Бенуа Николай Леонтьевич
Бенуа (Николай Леонтьевич) - профессор архитектуры, состоящий при министерстве государственных имуществ, председатель петербургского общества архитекторов, архитектор Высочайшего Двора и член петербургской городской управы, заведующий техническим отделением. Родился в Петербурге 1 июля 1813 года; обучался первоначально в петропавловской школе, а потом, 14 лет от роду, был принят по Высочайшему повелению на казенный счет в Академию Художеств по классу архитектуры, где был зачислен во 2-й возраст 1 декабря 1827 года. Через девять лет он окончил курс по 1-му разряду и затем удостоен был 27 сентября 1836 г. большой золотой медали за проект здания училища правоведения, которая давала право ехать на 6 лет за границу казенным пенсионером. По ""Положению"" эта поездка могла состояться лишь через три года, в продолжение которых молодой архитектор пробыл чертежником у знаменитого профессора Тона , сначала в Петербурге при постройке церкви Введения на Загородном проспекте, а потом в Москве при сооружении храма Христа Спасителя, большого Кремлевского дворца и малого театра. Наконец, в июне 1840 года он выехал за границу, где пробыл шесть лет, вернувшись в Петербург 2 ноября 1846 года и посетив в продолжение этого времени Германию, Австрию, Италию, Швейцарию, Францию и Англию. Плодом этого путешествия были многочисленные альбомы и архитектурные обмеры, как целых зданий, так и отдельных архитектурных деталей. Конечно, большая часть времени была посвящена Италии, где в одном Орвието (тогда еще в Папской области) Н. Л. провел два года, обмеряя вместе с двумя своими товарищами А.М. Резановым и А.И. Кракау знаменитый орвиетский собор, который может служить типичнейшим представителем итальянской готики. Рисунки эти были великолепно изданы в 1877 г. в Париже, фирмою V-e Morel et C-ie под заглавием: ""Monographie de la cathedrale d´Orvieto par N. Benois, A. Resanoff et A. Krakau, pensionnaires de l´Academie Imperiale des beaux arts de Saint-Petersbourg"" По возвращении на родину Н. Л. был удостоен за свои работы звания академика архитектуры и зачислен на службу в кабинет Его Величества, где выполнил несколько проектов по поручению государя, каковы - проект католического алтаря из малахита в подарок сардинскому королю, несколько бронзовых столов и рисунки столового белья для двора великого князя Константина Николаевича . Затем, по Высочайшей воле, ему было поручено составить проект дворцовых конюшен в Петергофе. С этих пор начинается строительная деятельность Н. Л., и он производит разные постройки не только в Петербурге, но внутри России. Из построек его в Петербургской губернии главнейшими являются: в Петергофе - придворные конюшни и вокзал железой дороги, в готическом стиле, кавалерские корпуса, в стиле большого петергофского дворца, часовня на Торговой площади, в русском стиле, и затем официантский дом, придворный госпиталь и богадельня; на Балтийской железной дороге - станция Стрельна, Сергиево (в русском стиле) и Красное село - последняя теперь частью перестроенная; в Лисинском учебном лесничестве - дом для практикантов, охотничий дворец и церковь; в Петербурге - католическая церковь на кладбище на Выборгской стороне, несколько частных домов и фасад дома бывшего графа Апраксина, в стиле Людовика XV, на Литейной; на Петергофской дороге - ферма в усадьбе ""Ульянка"" графа Д.Н. Шереметева и в Павловске - летний деревянный театр. Из построек его внутри России следует указать на церковь в имении г-на Павлова Екатеринославской губернии, барский дом, конский завод, службы и церковь в имении графини Шереметевой в селе Высоком, Смоленской губернии, швейцарский домик в селе Кусково, имении графа Д.Н. Шереметева, и главное здание петровской земледельческой академии, выстроенное им на месте старого деревянного дворца Разумовских, под Москвою. Кроме того, за последнее время Н. Л. построил в Петербурге, совместно с А.И. Кракау, дом общества поземельного кредита на Адмиралтейской набережной и вместе с А.Р. Гешвендом - арестный дом в Александро-Невской части. Одновременно с этой обширной строительной деятельностью развивается служебная и общественная деятельность Н.Л. После постройки петергофских конюшен он был сделан в 1850 году архитектором Петергофа и назначен два года спустя членом общего присутствия правления I округа путей сообщения и архитектором министерства государственных имуществ, а в 1858 году был удостоен за свои работы Академией Художеств звания профессора архитектуры. С 1872 года он стал во главе строительного отделения петербургской городской управы и, наконец, в 1880 году избран председателем петербургского общества архитекторов. В 1886 году друзья и почитатели Н. Л. отпраздновали 50-ти летний юбилей его архитектурной деятельности, причем в Академии Художеств была устроена выставка его рисунков и проектов. Выставка эта, заключавшая в себе около 200 номеров, послужила верной картиной его полувековой деятельности и определила вполне место, занимаемое им в современном русском зодчестве. Некоторые из построек Н. Л. помещены в журнале ""Зодчий"" с 1872 по 1890 год. Умер в 1898 г.
