Бенедиктов Владимир Григорьевич

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Бенедиктов Владимир Григорьевич

Бенедиктов, Владимир Григорьевич, известный поэт. Родился 5 ноября 1807 г. в Петербурге, происходил из духовной семьи Смоленской губернии и провел детство в Петрозаводске, где служил его отец. Окончив четырехклассную олонецкую гимназию, Бенедиктов перешел (1821) в средние классы петербургского второго кадетского корпуса; откуда вышел первым в 1827 г., прапорщиком в лейб-гвардии Измайловский полк и начал скромную, бесцветную жизнь строевого офицера. В 1831 г. Бенедиктов, в чине поручика, принимал участие в усмирении польского восстания, а в следующем году оставил военную службу и перешел в министерство финансов, где прослужил много лет, от ничтожной канцелярской должности до места директора государственного заемного банка, ревностно относясь к своим служебным обязанностям, неизменно считаясь превосходным службистом и посвящая свои досуги высшей математике, астрономии и писанию стихов. Томиком стихотворений Бенедиктов дебютировал в конце 1835 г. ""Сначала, - рассказывает автор вышедшей в конце тридцатых годов в Германии книги ""Litterarische Bilder ans Russland"", Кениг, - никто не подозревал, чтоб он занимался стихотворством... Однажды пришел к нему друг его, литератор, и застал его за стихами. Бенедиктов должен был сознаться пред ним в любви своей к поэтическим трудам и прочесть кое-что из своих произведений настоятельному другу. Последний был изумлен его талантом, которого прежде не подозревал в нем, и восхищен неожиданною красотою его поэтических созданий. С того времени произведения Бенедиктова сделались известны публике""... Первая книжка ""Стихотворений Владимира Бенедиктова"" разошлась в самое короткое время. Н.В. Гербель передает, что ""ослепленная блеском и гармонией бенедиктовского стиха публика, восторг которой не знал пределов, буквально утопала в море звуков и раскупала книжку нарасхват, так что в самом непродолжительном времени понадобилось новое издание, которое и вышло в начале следующего года"". Бенедиктову тогда благоприятствовали многие обстоятельства. Читатели после ""Бориса Годунова"" охладели к Пушкину , и это охлаждение коснулось даже такого чуткого ума, как Белинский ; Жуковский , Вяземский , Баратынский , Козлов отзывались редко, и в это застойное время Бенедиктов занял в глазах публики вакантный трон лауреата. Всеобщего восторга не могли заглушить на первых порах трезвые и резкие отзывы Белинского (в ""Телескопе"") и Н. Полевого (в ""Сыне Отечества""). Благосклонно отнесся к Бенедиктову сам Пушкин (в его библиотеке сохранились оба первые издания книжки Бенедиктова), нашедший у него ""превосходное сравнение неба с опрокинутой чашей"" и сказавший ему: ""У вас удивительные рифмы, ни у кого нет таких рифм""; можно предполагать по одной отметке в библиографическом отделе ""Современника"", что Пушкин собирался написать рецензию на сборник стихов Бенедиктова. Вторая книжка стихов, которую выпустил Бенедиктов в 1838 г., быстро разошлась без остатка в числе 3000 экземпляров, - успех по тому времени прямо неслыханный. Но здравое слово Белинского сделало свое дело. Молодой Тургенев , который сначала ""воспылал негодованием"" против ""критикана"", скоро почувствовал, что Белинский прав: ""Прошло несколько времени, и я уже не читал Бенедиктова"". Белинский сразу и бесповоротно определил в стихах Бенедиктова ""риторическую шумиху, набор общих мест"", ""ошибки против языка и здравого смысла"", холодную риторику, свел их к ""стихотворной игрушке"" и признал, что у Бенедиктова ""нельзя отнять таланта стихотворческого, но он не поэт"" и многими ""в наше прозаическое время"" лишь принят за поэта. Этого приговора Белинский не изменил и впоследствии и не раз, так или иначе, повторял его. Гром похвал постепенно стал стихать, общественное мнение заметно трезвело, и в 1842 г., когда Бенедиктов снова выпустил книжку стихов, ее встретили довольно сдержанно. Бенедиктов тогда стал мало писать, даже почти замолк на целые десять лет (1845 - 1855) и снова взялся за перо, уже как певец гражданских мотивов, в годину крымской войны и начала нового царствования. Поддавшись общему прогрессивному настроению, Бенедиктов в своем новом стихотворном цикле отразил мысли большинства, но остался тем же ритором, которому недостаток чуткости и образования не дал долго идти за общественным увлечением, и быстро исписался. Самое имя его стало постепенно забываться и скоро погрузилось в пучину окончательного забвения. Переживший себя Бенедиктов умер 14 апреля 1873 г. Основные черты творчества Бенедиктова - напряженная аффектация настроения, надуманность образов, вычурность выражений. Наивной читательской массе 30 - 40-х годов, которая