Бенуа Александр Николаевич - см. в статье Бенуа (Л.Н., А.Н.) .
БЕНУА Александр Николаевич
Источник: История России. Словарь-справочник. 2015
С 1898 организованный им кружок единомышленников издает журнал "Мир искусства", но названию которого именуется и само объединение.
В 1901 Бенуа выпускает журналы "Художественные сокровища России", "Старые годы", пропагандирующие старых русских мастеров и западноевропейскую живопись.
Автор ряда искусствоведческих работ ("История живописи в XIX в.", "Царское Село", "История живописи всех времен и народов"), как график высоко оценен критикой за серию иллюстраций к "Медному всаднику" А.С. Пушкина, тонко передающих стиль Петровской эпохи.
В 1908-11 художественный руководитель "Русских сезонов" С.П. Дягилева.
В 1918 - художник и режиссер Мариинского и Большого драматического театров в Петрограде. В 1919-26 заведует картинной галереей Эрмитажа. С 1926 - в эмиграции.
— сын проф. архитектуры Николая Леонтьевича Б., род. в 1870 г. По окончании курса на юридическом факультете СПб. университета посвятил себя всецело искусству. Долго жил в Париже, откуда делал поездки с художественною целью в Бретань, Нормандию, Англию, Бельгию и Голландию. С 1901 по 1903 г. состоял редактором сборника "Художественные сокровища России". С самого основания журнала "Мир искусства" принимает в нем ближайшее участие и выставляет свои рисунки и акварели на его выставках. В настоящее время редактирует роскошное издание Р. Голике и А. Вильборга: "Русская школа живописи". Главные литературные труды Б. — глава, посвященная русскому искусству в сочинении Р. Мутера "Geschichte der Malerei im XIX Jahrhundert" и прибавление к русскому переводу этого сочинения, изданное в 1902 г. под заглавием: "История русской живописи в XIX столетии". Много его исторических и критических статей по части искусства помещено в "Мире искусства", "Художественных сокровищах России", "Ежегоднике имп. театров", "Сборнике министерства финансов", газете "Слово", "Revue encyclopédique" и некоторых др. периодических изданиях.
{Брокгауз}
Бенуа, Александр Николаевич
(р. 1870) — художник, художественный критик, историк искусства и театральный деятель. Сын известного архитектора Николая Леонтьевича Б., он, будучи еще в гимназии, начал посещать классы Академии художеств. Впервые выставил в 1893 на акварельной выставке композиции "Пастораль" и "Монастырь", написанные под впечатлением поездки по Германии и Австрии в 1890. Эти вещи своей свежестью и новизною восприятия природы выгодно выделялись из всего выставленного, и уже в них наметился будущий путь Б. Окончательно этот путь определился в серии картин и этюдов, выставленных им в 1897 и явившихся результатом его второго заграничного путешествия в 1894 по Германии, Австрии, Швейцарии, Италии, а также поездки в 1896 в Париж и посещения Версаля. Эта выставка принесла Б. большую известность: три картины — "Огород", "Кладбище" и "Замок" — были приобретены П. М. Третьяковым, не успевшим купить лучших картин выставки — цикла "Прогулки Людовика XIV в Версальском парке". Приобретенные частными собирателями, они в главной части сосредоточены ныне в Русском музее. Знакомство с жизнью Запада заставляло Б. особенно остро чувствовать недостаточность художественной культуры России, сказывавшуюся на уровне тогдашних выставок и особенно художественных журналов и критики. Б. организует кружок друзей, которые так же, как и он, прислушивались к новым течениям в искусстве, намечавшимся на Западе. Начиналась новая "западная струя" в русском искусстве. Событием для кружка было появление в 1893 1-го вып. "Истории живописи 19 в. " Мутера. Б. написал для него главу о русском искусстве.