Источник: Биографический словарь. 2008
Бенуа, Николай Леонтьевич
— профессор архитектуры, состоящий при министерстве государственных имуществ, председатель петербургского Общества архитекторов, архитектор Высочайшего Двора и член петербургской городской управы, заведующий техническим отдлением. Родился в Петербурге 1-го июля 1813 года; обучался первоначально в петропавловской школе, а потом, 14-ти лет от роду, был принят по высочайшему повелению на казенный счет в Академию художеств по классу архитектуры, где был зачислен во 2-й возраст 1-го декабря 1827 года. Через девять лет он окончил курс по 1-му разр. и затем удостоен был 27 сент. 1836 г. большой золотой медали за проект здания училища правоведения, которая давала право ехать на 6 лет за границу казенным пенсионером. По "Положению" эта поездка могла состояться лишь через три года, в продолжение которых молодой архитектор пробыл чертежником у знаменитого профессора Тона сначала в Петербурге, при постройке церкви Введения на Загородном проспекте, а потом в Москве, при сооружении храма Христа Спасителя, большого Кремлевского дворца и Малого театра. Наконец в июне 1840 года он выехал за границу, где пробыл шесть лет, вернувшись в Петербург 2-го ноября 1846 года и посетив в продолжение этого времени Германию, Австрию, Италию, Швейцарию, Францию и Англию.
Плодом этого путешествия были многочисленные альбомы и архитектурные обмеры как целых зданий, так и отдельных архитектурных деталей. Конечно, большая часть времени была посвящена Италии, где в одном Орвието (тогда еще в Папской области) Н. Л. провел два года, обмеряя вместе с двумя своими товарищами А. М. Резановым и А. И. Кракау знаменитый Орвиетский собор, который может служить типичнейшим представителем итальянской готики. Рисунки эти были великолепно изданы в 1877 г. в Париже фирмою V-e Morel et C-ie под заглавием "Monographie de la cathédrale d´Orvieto par N. Benois, A. Resanoff et A. Krakau, pensionnaires de l´Асаdemie Impériale des beaux arts de Saint-Pétersbourg". По возвращении на родину Н. Л. был удостоен за свои работы звания академика архитектуры и зачислен на службу в Кабинет его величества, где выполнил несколько проектов по поручению государя, каковы — проект католического алтаря из малахита в подарок сардинскому королю, несколько бронзовых столов и рисунки столового белья для двора вел. кн. Константина Николаевича. Затем по высочайшей воле ему было поручено составить проект дворцовых конюшен в Петергофе. С этих пор начинается строительная деятельность Н. Л., и он производит разные постройки не только в Петербурге, но и внутри России. Из построек его в Петербургской губернии главнейшими являются: в Петергофе — придворные конюшни и вокзал железной дороги в готическом стиле, кавалерские корпуса в стиле большого петергофского дворца, часовня на Торговой площади в русском стиле и затем официантский дом, придворный госпиталь и богадельня; на Балтийской ж. д. — станции Стрельна, Сергиево (в русском стиле) и Красное село — последняя теперь частью перестроенная; в Лисинском учебном лесничестве — дом для практикантов, охотничий дворец и церковь; в Петербурге — католическая церковь на кладбище на Выборгской стороне, несколько частных домов и фасад дома бывшего графа Апраксина в стиле Людовика XV на Литейной; на Петергофской дороге — ферма в усадьбе "Ульянка" графа Д. Н. Шереметева и в Павловске — летний деревянный театр. Из построек его внутри России следует указать на церковь в имении г-на Павлова, Екатеринославской губернии, барский дом, конский завод, службы и церковь в имении графини Шереметевой в селе Высоком Смоленской губ., швейцарский домик в селе Кускове, имении графа Д. Н. Шереметева, и главное здание Петровской земледельческой академии, выстроенное им на месте старого деревянного дворца Разумовских под Москвою. Кроме того, за последнее время Н. Л. построил в Петербурге совместно с А. И. Кракау дом Общества поземельного кредита на Адмиралтейской набережной и вместе с А. Р. Гешвендом — арестный дом в Александроневской части. Одновременно с этою обширною строительною деятельностью развивается служебная и общественная деятельность Н. Л. После постройки петергофских конюшен он был сделан в 1850 году архитектором Петергофа и назначен два года спустя членом общего присутствия правления I округа путей сообщения и архитектором министерства государственных имуществ, а в 1858 году был удостоен за свои работы Академией художеств звания профессора архитектуры. С 1872 года он стал во главе строительного отделения петербургской городской управы и, наконец, в 1880 году избран председателем петербургского общества архитекторов.