не умела оценить величавую и целомудренную прелесть поэзии Пушкина и упоенно восхищалась Марлинским , нравились и ""меч молний"", которым ""опоясалось море""; и грудь, которая ""станет священным гробом"", и ""мох забвения на развалинах любви"", и ""морозный пар бесстрастного дыханья"", падающий на ""пламя красоты"", и ""шипучее сердце порока"", Бенедиктов тогда вполне соответствовал эпохе господства над умами Кукольника , Брюллова , Сенковского , Булгарина и Греча . За искренний жар страсти Бенедиктов выдавал ухарство самого вульгарного пошиба: соловей ""дробью прыснул""; о глазах красавицы Бенедиктов говорил: ""два голландские алмаза - глазки, глазки - у! - беда!"", ""Плутяга"", Бахус Рубенса ""алый ротик свой разинул"". Римский папа ""взял громаду всей Европы в перегиб - и об гроб Христов расшиб"". Юпитера Бенедиктов величает ""шутом-потешником"" и ""старым чертом"". Отсутствие чувства меры доводило Бенедиктова до прямой порнографии. Свою искусственность Бенедиктов не только сознавал, но возводил в эстетический канон и внушал поэту: ""Чтоб выразить таинственные муки, чтоб сердца огнь в словах твоих изник, - изобретай неслыханные звуки, выдумывай неведомый язык"". Так буквально он и поступал; Я.П. Полонский даже составил ""Алфавитный список слов, сочиненных Бенедиктовым, видоизмененных или никем почти не употребляемых, встречающихся в его стихотворениях"". Среди них встречаются такие, как ""возблагодать"", ""льдоребрый"", ""мужественность"", ""нетоптатель"", ""сентябревый"", ""яичность"". По существу Бенедиктов был прав, признавая за поэтом державную прерогативу некоторой свободы в обращении с языком, но своими безвкусными неологизмами он только доказал, что сам он, по размерам своего дарования, на эту свободу посягать не должен был. Все же для развития и усложнения русской стихотворческой техники Бенедиктов сумел кое-что сделать и начал торить ту дорогу, по которой много лет спустя пошел Бальмонт , и в его ""гремучих напевах"", где слышны ""литавры и бубны созвучий"", изредка бывала неподдельная красота слова, попадались отдельные, вне связи и системы, ценные мысли, но эта малая и лучшая часть его творчества тонет в море банальщины, эффектничанья и пустозвонной трескотни. Мотивы поэзии Бенедиктова просты и незамысловаты и редко выходят из области любви и природы, к которым Бенедиктов относится без особой вдумчивости, с наивным обывательским эпикуреизмом. Тем же обывателем остался Бенедиктов и в своих гражданских мотивах, на первых порах примиривших с ним даже критику, после Белинского вообще сурово смотревшую на него. В них разнузданная муза Бенедиктова предстала уже ""одета запросто, застегнута по шею, без колец, без серег"". Он обращался к писателю: ""гласом добрым воззови, и зов твой, где бы ни прошел он, пусть духом мира и любви и в самом громе будет полон! Огнем свой ополчи глагол лишь на нечестие земное и - с Богом - ратуй против зол!"" В общих чертах он верно понимал дух новой эпохи, когда, встречая наступающий 1857 г., писал: ""Кое-что сказалось с разных уголков, много завязалось новых узелков... Время полюбило правду, наголо, правда ж дай, чтоб было все вокруг светло!.. И не одолеют чуждых стран мечи царство, где светлеют истины лучи"". Такие азбучные поучения в те печальные годы царствования Александра II для многих звучали и тепло, и ново. Конечно, не дешевым либерализмом и не дешевой эротикой спасается в литературе от полного забвения имя Бенедиктова. Как верно подметил еще Пушкин, он несомненный, хотя и примитивный, художник слова, как такового, и справедливо сказал о нем позднейший критик: ""Любитель славы, любовник слова, он в истории русской словесности должен быть упомянут именно в этом своем качестве, в этой свой привязанности к музыке русской речи"". Бенедиктов много и удачно переводил (из Мицкевича, Гюго, Теофиля Готье, Петефи, Козара, Медо Пучича). Собрание его стихотворений вышло в 3 томах в 1856 г.; посмертное издание выпущено и издано товариществом Вольф в 1883 - 1884 годах, под редакций Я.П. Полонского и переиздано в 1902 г. Биография и библиографические сведения о Бенедиктове см. у Полонского в статье, помещенной при собрании сочинений Бенедиктова, у С.А. Венгерова (""Источники словаря русских писателей"", 1, 210 - 211; ""Критико-биографический словарь русских писателей и ученых"", II, 398 - 418); см. также В.П. Быкова, ""Записки старой смолянки"", I, 172 - 173, 212, 244 - 248, 256 - 257; II, 222 - 223; Б. Садовской, ""Русская Камена"", стр. 89 - 101 (М., 1910); Ю. Айхенвальд , ""Силуэты русских писателей"", вып. III (М., 1910), и ""История русской литературы XIX века"", изд. ""Мира"", II, 62 - 65; рецензия А. К. на собрание стихотворений 1856 г. в ""Сыне Отечества"", 1856, № 27 и 28. Н. Лернер.