Когда появилась эта глава-памфлет горячего, ярко чувствующего художника против косности в искусстве и в защиту непризнанных талантов, ее с жаром читали друзья и враги, и общество разбилось на два враждебных лагеря. К кружку Б. примкнули наиболее даровитые силы передвижных выставок — Серов, Коровин, Левитан, Нестеров, Врубель и даже Репин, не остановленный громовыми статьями старика Стасова против "декадентов". Решено было организовывать собственные выставки, — нужен был свой журнал для пропаганды нового искусства. В конце 1898 Дягилев выпустил первый № журнала "Мир Искусства". Наряду с пропагандой нового искусства, Б. вел в журнале пропаганду также подлинного старого искусства, писал о красоте "старого Петербурга", о забытых рус. художниках, а также о сокровищах западного искусства в России. Отсюда был один шаг до появления журн. "Художественные Сокровища России", задуманного и осуществленного Б. в 1901. Началась мода на "старину", характерная для предреволюционного времени (журнал "Старые Годы"). Однако, сам Б. не замыкался в одной старине, и упреки в излишнем историзме ложатся всей тяжестью не на него, а на эпигонов. В то время как последние, окрепнув на завоеванных позициях, враждебно относились к новому "живописному бунту", шедшему из Москвы, Б. всячески его поддерживал против своих старых друзей. В 1903 Б. создает замечательную серию иллюстраций к "Медному всаднику" — лучшее, что сделано им в области графики. Одновременно он работает для театра. Начав с декораций к балету "Сильвия" для Мариинской сцены (1901), он через "Гибель богов" (1902—03) переходит к постановке собственного балета "Павильон Армиды" (муз. Черепнина, 1907). С этого времени Б. страстно отдается театру. Он работает не только над декорациями, но и над самими постановками, превратившись постепенно в режиссера (мольеровский и пушкинский спектакли Московского Художественного театра в 1912 и 1914). Из наиболее ярких постановок Б. нужно отметить "Петрушку" (1911) и "Соловья" (1914) Стравинского для дягилевских спектаклей в Париже и "Пиковую даму" в Ленинградском оперном (Мариинском) театре (1921).
Большая декоративная работа выполнена Б. для московского Казанского вокзала (эскизы "Азия", "Европа", 1916). При всей этой кипучей деятельности Б. находит время для журнальной работы, помещая в течение 8 лет фельетоны по текущим художественным вопросам сначала в газ. "Речь", а позднее в "Новой Жизни" Горького, и одновременно работая над научными исследованиями "Царское Село" (1910) и "История живописи всех времен и народов" (1912—17). Среди историков искусства Б. являет редкий пример знатока самих произведений, а не только литературы о них. В качестве такого исключительного знатока, после революции Б. был поставлен во главе картинной галереи Эрмитажа.
Лит.
: Яремич, С., Александр Бенуа, "Искусство", № 4, Киев, 1911; Эрнст, Сергей, Александр Бенуа, П., 1921.И. Грабарь.
Бенуа,
Александр НиколаевичРод. 21 апреля (3 мая) 1870, в Санкт-Петербурге, ум. 9 февр. 1960, в Париже. Художник (в т. ч. театральный), историк искусства и художественный критик, главн. идеолог журнала "Мир искусства" (1898—1904), позднее вдохновитель и видный участник объединения художников "Мир искусства". Создатель серии акварелей "Последние прогулки Людовика XIV" (1897—1998), гуашей для издания "Русская история в картинках" (Санкт-Петербург, 1910), иллюстраций к произвед. А. С. Пушкина ("Пиковая дама", "Медный всадник"). Возглавлял художественную часть антрепризы С. П. Дягилева, работал в Московском художественном театре, ленинградском Театре оперы и балета, в Большом драматическом театре. Сценография: "Павильон Армиды" (Мариинский театр, 1907), "Петрушка" (театр Шатле, Париж, 1911), "Маленькие трагедии" (МХТ, 1914—1915). Автор "Истории живописи всех времен и народов" (СПб., 1912—17). Вскоре после Октябрьского переворота эмигрировал, работал за границей ("Гранд-Опера", "Ла Скала", театры Лондона, Нью-Йорка, Вены и др.). Автор мемуаров "Мои воспоминания" (Нью-Йорк, 1955, Москва, 1980).