В 1886 году друзья и почитатели Н. Л. отпраздновали 50-летний юбилей его архитектурной деятельности, причем в академии художеств была устроена выставка его рисунков и проектов. Выставка эта, заключавшая в себе около 200 номеров, послужила верною картиною его полувековой деятельности и определила вполне место, занимаемое им в современном русском зодчестве. Некоторые из построек Н. Л. помещены в журнале "Зодчий" с 1872 по 1890 год.
{Брокгауз}
Бенуа, Николай Леонтьевич (дополнение к статье)
— архитектор; умер в 1898 г.
{Брокгауз}
Бенуа, Николай Леонтьевич
(1813—1898) — архитектор. Высшее образование получил в Академии художеств, по окончании которой в 1836 работал у К. Тона (до 1840). В 1858 — за постройки в Петергофе получил звание профессора. В 1880—93 — председатель Петербургского об-ва архитекторов. Б. принадлежит к группе крупных архитекторов середины 19 века, отразивших пестроту вкусов и быструю смену увлечений стилями прошлых времен (классика, готика, ренессанс, рококо, русский стиль) и потому не имевших возможности вполне выявить себя. Работы Б. в готическом стиле (б. придворные конюшни, Петергофский вокзал) являются лучшими образцами готики николаевского времени и превосходными архитектурными произведениями. Один из образованнейших архитекторов, Бенуа в своих работах всегда выделялся хорошими пропорциями, большим тактом в применении орнаментов и знанием стиля.
Важнейшие работы: б. придворные конюшни, госпиталь, кавалерские корпуса и вокзал в Петергофе; здания станций Стрелка, Сергиево, Красное Село (1847—58); церкви в б. имениях Павлова и Шидловского (1847); римско-католическая церковь в Ленинграде; церковь, дом и усадьба в с. Высоком Смоленской губ., принадлежавшие ранее А. Г. Шереметьеву; театр в Гельсингфорсе, летний театр в Павловске (1875) и ряд частных домов в Ленинграде.
Лит.
:
Петров, П. П., Профессор архитектуры Н. Л. Бенуа, биографический очерк (1836—86), СПб, 1886; его же, Сборник материалов к истории Академии художеств, тт. 2 и 3; Отчеты Академии художеств 1848—49; Щербина-Кpaмаренко, П., Некролог в "Неделе Строителя", 1898; Проекты в "Зодчем", 1872—90; Бенуа, А. Н. и Лансере, Н. Е., Дворцовое строительство императора Николая I, в журнале "Старые Годы", 1913, июль-сентябрь; Снимки с проектов и биография Б. в "Ежегоднике Общества Архитекторов-Художников", 1913.
Н. Лансере.
Бенуа, Николай Леонтьевич
(13. 01. 1813, СПб — 23. 11. 1898, СПб)
В 1836 окончил ИАХ с правом на загран. поездку. В 1838—40 работал на постройке храма Христа Спасителя и Большого Кремлевского дворца. Строил и преподавал в СПб. С 1857 — профессор ИАХ. Для Москвы при участии П. С. Кампиони спроектировал ансамбль Петровской земледельческой академии: главное зд. (1862—65, Тимирязевская ул., 49), надстройка боковых флигелей, перестройка оранжереи в музей. Руководил постройкой "швейцарского" дома в с. Кусково (1870).
Ист.: ГНИМА, инв. № PI 10679—10682; РГИА, ф398. он 24, д. 9276; оп. 26, дд. 10036, 10038, 10051; он 34. л 12345; оп. 35, д. 12367; ф. 1088, оп. 9, д. 840.