Источник: Биографический словарь. 2008

Бенедиктов, Владимир Григорьевич

— поэт, род. 5 ноября 1807 г. в С.-Петербурге, ум. 14 апреля 1873 г. там же. Детство свое провел в Петрозаводске, Олонецкой губ., где его отец служил советником правления. В 1817 г. девятилетний Бенедиктов поступает в олонецкую губернскую гимназию и через четыре года оканчивает в ней полный курс, ибо в гимназиях того времени было всего четыре класса. Здесь, под влиянием учителя словесности Яконовского, писавшего стихи и заставлявшего учеников произносить их при разных гимназических торжествах, в мальчике впервые пробудилась страсть к стихотворству. По окончании курса гимназии, Бенедиктов продолжал образование во 2-м кадетском корпусе, куда по экзамену был принят в 1821 г. Во время пребывания в корпусе, Бенедиктов, вместе с некоторыми товарищами, упражнялся в писании стихов в кадетских журналах и альманахах. Окончив курс в корпусе 25 июня 1827 г. первым учеником, Бенедиктов поступил прапорщиком в лейб-гвардии Измайловский полк. Через три года он был произведен в поручики, а в январе 1831 г. выступил в поход для усмирения польского восстания и, принимая участие вместе с полком во всех делах, получил "за храбрость" орден св. Анны 4-й степени. По возвращении из похода в Петербург, Бенедиктов оставил военную службу и определился в канцелярию министра финансов (Канкрина), с переименованием в коллежские секретари. Начав с исправляющего должность помощника столоначальника, Бенедиктов в 1834 г. был сделан столоначальником, в 1837 г. — старшим секретарем общей канцелярии министра финансов, в 1843 г. — директором правления экспедиции государственных кредитных билетов. В 1850 г. Бенедиктов был произведен в действительные статские советники, а в 1847 и 1856 гг. получил ордена св. Анны 2-й степени и св. Владимира 3-й степени. Наконец, в 1856 же году Бенедиктов был назначен членом правления государственного банка. Прослужив по министерству финансов около 30-ти лет, при двух министрах, графе Канкрине и Ф. П. Вронченко, Бенедиктов 31 октября 1860 г. вышел в отставку с полным пенсионом, по 2500 рублей в год. Первым печатным литературным произведением Бенедиктова был небольшой сборник его стихотворений, изданный автором в начале 1835 г. в Петербурге и встреченный довольно единодушными похвалами журналов и публики. Но Полевой и, особенно, Белинский не признали Бенедиктова крупным поэтом. Деньги на издание дал поэту г. Каргоф, жена которого посвятила Бенедиктову несколько весьма сочувственных страниц в своих воспоминаниях. Г-жа Каргоф рассказывает, что Бенедиктов имел "огромный успех, но не продолжительный". Слава молодого поэта прогремела на первых порах по всему Петербургу, о чем свидетельствует и И. И. Панаев в своих "Литературных воспоминаниях". "Появление стихотворений Бенедиктова", — пишет он, — "произвело страшный гвалт и шум не только в литературном, но и в чиновничьем мире... О статьях Полевого и Белинского отзывались с негодованием, и были очень довольны статьею профессора Шевырева, провозгласившего Бенедиктова поэтом мысли. Жуковский, говорят, до того был поражен, что несколько дней сряду не расставался с книжкою и, гуляя по царскосельскому саду, оглашал воздух Бенедиктовскими звуками. Один Пушкин остался хладнокровен. Прочитав