ. Долголетняя деятельность Бенцура на посту руководителя Академии художеств сыграла определенную положительную роль в совершенствовании профессионального мастерства многих венгерских живописцев, прошедших через эту школу, но их творчество не наследовало стиля своего учителя, а пошло по иному пути.
Лит.: Telepy K. Benczur Gyula. Budapest, 1960.
Л. Алешина