Лиг Бартенева М. И. Николай Бенуа // Мастера архитектуры. — Л., 1985.
Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008
НИКОЛАЙ ЛЕОНТЬЕВИЧ БЕНУА
1813—1898) Творчество Бенуа выходит за границы лишь общехудожественных ценностей. Бенуа, этот «архитектор-художник», знаток исторических стилей, был и опытным архитектором-практиком, строителем. В его работах нашли выражение основные черты и принципы, типичные для отечественного зодчества его времени, с ретроспективными тенденциями, откровенным декоративизмом, с одной стороны, и новой функциональной организацией пространства и применением прогрессивных строительных материалов и конструкций – с другой. Николай Леонтьевич Бенуа родился 13 июля 1813 года в Петербурге в семье придворного метрдотеля императрицы Марии Федоровны Луи Жюля Бенуа. Уроженец Франции, Луи Жюль был родом из крестьянской семьи, жившей неподалеку от Парижа. Женат Луи Жюль был на Анне Катерине Гроппе, дочери медника, немке по происхождению. У них было восемнадцать детей, из которых семь умерли в младенчестве. В живых остались пятеро сыновей и шесть дочерей. Среднему сыну Луи Жюля Бенуа, Николаю, развитому мальчику, с детства владевшему французским и немецким языками, предстояло связать жизнь с русским искусством. Занимаясь в немецкой школе Св. Петра и Павла, куда он поступил в 1822 году девяти лет, а затем в реформаторской церковной, Николай много рисовал. Его первым учителем рисования был известный в то время преподаватель Кабль, который постоянно хвалил своего ученика. Мать Николая, на которую после смерти мужа в 1822 году легла забота о будущем детей, ходатайствовала перед императрицей Марией Федоровной о приеме сына в Академию художеств. Очевидно, наряду с любовью к рисованию, у Николая было увлечение именно архитектурой, так как в документах о приеме вдова Бенуа просит определить четырнадцатилетнего сына в Академию художеств «для изучения архитектуры». Так как Николай был крестником вдовствующей императрицы, она поддержала просьбу, и 1 декабря 1827 года Николай Бенуа был по высочайшему повелению принят в число казенных воспитанников академии на полный пансион и помещен сразу во второй возраст. Бенуа учился прекрасно. Усердие и крайне добросовестное отношение ко всему, чем бы он ни занимался, были его отличительными чертами. Первую награду «за успехи в науках» академист второго возраста Бенуа получил в июле 1829 года, в мае 1831 года он был награжден еще раз. Внимательное изучение памятников античного искусства, усвоение основных принципов школы русского классицизма, а также большая творческая одаренность, – все это в совокупности положительно сказалось при создании Бенуа самостоятельных проектов. Он работал в довольно сдержанных формах, тонко и грамотно разрабатывая свое решение. В феврале 1831 года при распределении академистов по художественным мастерским Николай был назначен к академику В.А. Глинке, но проучился у него недолго. В июле того же года Глинка умер. Пять его учеников, в том числе Бенуа, перешли к академику Х.Ф. Мейеру, который «принес своими практическими познаниями много пользы молодым русским зодчим». В апреле 1834 года в этой мастерской Бенуа создал проект загородного дома богатого помещика. Бенуа умело и рационально разрабатывает плановое решение, проявляя похвальную для воспитанника полную самостоятельность. За эту архитектурную композицию он получает свою первую серебряную медаль – Малую. В декабре 1834 года серебряную медаль, на этот раз Большую, завоевывает его архитектурная композиция, а также проект музея, выполненный в апреле 1835 года. Для выпускного проекта 1836 года Бенуа выбрал проект «Училище правоведения», получивший высокую оценку. На торжественном собрании 27 сентября 1836 года Бенуа была присуждена за него Большая золотая медаль, он был также награжден шпагой и выпущен из академии со званием художника четырнадцатого класса. Блестящее окончание академии давало право заграничного пенсионерства. Но пенсионерство начиналось не ранее чем через три года после окончания учебного заведения, в течение которых выпускникам необходимо было по правилам академии получить строительную практику. Служба Бенуа началась в Первой Санкт-Петербургской гимназии, куда он был зачислен архитектором в ноябре 1836 года. Основную же практику Бенуа прошел, будучи помощником К. Тона, ведшего в то время строительство сразу нескольких объектов в Петербурге и Москве. В конце мая 1840 года, получив награду в тысячу рублей ассигнациями «за труды по