Бенедиктова, на вопросы, какого он мнения о новом поэте, отвечал, что у него есть превосходное сравнение "неба с опрокинутой чашей". Холодный отзыв Пушкина вполне гармонировал со следующим справедливым отзывом Белинского: "Я, право, не вижу, — говорил критик, — почти никакого достоинства в описательных картинах г. Бенедиктова, потому что вижу в них одно усилие воображения, а не внутреннюю полноту жизни, все оживляющей собою. В стихотворениях г. Бенедиктова все не досказано, все не полно, потому что... его талант... не имеет... силы фантазии, посредством которого всякое чувство высказывается полно и верно. У него нельзя отнять таланта стихотворческого, но он не поэт. Читая его стихотворения, очень ясно видишь, как они деланы. Если г. Бенедиктов будет продолжать свои занятия по стихотворной части, то он со временем выпишется, овладеет поэзиею выражения, выработает свой стих.... но едва ли когда-нибудь будет поэтом". В это время содержанием стихотворений Бенедиктова служит воспевание могучих страстей, которые, однако, были чужды его дюжинной натуре; поэтому, за отсутствием искреннего чувства, поэт постоянно подымается на ходули и впадает в неестественные преувеличения. Но публика не замечала этой фальши, увлеклась звучным стихом и раскупала книжку нарасхват, так что в самом непродолжительном времени понадобилось новое издание ее. Начиная с 1836 г., стихотворения Бенедиктова все чаще и чаще появляются на страницах "Библиотеки для чтения", "Современника" и "Сына Отечества". В конце 1838 г. вышел в свет второй том стихотворений поэта, встреченный похвалами Сенковского ("Библ. для Чтения", 1839, № 2) и раскупленный публикой так же быстро, как и первый, в количестве 3000 экземпляров. С 1839 г. стихотворения Бенедиктова появляются на страницах все большого количества журналов. В 1842 г. вторая часть появилась вторым изданием, вызвав снова строгую оценку Белинского. После этого Бенедиктов замолк на десять лет и возобновил свою поэтическую деятельность, лишь в 1855 г. Произведения этого второго периода отличаются от первых опытов как формой, так и внутренним содержанием. Общественное движение, начавшееся после Крымской кампании, захватило и Бенедиктова: гражданские мотивы становятся главною темою его стихотворений, но отсутствие истинного поэтического дара часто сказывается и тут холодной риторикой и известною узостью мысли. В 1856 г. стихотворения Бенедиктова появились в трех томах; к последнему изданию, в виде дополнения, была издана в 1857 г. небольшая книжка, под заглавием: "Новые стихотворения В. Бенедиктова". С 1855 по 1860 г. Бенедиктов печатался в журналах: "Библ. для Чтения", "Пантеоне", "Сыне Отечества", "Русском Вестнике", "Современнике", "Веке", даже в "Искре" и некоторых других. Самое позднее из напечатанных стихотворений Бенедиктова появилось в "Литературной библиотеке" 1860 г., № 2. Не прекращая поэтической деятельности, как переводной, так и оригинальной, Бенедиктов с этого времени, однако, своих стихотворений больше не печатал. Похоронен Бенедиктов на кладбище Воскресенского Новодевичьего монастыря. Посмертное издание стихотворений Бенедиктова, в 3-х томах, под редакциею Я. П. Полонского, с биографиею, написанною последним, и портретом автора, издано М. О. Вольфом в 1883 г.