Источник: Художники русского зарубежья 1917-1939. Биографический словарь. 1999
В 1893 опубликовал первую свою работу по истории русского искусства (главу в: Р.Мутер «История живописи в XIX в.»). Другие важнейшие искусствоведческие труды - «История русской живописи» (1901-2), «Русская школа живописи» (1904), «Русский музей имп. Александра III» ( 1906), «Путеводитель по картинной галерее Эрмитажа» (1910), «История живописи всех времен и народов» (1912-17, незаконч.) и др.
Основатель сборника «Художественные сокровища России» (1901). Автор многочисленных статей в журналах «Мир искусства», «Золотое Руно», «Аполлон», «Старые годы»; в газетах «Слово», «Русь» и др. С 1908 по весну 1917 регулярно публиковал «Художественные письма» в газете «Речь».
В 1890 путешествовал по Германии. В 189599 был хранителем коллекции современной европейской и русской живописи и графики княгини М.Тенишевой. В 1896 организовал выставку нескольких русских художников в рамках Мюнхенского Сецессиона - творческого объединения, ставящего своей целью создание нового, всеобъемлющего стиля в архитектуре, дизайне, живописи. В том же году впервые побывал в Париже, положив начало своему «Версальскому циклу» (серии гуашей и акварелей на версальские мотивы, созданной в 1896-99 и в 1905-6; серия литографий и рисунков на ту же тему была издана в Петрограде в 1923). В 1904-6 впервые обратился к теме «Медного всадника» А.Пушкина (возвращался к ней и в 19 10-е), а также к иллюстрированию «Пиковой дамы» и «Капитанской дочки» (обе - Пг., 1920). Оформлял отдельные номера журнала «Мир искусства» (в 1904; был соредактором С.Дягилева), работал над экслибрисами, В 1905 создал серию иллюстраций для книги «Азбука в картинках Александра Бенуа» и серию открыток «Игрушки».
Дебютировал как художник театра в 1900: оформил одноактную оперу «Месть Амура» в Эрмитажном театре в Петербурге. В 1902 оформлял оперу «Гибель богов» Р.Вагнера в Мариинском театре (показ спектакля состоялся в 1903). В 1907 оформил спектакль балета Н.Черепнина «Павильон Армиды» (Мариинский театр), в том же году был одним из основателей «Старинного театра» в Петербурге (выполнил занавес театра). В 1909 стал художественным директором Русских балетных сезонов Дягилева (до 1911), для которых оформлял балеты «Сильфиды», «Павильон Армиды» (оба 1909), «Жизель» (1910), «Петрушка» (был также автором либретто, 1911), «Соловей» (1914). В 1912-15 был содиректором по постановочной части Московского Художественного театра.
В первые послереволюционные годы принимал активное участие в реорганизации и сохранении пригородных дворцов и парков Петрограда и Русского музея в этом городе. В 1917-26 состоял заведующим Картинной галереей Эрмитажа в Петрограде, Был членом Коллегии по делам музеев при Наркомпросе (1918), сотрудничал в издательстве «Всемирная литература», основанном М.Горьким. В 1918-22 создал серию литографий «Петергоф». Работал в петроградских театрах: Мариинском, Александрийском, Большом драматическом (1919-26).
В 1926 выехал в командировку в Париж как и ранее, для постановки спектаклей в «Grand-Орбга» и участия в выставках, но в Россию не вернулся. Это решение было связано, главным образом, с финансовыми и семейными обстоятельствами. Сохранял активные связи с Петроградом-Ленинградом вплоть до начала 1930-х, когда был отчислен из штата сотрудников Эрмитажа.
Б. оформлял спектакли в «Grand-Орбга» в Париже в 1924, 1926, 1928-34.