постройке храма во имя Христа Спасителя», Бенуа заканчивает свою деятельность в Москве и начинает готовиться к заграничному путешествию. За границей Бенуа в полной мере подвергся влиянию идей, которыми была пропитана атмосфера тогдашней Европы, – идей романтизма. Бенуа не просто пленяется внешним видом готических зданий, он начинает серьезно, досконально исследовать этот стиль, что обнаруживается с первых же архитектурных набросков. Они пропитаны идеями романтизма, направлены на преодоление классицистической традиции. С 1840 по 1846 год Бенуа живет в Италии. Он знакомится с Римом, изучает классические памятники города. Николай много рисует, копирует античные гипсы в музеях. Он также совершает поездки по другим итальянским городам – Парме, Болонье, Колонье, Пьяченце, Венеции. Через Швейцарию Бенуа направляется к Кельну, вполне отдавая дань своей любви к готическим соборам, сделав с них ряд тончайших, прекрасных акварелей. Значительным событием для пенсионеров был приезд в Италию в декабре 1845 года Николая I. Во время осмотра древних построек Рима царь долго беседовал с Бенуа и Резановым. Они не только объясняли ему устройство терм Каракаллы, где в то время находились, но «говорили и вообще о древних остатках Рима так основательно и хорошо, что показали себя не только знающими свое дело, но и вполне образованными людьми». На обратном пути в Россию Бенуа посетил Францию и Англию. Это была великолепная возможность увидеть страны, в которых архитектура средневековья достигла совершенства. 3 ноября 1846 года Николай Бенуа вернулся в Петербург, пробыв за границей шесть с половиной лет, полный желания как можно быстрее применить знания, полученные во время пенсионерства. Романтическое направление в архитектуре, которое за время пребывания Бенуа за границей окончательно определилось в России, открывало широкие возможности перед молодым зодчим. 18 декабря 1846 года архитектор был зачислен на службу в Кабинет его императорского величества с жалованием, «равным содержанию профессора II степени, то есть по 715 руб. серебром в год». Николай I, памятуя о встречах в Риме, благоволил к нему. Последовали заказы для царской семьи, носившие, правда, прикладной характер. Первые архитектурные композиции на родине он делает по частным заказам. Сохранились эскизы церкви с колокольней для имения Н.М. Павлова близ Павлограда, «проект пятиглавой церкви в русском стиле в Малороссии для имения А.М. Шидловского». В отчетах Академии художеств за 1847—1848 годы упоминаются также проект галереи для Петергофского дворца, постройка сыворотколечебного заведения для докторов Лильенберга и Виткова в столице. Первому десятилетию после возвращения суждено было стать наиболее плодотворным этапом творческой деятельности Бенуа. Его излюбленный готический стиль был в необычайной моде. Получив высочайшее одобрение эскизов прикладных изделий для царского двора, в августе 1847 года он начинает работу над большим проектом здания придворных конюшен в Петергофе в готическом стиле, так называемых Готических конюшен, занимающих одно из центральных мест в его творчестве. Конюшни строились по личному заказу Николая I, благоустраивавшего свою летнюю резиденцию. Царю импонировал в то время стиль готики. Бенуа проявил себя здесь подлинным мастером архитектурной композиции. Оперируя крупными, цельными объемами, он создал ясное и вместе с тем многообразное пространственное решение. Одной из сильных сторон творчества Бенуа является стремление к наибольшей выразительности композиции, умение методом длительного отбора сохранить в ней лишь главное и добиться окончательной гармонии, удачно избегая при этом монотонности и дробности. В 1847 году «во уважение отличных дарований искусства и познаний» Бенуа присваивается звание академика, а в 1850 году он был назначен главным архитектором при Петергофском дворцовом правлении и имел теперь отношение ко всему, что строилось в Петергофе, непосредственно следил за строительством и состоянием построек. В 1854 году подходит к концу строительство придворных конюшен, архитектор «всемилостивейше пожалован» по этому поводу орденом Св. Владимира IV степени и тут же получает от царя новое задание. В непосредственной близости от Большого петергофского дворца, на церковной площадке, он возводит «фрейлинские» корпуса для свиты императорской фамилии – два здания, соединенные воротами в единое целое, выстроенные в стиле Большого петергофского дворца. Бенуа подошел к задаче со всей серьезностью и, будучи