"Русские поэты в биографиях и образцах" Н. В. Гербеля, изд. 3-е, 1888 г., стр. 337—339. — Биография В. Г. Бенедиктова, написанная Я. И. Полонским для собрания сочинений, изд. 1883 г. — "Всемирн. Иллюстрация" 1873 г., № 230. — "Бирж. Вед." 1873 г., № 104. — "Моск Вед." 1873 г. № 105. — "Русск. Старина" 1873 г., т. 8. — "Иллюстр. Газета" 1866 г. т. 17, № 2. — "Рус. Архив" 1875 г., № 12, стр. 461—468. — Портретная галерея русских деятелей А. Мюнстера т. 2 СПб. 1869 г. — "Иллюстр. неделя" 1873 г., № 16. — Сочинения Белинского т. І, стр. 256—275 и т. VI, стр. 477—481. — Сочинения Добролюбова т. І, стр. 477—491. — "Литературные воспоминания" Панаева, стр. 94, изд. 1876 г. — "Жизнь прожить, не поле перейти", воспоминания Каргоф, "Русский Вестник", 1881, № 9—11; 1882 — № 5; 1883 — № 6; 1884 — № 5. О Бенедиктове говорится в № 9 за 1881 г.


{Половцов}





Бенедиктов, Владимир Григорьевич


— русский поэт; род. 5 ноября 1807 г. в Петербурге; воспитывался в Олонецкой гимназии и во 2-м кадетском корпусе в СПб., откуда был выпущен прапорщиком в л.-гв. Измайловский полк; с этим полком участвовал в походе 1831 г. против польских мятежников и по возвращении гвардии в Петербург оставил военную службу, поступив в министерство финансов. Здесь он и оставался до конца своей службы, занимая в последние ее годы должность члена правления Государственного банка. В 1860 г. получил отставку с пенсией и с тех пор жил "на покое" то в Петербурге, то в деревне, то за границей. Умер 14 апреля 1873 г.


На литературное поприще Бенедиктов выступил в 1835 г. небольшой книжкой стихотворений, которая обратила на юного поэта внимание критики и публики. Читатели и рецензенты встретили эту книжку громким похвалами: она покупалась нарасхват, так что скоро потребовалось новое издание; по рассказу И. И. Панаева, Жуковский отзывался о новом поэте с восторгом; отовсюду слышались самые лестные суждения. Только Белинский (в "Телескопе" 1835 г.) взглянул на произведения Б. с иной точки зрения и, не преувеличивая ни их достоинств, ни недостатков, показал, что в них виден только талант стихотворца, т. е. умение ловко владеть размером и рифмой, но почти совсем отсутствует поэтическое дарование.