В последний период работы для театра Б. сотрудничал с труппой Иды Рубинштейн, для спектаклей которой оформил в числе прочего «Поцелуй феи» И.Стравинского (1928); Б. был также режиссером-постановщиком ряда спектаклей, («Болеро» М.Равеля (1928) и др.). Ставил и оформлял спектакли в «Comedie-Franaise» (1930-е), в театре «Colon» в Буэнос-Айресе, в лондонском «Covent Garden» (1957). Оформил спектакль «Спящая красавица» для антрепризы Дягилева (1928), а также балеты «Жизель» Ж.Адана и «Лебединое озеро» П.Чайковского для антрепризы С.Юрока в Нью-Йорке в 1948. Особенно много оперных и балетных спектаклей поставил и оформил в миланском театре «La Scala» (1930-е - 1950-е), где постановочной частью заведовал его сын Николай.
Помимо работы в театре, Б. продолжал заниматься живописью и графикой; создал серии видов Петербурга и его пригородов под общим названием «Воспоминания», иллюстрировал книги русских авторов: А.Пушкин.
«Капитанская дочка» (изд. 1944); А.Попов. «Григорий Орлов» (1946) и «Побрехушки кухмистерские» (1951). По воображению и памяти написал несколько картин на темы русской истории Петровской, Екатерининской и Павловской эпох (1929, 1940-е). Писал также пейзажи Парижа, Нормандии, Версаля, Бретани в манере, сложившейся в начале века.
Иллюстрировал книги А. де Ренье «Грешница» (1928), А.Моруа «Страдания молодого Вертера» (1926) и др.
В течение жизни Б. участвовал в выставках: «Мир искусства» (1898-1903; 1906: 1911-17: 1922; 1924 - в России: 1921 - в Париже): «Современное искусство» (1902-3) в Петербурге: «Союз русских художников» (190410) в Петербурге и Москве; «Салон С.Маковского» (1910-11) в Петербурге; «Международной художественной» в Риме (1911); «Русское искусство» при Осеннем салоне в Париже (1906); «Русской художественной» в Берлине (1922), в городах США (1924-25), в Брюсселе (1928), Белграде (1930), Праге (1935).
Персональные выставки Б. состоялись в Париже (1926, 1929, 1953), Лондоне (1936, 1939, 1959, 1960), Комо (Италия, 1955), Милане (посмертная, 1960), Москве (ретроспективная в Третьяковской галерее, 1972).
Б. - кавалер (1906) и офицер (1916) ордена Почетного легиона Франции, офицер ордена «Corona dltalia» (1911).
На протяжении своего долгого пути художника, критика и историка искусства Б. оставался верен высокому пониманию классической традиции и эстетических критериев в искусстве, отстаивал самоценность художественного творчества и изобразительную культуру, опирающуюся на прочные традиции. Искренность устремлений того или иного автора была для него главным мерилом в оценке произведения искусства любого направления. Будучи традиционалистом, Б. не был закрыт для проявлений новаторства, но основное внимание все же уделял изучению истории искусства в музеях и архивах. Из этих изысканий выросли не только его замечательные труды по истории русского и зарубежного искусства, но и сочно, красочно написанные мемуары, зафиксировавшие целую эпоху отечественной художественной культуры рубежа XIX и XX вв. и отдельно - историю «Дягилевских балетов» периода их расцвета в 1910-е (большая часть воспоминаний написана в эмиграции). Постоянство и высокая «планка» эстетических принципов как в художественной практике (в станковом и театрально-декорационном искусстве, иллюстрации), так и в теории (критика и история искусств) делают творчество Б. одним из уникальных феноменов, оставившим заметный след в культуре на протяжении почти трех четвертей века. Важно также и то, что вся многогранная деятельность Б. была, по сути, посвящена одной цели: прославлению отечественного искусства в Европе и завоеванию для него достойного места в общеевропейском художественном процессе.
Объединение «Мир искусства», душой которого на рубеже столетий был Б" сделало немало в этом направлении. После этого европейцы более не могли обозревать искусство Европы без учета вклада в его сокровищницу русских художников.
Источник: Энциклопедия Русской эмиграции