прекрасным рисовальщиком, тонко чувствующим стиль, справился с ней прекрасно, органично введя Фрейлинские дома в сложившийся исторический ансамбль. При постройке третьего крупного здания в Петергофе – железнодорожного вокзала (проект делался в 1854 году по заказу владельца дороги барона Штиглица) – зодчий опять обратился к готическому стилю. Как и придворные конюшни, петергофский вокзал скомпонован смело и гармонично, так же свободно оперировал здесь Бенуа элементами английской готики. Однако законченное в 1858 году здание получилось гораздо скромнее, чем это предусматривалось проектом, что было вызвано финансовыми затруднениями государства после Крымской кампании. Одновременно с вокзалом в Петергофе Бенуа сделал проекты и занимался строительством небольших станций той же железной дороги; в Стрельне (1856), Сергиево (1855—1857) и Красном Селе (1858). Ему также принадлежит здание почты в стиле «готики», проект которой он выполнил в 1850 году совместно с А.К. Кавосом. Видный архитектор, сын итальянского композитора Катарино Кавоса, Альберт Катаринович Кавос, широко известен как строитель императорских театров. В 1848 году Бенуа женился на его дочери Камилле, что способствовало дружеской и творческой связи зодчих. У Николая Бенуа и Камиллы Кавос (она умерла раньше мужа, в 1891 году) было девять детей. Двое из них, Луиза и Юлий, умерли в раннем возрасте. Трое сыновей Николая Леонтьевича – Альберт, Леонтий и Александр – не только унаследовали художественные способности отца (рисовали и два других сына, Николай и Михаил), но и избрали искусство делом своей жизни. Художественными способностями обладали и дочери – Камилла и Екатерина. В 1850-е годы Бенуа выполняет еще несколько работ для Петергофа. Госпиталь со службами (1850—1857) решен архитектором в классическом духе с ориентацией на широко распространенное направление «стиля Людовика XVI». В 1856 году Бенуа построил в Петергофе Официантский дом, расположенный в центре города, а в 1861—1868 годах – Верхнесадский министерский дом недалеко от Большого дворца – оба здания в стиле раннего французского классицизма. В 1851 году Бенуа был назначен в Первый округ путей сообщения, что положило начало его участию в управлении строительной частью Петербурга. В 1852 году Бенуа начал службу в департаменте сельского хозяйства при министерстве государственных имуществ. Это ознаменовалось новым ответственным поручением – построить в Лисинском учебном лесничестве под Петербургом дом «для 40 практикантов Егерского училища» и охотничий дворец для членов царской семьи. Здания начали возводиться в 1852 году и были закончены в начале 1860-х годов. В 1858 году Бенуа там же, в Лисино, закладывает церковь «во имя честного и животворящего креста», вскоре выстроенную. Не будучи крупными по масштабу, здания в Лисино, образующие своего рода комплекс, – одна из этапных работ Бенуа, в которой формируются новые стороны его творчества. Архитектор делает попытку, отрешившись от работы только в рамках любимых исторических стилей, найти совершенно новые композиционные приемы и связанную с ними образную трактовку сооружений. В 1857 году архитектор выполняет, наконец, самостоятельную работу в Петербурге – строит католическую церковь Св. Марии на Выборгской стороне. Это была единственная церковная постройка, созданная Бенуа в романском стиле, представляющая интерес, тем более что в ней был похоронен сам архитектор. В том же году Бенуа получил звание профессора Академии художеств. Тогда же он был прикомандирован к строительной конторе императорского двора и удостоен почетного звания архитектора высочайшего двора. К 1858 году относится один из лучших проектов жилых домов, выполненных Николаем Леонтьевичем в стиле барокко – фасад дома И.А. Апраксина на Литейном проспекте. Несомненно, будь фасад дома Апраксина сохранен, он служил бы украшением Литейного проспекта. Находясь на службе в министерстве государственных имуществ, Бенуа плодотворно занимался приспособлением старой подмосковной усадьбы Петровско-Разумовское под Сельскохозяйственную академию. 