В 1856 г. вышло в свет полное собрание стихотворений Б. в 3-х томах, а в следующем году в виде дополнения к этому собранию — "Новые стихотворения". В эпоху Крымской войны Б. выступил в роли патриотического лирика с рядом громких од, в которых слышался запоздалый отголосок державинской музы. В следующую за тем эпоху общественного возбуждения, когда в хоре нашей поэзии сильнее других стала звучать "гражданская" нота, Б. также поддался этому новому общественному настроению: оставив прежние лирические излияния, он приглашал читателя на борьбу с общественным злом, хвалил справедливость, бескорыстие, любовь к отечеству и т. д. В 1884 изд. товариществом М. О. Вольф 2-е полное собрание стихотворений Б. под редакцией и с вступительной статьей Я. П. Полонского.


{Брокгауз}





Бенедиктов, Владимир Григорьевич


поэт; р. 1807, † 1873 г.


{Половцов}





Бенедиктов, Владимир Григорьевич


(1807—1873) — поэт. Род. в Петербурге, в семье чиновника, учился в гимназии и кадетском корпусе, откуда поступил в полк. Вскоре переменил военную службу на гражданскую. Дебютировал в 1835 книжкой стихов, имевшей шумный успех. Успехом Б. пользовался короткое время. Особенность творчества Б. — в его исключительном даре версификатора. У Б. звучный стих, обилие метафор и эпитетов, смелых сравнений, масса новых слов, но нет чувства меры: он многословен, напыщен и банален. Отсутствие серьезного образования, пребывание в армейской среде, а потом в среде бюрократической, наложили свой отпечаток на творчество Б. Кругозор его узок, темы ограниченны. Он воспевает свинец и саблю, кудри и очи красавиц, эффектные явления природы, благонамеренный патриотизм. Но оставаясь даже в этом небольшом кругу тем, Б. не дает подлинного лиризма.



Лит.: Полное собрание соч. Б. вышло в 1884 в 2 тт. под ред. и с биограф. очерком Я. П. Полонского. В 1902 оно было повторено. О Б. см. Белинский, В., Сочин., под ред. С. Венгерова, тт. II и VII (или тт. I и III в изд. Павленкова); Добролюбов, Н., Соч., т. I, стр. 47—91; Чернышевский, Н., Собр. соч., т. И; Садовский, Б., Поэт-чиновник; Венгеров, С., Источники словаря рус. писателей, т. II, стр. 210—11; ср. ст. Р. Бpандта в "Русском Филологическом Вестнике", III—IV, 1917.


В. Л.





Бенедиктов, Владимир Григорьевич


[1807—1873] — поэт, лирик. Происходил из духовного звания; родился в Петербурге, детство и юность провел в Олонецкой губернии. Учился в гимназии, в кадетском корпусе. С 1827—1831 на военной службе, участвует в подавлении польского восстания. С 1832 переходит в министерство финансов, преуспевает как чиновник и достигает должности директора Государственного заемного банка. Выходит в отставку действительным статским советником. Пишет попутно стихи, занимается математикой и астрономией. Составил учебник астрономии (неизданный). — Судьба Б. как поэта характерна: "поэт-чиновник" (по оценке многих критиков), напечатав с помощью друзей первый сборник стихов в 1835, делается необычайно популярным, его читают нарасхват, так что в 1838 потребовалось новое издание, которое выходит в неслыханном в то время количестве — 1000 экз. На Б. можно изучать историю "социального заказа" определенных общественных групп 30-х гг. "Он был в моде, — говорит его биограф Я. П. Полонский, — учителя гимназий в классах читали стихи его ученикам своим, девицы их переписывали, приезжие из Петербурга модные франты хвастались, что им удалось заучить наизусть только-что написанные и еще не напечатанные стихи Б., а наряду с этим заметно охлаждение к Пушкину, "Бориса Годунова" и "Капитанскую дочку" почти не читают". Известность Б. растет, особенно после того как проф. Шевыpeв посвящает ему хвалебную статью и провозглашает Б. "поэтом мысли". Разумеется "потребитель" Б. — не тот, что у Пушкина: мелкое дворянство" чиновники разночинцы без образования — широкая городская обывательская масса, живущая романтическими шаблонами в духе марлинизма (см. Марлинский) и отдыхающая на них от своей серенькой жизни, как на них отдыхал сам "поэт-чиновник". Мотивы стихов Б. — обычные для этого сорта романтики: любовь, природа, особенно любовь. Воображение Б. проникнуто эротизмом; видя красавицу, он представляет себе, как вздыхает и томится паркет, по которому она ступает, или конь, на котором она скачет ("Наездница"). Даже при виде пожара Б. создает образы любовного поединка: "Над зданья громадой он бурно восстал, к ней жадною грудью прильнул сладострастно, червонные кудри свои разметал... и... сверкает победным любви торжеством". Иногда в тон господствующему вкусу Б. пишет о родине, воспевает величину и военную мощь России ("Россия"). Успеху Б. много способствовала "гремучесть" его стихов, "прорифмованных насквозь" (по его собственному выражению). Даже Пушкин находит, что ни у кого нет таких богатых рифм, как у Б. Критики отмечают много созданных им слов и словосочетаний, напр. "льдяребрость", "вольнотечный", "громоглагольный", "стопобедный", "залюбовный", "безверец" и т. д.


Однако мода на Б. прошла, и в 40-е гг. о нем забыли; под влиянием статей Белинского создается даже кличка "бенедиктовщина", которой клеймится все неестественное и безвкусное в поэзии. Белинский громит Б. за пошлость, пустоту и внешний блеск, принимаемый за подлинную поэзию. Лет десять Б. не печатается нигде; но в 1857 выходит небольшая книжка его стихов под заглавием "Новые стихотворения В. Б.", в которой он выступает как "Ювенал" (по его собственному выражению) и пытается, в тон господствующему направлению, учить общество добру и прогрессу. За эти "общественные" настроения Б. хвалят Чернышевский и Добролюбов, но попутно отмечают чисто внешний характер его воодушевления, его ложный пафос, стремление идти по проторенным путям и даже "молчалинство", его желание подделаться под господствующую моду.


Имя Б. казалось навсегда забытым, но в 90-е годы память о нем воскрешают символисты. Ф. Сологуб обращает внимание на богатство его речи, Ю. Айхенвальд отмечает изысканность его рифмы, указывает на близость Б., этого "ремесленника во имя красоты", к поэзии неоромантиков. В. М. Фриче, после краткого анализа содержания и формы стихов Б. устанавливает явную эволюцию от Б. к символистам: их роднит эротизм и внутренняя изощренность звукописи.


Б., поэт явно упадочный, по своей идеологии типичен для определенной общественной группы 30-х гг. Это — обыватель-чиновник, выряженный в павлиньи перья романтизма высших классов.



Библиография: I. Стихотворения В. Б., СПб., 1835; т. II СПб., 1838; в 3-х тт., СПб., 1856; Новые стихотворения В. Б. СПб., 1857; Стихотворения в 3-х тт., СПб., 1883—1884; в 2-х тт., СПб.—3,1., 1902 (второе посмертное изд. с биографией, составленной Я. П. Полонским).


II. Венгеpов С. А., Крит.-биогр. словарь, т. II, СПб., 1886; Геpбель, Н. Русские поэты в биографиях и образцах, СПб., 1888; Майков В., Критические опыты, СПб., 1891; Садовский Б., Поэт-чиновник, "Русская мысль", № 11, 1909; Белинский В. Г., Собр. сочин. под ред. Н. Д. Носкова, СПб. — М., 1911 (см. стихотворения В.Б.); Добролюбов Н. А., Собр. сочин. под ред. М. К. Лемке, СПб.


В. Дружкина.


{Лит. энц.}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008