19 июня 1861 года он вошел в состав комитета, ведающего делами по постройкам в Петровско-Разумовском, а немного позже стал возглавлять всю работу по созданию построек академии. С 1862 по 1865 год архитектор строит в Петровском главное здание академии – это единственная его постройка в Москве и последнее крупное общественное сооружение, возведенное им в России. В 1863 году в связи с уходом Кавоса по болезни от дел Бенуа получил почетное назначение главным архитектором императорских театров. Это ознаменовалось серьезной разработкой проекта восстановления сгоревшего театра в Гельсингфорсе (ныне Хельсинки). В 1866 году театр был выстроен почти заново по проекту Бенуа. Это крупное монументальное здание, правда, в значительно измененном виде, находится в центре Хельсинки и функционирует в наши дни. Постепенно так счастливо начавшаяся карьера Николая Леонтьевича Бенуа приостанавливается. Режим чрезвычайной экономии, который сопутствовал правлению Александра II, не давал возможности получать большие интересные заказы, и Бенуа довольствовался небольшими и нередко чисто утилитарными задачами. Возможно, этому способствовали те свойства характера, о которых писал один из его сыновей: «В нем не было и тени интриганства или хотя бы простой хитрецы, ему были омерзительны всякие хлопоты за себя и менее всего он был способен на пресмыкательство или подсиживание товарищей. И вот почему Николай Леонтьевич Бенуа, будучи несомненно самым даровитым и знающим из архитекторов своего времени в России, все же остался в какой-то тени». Но были и другие причины: чем дальше, тем больше в России используются различные стилевые направления. Во внешнем решении зданий и в интерьерах становится чрезвычайно распространенным смешение стилей. Характерны для эпохи были и запросы частного заказчика, чьими желаниями нередко определялась творческая направленность зодчих и чьи «вкусы» нередко не отвечали понятиям вкуса, воспитанного у зодчих, в частности у Бенуа. Постройки, осуществленные Бенуа во второй половине века, в основной своей массе невелики по объему, но им присущи сугубо индивидуальные, свойственные лишь этому архитектору черты. Основные заказы в 1860-е годы Бенуа получает от семьи Шереметевых. Графиня А.Г. Шереметева, в частности, просит архитектора построить ряд зданий своей родовой усадьбы в селе Высоком Смоленской губернии. В начале 1870-х годов Бенуа занимается некоторыми работами для Петергофа. Несколько частных заказов получает он и в Петербурге: перестраивает дом Ф.К. Шульца на Литейном проспекте (1871—1872), в следующем году строит дом В.К. Кребера на Надеждинской. В Москве на Политехнической выставке 1872 года Бенуа была присуждена Большая золотая медаль «за художественные достоинства проектов и рисунков», представленных зодчим. Архитектурных заказов было, однако, как и прежде, мало. Будучи активным, стремящимся как к творческой, так и к общественной деятельности человеком, Бенуа предлагает свою кандидатуру в гласные Городской думы на 1868—1872 годы. С тех пор он избирается в думу каждые четыре года, а вскоре после этого становится членом Городской строительной комиссии, из которой в 1872 году образовывается Городская управа. В апреле 1873 года Бенуа назначается заведующим строительной частью Городской управы и на этой должности остается в течение последующих двадцати пяти лет бессменно. Несмотря на большую занятость, Бенуа продолжает проектировать и строить. 1876 годом датирован проект летнего деревянного театра в Павловске, который был выстроен и открыт 18 мая 1877 года. Он был решен в «дачно-русском» стиле, как и окружающие его постройки. На сцене театра выступали многие известные актеры и певцы. В начале 1876 года был одобрен выполненный Бенуа проект фонтана для Александровского сада. Это круглый фонтан серого гранита, находящийся на площадке против главных ворот Адмиралтейства. Архитектор участвовал и в конкурсах, работы его удостаивались премий. 27 сентября 1886 года исполнилось пятьдесят лет творческой деятельности Бенуа. Юбилей был широко освещен на страницах столичных газет и журналов. В связи с юбилеем Бенуа был избран почетным членом Санкт-Петербургского общества архитекторов. На торжественном заседании академии ему была вручена золотая медаль с его профильным портретом. Правительство наградило его орденом Анны I степени. С 1890 по 1893 год Бенуа был председателем Санкт-Петербургского общества архитекторов. Несмотря на преклонный возраст, он сохранял бодрость и трудоспособность, имел безупречное зрение «и еще за год до смерти… мог чертить и раскрашивать, точно ему не восемьдесят четыре, а двадцать четыре года». Последний свой проект архитектор делает за два года до смерти, в 1896 году. Это проект женской гимназии в Енисейске. Бенуа было тогда восемьдесят три года. В том же году его избирают почетным членом Академии художеств. Умер Бенуа 23 декабря 1898 года.
Источник: 100 великих архитекторов. 2003